ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
15
недопустимых явлениях , «как опубликование Б. Пильняком и Е. Замятиным
своих клеветнических антисоветских произведений в белогвардейских
зарубежных издательствах». Формулировки носили показательный характер и
имели значение не только для критикуемых авторов: власть подала
недвусмысленный сигнал , что изменилось отношение к уже сложившейся в
1920-у годы практике публикации произведений в берлинских русских
издательствах , у которых были налаженные связи с редакциями,
остававшимися в советской России. Особое значение имело и то
обстоятельство, что критике был подвергнут успешный и популярный Б .
Пильняк , талантливый и независимый Е . Замятин. Вслед за программным
выступлением , задавшим основной тон дискуссии, последовала серия
«проработочных» статей, коллективных заявлений и показательных собраний,
варьировавших уже известные обвинения, заявленные «Литературной газетой».
В таких условиях непросто складывалась судьба всех сатирических жанров, в
частности комедии.
К началу 1930-х гг. сложилась самостоятельная и популярная
сатирическая комедия, разрабатывавшая темы бюрократизма и мещанства.
Тональность и пафос этих разработок были вполне определенными и
заданными, достаточно вспомнить успех стихотворения В . Маяковского
«Прозаседавшиеся» и одобрительную реакцию В.И. Ленина на него. Эти темы
остались в поле зрения советской сатирической комедии и на рубеже 1920-
1930-х гг., но отношение к ним менялось.
В 1929 году, почти в самый разгар кампании против сатиры,
В . Маяковский (1893-1930) заканчивает пьесу «Баня». В ней шла речь о
деятельности, точнее о сознательном ничегонеделании бюрократа
Победоносикова. Фамилия героя которого, как и название должности
(Главначпупс ), соединяла в себе высокое и низкое , привычно государственное
(легко осознаваемый контекст слов, начинающихся с ГЛАВ-, НАЧ-, ПОБЕД -) и
комическое (-пупс, -носиков вместо ожидаемого -НОСЦЕВ ). Нешуточными
были и аллюзии, вызываемые деятельностью лица, поставившего государство
на обслуживание собственных интересов. В таком истолковании бюрократии В .
Маяковский не отходил от марксизма, видевшего существо бюрократии «в
отрыве центров исполнительной власти от воли и решений большинства членов
этой организации, в главенстве формы над содержанием деятельности»
(Философский словарь). В .И. Ленин считал , что бюрократия ведет к
возникновению привилегированного строя, оторванного от масс и стоящего над
ним (Ленин, ПСС, т . 3, с . 115).
В . Маяковский именно об этом и писал , однако смысл его сатирических
обвинений приходил в известное противоречие с официальной доктриной: в
пролетарском государстве рабочих и крестьян , уничтожившем власть одного
класса над другими, создается новый привилегированный класс,
представленный ничтожным Победоносиковым , пародией на прежнего
Победоносцева. Главначпупс эксплуатирует свою революционную биографию ,
бессовестным образом присваивает не принадлежащее ему. Но самое страшное
заключается в том , что в пьесе нет сил, способных реально противостоять
