ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
14
смерти. Эпизод встречи Тани и Германа мог бы выглядеть лишь
мелодраматичным , если бы не служил той цели, которую формулирует
эпиграф . А . Арбузов истолковывает мысль Микеланджело по-своему. Факт
физического рождения не заслуга человека. Личностью, по мысли драматурга,
он становится, преодолевая те препятствия, какие посылает ему жизнь.
Сопротивляясь ей, человек творит себя истинного, хочет сказать А. Арбузов
своей пьесой. В ней, как и в «Оптимистической трагедии», «семейственные
страсти» стали довольно ироническим фоном Таниному желанию жить жизнью
мужа, отказаться от своего собственного места в ней. И если в изображении
Таниного самоотречения во имя дел Германа А. Арбузов почти нашел
убедительные мотивы, то неудавшееся материнство героини написано и
неумело, и тенденциозно, как незаслуженное наказание. Таня должна стать
равноправным членом общества, человеком , жизненные интересы которого
никак не сосредоточены на семье и быте. Как только героиня доказывает свою
профессиональную состоятельность, драматург дописывает ее судьбу вполне
заурядным happy end’ом : Таня встречает новую любовь.
Таким образом , внутренняя жизнь героини, которая могла бы быть рас -
смотрена как частная история, вписана в социальный контекст, в новое
понимание человеческого счастья. И традиционная, и революционно-
романтическая драматургия, как и вся советская литература 1930-х годов,
реализовывала в своей художественной практике формулу социалистического
гуманизма, продекларированную А . Фадеевым : «Старый гуманизм , как бы он
ни был велик, имел два крупных недостатка. Старый гуманизм не понимал , что
для торжества добра зло должно быть уничтожено. И, кроме того, старый
гуманизм утверждал человека на земле независимо от его деяния – за его, так
сказать, божественную сущность. Социалистический гуманизм только потому и
может торжествовать в нашей стране, что он одержал победу над социальным
злом . И человек с точки зрения социалистического гуманизма – даже не
человек, если он не трудится, не работает, не творит . Одной из особенностей
современной художественной литературы является то, что она показывает
обыкновенного, простого советского человека как человека-борца, деятеля,
труженика, новатора, преобразователя природы и общества».
1930-е годы – время оформления идеологии тоталитарного государства.
Первая ее примета – господство общего над личным . Приоритет
государственного (или того, что им объявлялось) подменял привычную систему
ценностей. В этих условиях резко усилилось идеологическое давление,
корректируемое внешними по отношению к искусству обстоятельствами.
Первым массированным проявлением такого давления стала дискуссия о
сатире 1929 года, показательно проведенная по советскому ритуалу. Поводом к
ее развертыванию послужили обстоятельства в значительной степени внешние:
резкой критике был подвергнут Б . Пильняк , опубликовавший повесть в
берлинском издательстве , и Е. Замятин, автор неопубликованного тогда в СССР
романа «Мы». Кампания была открыта 26 августа публикацией в
«Литературной газете» статьи Б. Волина, в которой шла речь о таких