15 не допус т им ых явл е ниях , «как опубл икование Б. П ил ь няком и Е. З ам ят иным с воих кл е ве т ниче с ких ант ис ове т с ких произве де ний в бе л огварде йс ких зарубе ж ных издат е л ь с т вах ». Ф орм ул ировки нос ил и показат е л ь ный х аракт е р и им е л и значе ние не т ол ь ко дл я крит икуе м ых авт оров: вл ас т ь подал а не двус м ыс л е нный с игнал , чт о изм е нил ос ь от ноше ние к уж е с л ож ивше йс я в 1920-у годы практ ике публ икации произве де ний в бе рл инс ких рус с ких издат е л ь с т вах , у кот орых был и нал аж е нные с вязи с ре дакциям и, ос т ававшим ис я в с ове т с кой Рос с ии. О с обое значе ние им е л о и т о обс т оят е л ь с т во, чт о крит ике был подве ргнут ус пе шный и попул ярный Б. П ил ь няк, т ал ант л ивый и не завис им ый Е. З ам ят ин. В с л е д за програм м ным выс т упл е ние м , задавшим ос новной т он дис кус с ии, пос л е довал а с е рия «проработ очных » с т ат е й, кол л е кт ивных заявл е ний и показат е л ь ных с обраний, варь ировавших уж е изве с т ные обвине ния, заявл е нные «Лит е рат урной газе т ой». В т аких ус л овиях не прос т о с кл адывал ас ь с удь ба вс е х с ат ириче с ких ж анров, в час т нос т и ком е дии. К начал у 1930-х гг. с л ож ил ас ь с ам ос т оят е л ь ная и попул ярная с ат ириче с кая ком е дия, разрабат ывавшая т е м ы бю рократ изм а и м е щ анс т ва. Тонал ь нос т ь и паф ос эт их разработ ок был и впол не опре де л е нным и и заданным и, дос т ат очно вс пом нит ь ус пе х с т их от воре ния В . М аяковс кого «П розас е давшие с я» и одобрит е л ь ную ре акцию В .И. Ле нинанане го. Э т и т е м ы ос т ал ис ь в пол е зре ния с ове т с кой с ат ириче с кой ком е дии и на рубе ж е 1920- 1930-х гг., но от ноше ние к ним м е нял ос ь . В 1929 году, почт и в с ам ый разгар кам пании прот ив с ат иры, В . М аяковс кий (1893-1930) заканчивае т пь е с у «Баня». В не й шл а ре чь о де ят е л ь нос т и, т очне е о с ознат е л ь ном ниче гоне де л ании бю рократ а П обедонос икова. Ф ам ил ия ге роя кот орого, как и название дол ж нос т и (Г л авначпупс ), с ое динял ав с е бе выс окое и низкое , привычно гос ударс т ве нное (л е гко ос ознавае м ый конт е кс т с л ов, начинаю щ их с яс Г ЛА В -, Н А Ч -, П О БЕД -) и ком иче с кое (-пупс , -нос иков вм е с т о ож идае м ого -Н О СЦ ЕВ ). Н е шут очным и был и и ал л ю зии, вызывае м ые де ят е л ь нос т ь ю л ица, пос т авивше го гос ударс т во наобс л уж ивание с обс т ве нных инт ере с ов. В т аком ис т ол ковании бю рократ ии В . М аяковс кий не от х одил от м аркс изм а, виде вше го с ущ е с т во бю рократ ии «в от рыве це нт ров ис пол нит е л ь ной вл ас т и от вол и и ре ше ний бол ь шинс т вачл е нов эт ой организации, в гл аве нс т ве ф орм ы над с оде рж ание м де ят е л ь нос т и» (Ф ил ос оф с кий с л оварь ). В .И. Ле нин с чит ал , чт о бю рократ ия ве де т к возникнове нию привил е гированного с т роя, от орванного от м ас с и с т оящ е го над ним (Ле нин, П СС, т . 3, с . 115). В . М аяковс кий им е нно об эт ом и пис ал , однако с м ыс л е го с ат ириче с ких обвине ний прих одил в изве с т ное прот иворе чие с оф ициал ь ной докт риной: в прол е т арс ком гос ударс т ве рабочих и кре с т ь ян, уничт ож ивше м вл ас т ь одного кл ас с а над другим и, с оздае т с я но вы й привил е гированный кл ас с , пре дс т авл е нный ничт ож ным П обе донос иковым , пародие й на пре ж не го П обедонос це ва. Г л авначпупс экс пл уат ируе т с вою ре вол ю ционную биограф ию , бе с с ове с т ным образом прис ваивае т не принадл е ж ащ е е е м у. Н о с ам ое с т рашное закл ю чае т с я в т ом , чт о в пь е с е не т с ил , с пос обных ре ал ь но прот ивос т оят ь