14 с м е рт и. Э пизод вс т ре чи Тани и Г е рм ана м ог бы выгл яде т ь л ишь м е л одрам ат ичным , е с л и бы не с л уж ил т ой це л и, кот орую ф орм ул ируе т эпиграф . А . А рбузов ис т ол ковывае т м ыс л ь М ике л андж е л о по-с вое м у. Ф акт ф изиче с кого рож де ния не зас л угаче л ове ка. Личнос т ь ю , по м ыс л и драм ат урга, он с т ановит с я, пре одол е вая т е пре пят с т вия, какие пос ыл ае т е м у ж изнь . Сопрот ивл яяс ь е й, че л ове к т ворит с е бя ис т инного, х оче т с казат ь А . А рбузов с вое й пь е с ой. В не й, как и в «О пт им ис т иче с кой т раге дии», «се м е йс т ве нные с т рас т и» с т ал и довол ь но ирониче с ким ф оном Танином у ж е л анию ж ит ь ж изнь ю м уж а, от казат ь с я от с вое го с обс т ве нного м е с т а в не й. И е с л и в изображ е нии Таниного с ам оот ре че ния во им я де л Г е рм ана А . А рбузов почт и наше л убе дит е л ь ные м от ивы, т о не удавше е с я м ат е ринс т во ге роини напис ано и не ум е л о, и т е нденциозно, как не зас л уж е нное наказание . Таня дол ж на с т ат ь равноправным чл е ном общ е с т ва, че л ове ком , ж изне нные инт е ре с ы кот орого никак не с ос ре дот оче ны нас е м ь е и быт е . Как т ол ь ко ге роиня доказывае т с вою проф е с с ионал ь ную с ос т оят е л ь нос т ь , драм ат ург допис ывае т е е с удь бу впол не заурядным happy end’ом : Танявс т ре чае т новую л ю бовь . Таким образом , внут ре нняя ж изнь ге роини, кот орая м огл а бы быт ь рас - с м от ре на как час т ная ис т ория, впис ана в с оциал ь ный конт е кс т , в новое поним ание че л ове че с кого с час т ь я. И т радиционная, и ре вол ю ционно- ром ант иче с кая драм ат ургия, как и вс я с ове т с кая л ит е рат ура 1930-х годов, ре ал изовывал а в с вое й х удож е с т ве нной практ ике ф орм ул у с оциал ис т иче с кого гум анизм а, проде кл арированную А . Ф аде е вым : «Ст арый гум анизм , как бы он ни был ве л ик, им ел двакрупных не дос т ат ка. Ст арый гум анизм не поним ал , чт о дл я т орж е с т ва добра зл о дол ж но быт ь уничт ож е но. И, кром е т ого, с т арый гум анизм ут ве рж дал че л ове каназе м л е не завис им о от е го де яния – зае го, т ак с казат ь , бож е с т ве нную с ущ нос т ь . Социал ис т иче с кий гум анизм т ол ь ко пот ом у и м ож е т т орж е с т воват ь в наше й с т ране, чт о он оде рж ал побе ду над с оциал ь ным зл ом . И че л ове к с т очки зрения с оциал ис т иче с кого гум анизм а – даж е не че л ове к, е с л и он не т рудит с я, не работ ае т , не т ворит . О дной из ос обе ннос т ей с овре м е нной х удож е с т ве нной л ит е рат уры явл яе т с я т о, чт о она показывае т обыкнове нного, прос т ого с ове т с кого че л ове ка как че л ове ка-борца, де ят е л я, т руж е ника, новат ора, пре образоват е л яприродыи общ е с т ва». 1930-е годы – вре м я оф орм л е ния иде ол огии т от ал ит арного гос ударс т ва. П е рвая е е прим е т а – гос подс т во общ е го над л ичным . П риорит е т гос ударс т ве нного (ил и т ого, чт о им объявл ял ос ь ) подм е нял привычную с ис т е м у це ннос т е й. В эт их ус л овиях ре зко ус ил ил ос ь иде ол огиче с кое давл е ние , корре кт ируе м ое вне шним и по от ноше нию к ис кус с т ву обс т оят е л ь с т вам и. П е рвым м ас с ированным проявл е ние м т акого давл е ния с т ал адис кус с ия о с ат ире 1929 года, показат е л ь но прове де ннаяпо с ове т с ком у рит уал у. П оводом к е е разве рт ыванию пос л уж ил и обс т оят е л ь с т вав значит е л ь ной с т е пе ни вне шние : ре зкой крит ике был подве ргнут Б. П ил ь няк, опубл иковавший пове с т ь в бе рл инс ком издат е л ь с т ве , и Е. З ам ят ин, авт ор не опубл икованного т огдав СССР ром ана «М ы». Кам пания был а от крыт а 26 авгус т а публ икацие й в «Лит е рат урной газе т е » с т ат ь и Б. В ол ина, в кот орой шл а ре чь о т аких
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- …
- следующая ›
- последняя »