ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
16
Победоносикову и олицетворяемой им бюрократии. Фосфорическая женщина,
прибывшая из будущего в машине времени, берет с собой и Победоносикова. И
лишь машина, подчиняющаяся не человеку, но своей, «машинной» программе,
выбрасывает Победоносикова из будущего. Последняя фраза главначпупса,
завершающая пьесу, оставляет многие авторские сомнения. «И машина
времени, и вы (зрители. – Т.Н .), и автор – что вы этим хотели сказать, – что я и
вроде не нужны для коммунизма?!?»
Возможно, даже эти осторожные сомнения насторожили цензоров.
«Баня» поступила в Главрепертком 23 ноября 1929 года, но к постановке была
разрешена лишь в феврале 1930 года. Вероятно, этим обстоятельством следует
объяснить лозунг, который , по авторскому замыслу, должен был быть в
зрительном зале:
«Комедия
неприемлема
в виде таком»
Сказали
и
головой покачали.
Уважаемый
Товарищ Главрепертком ,
заходите
не в конце ,
а в начале.
Главный репертуарный комитет (Главрепертком ) был по сути дела
театральной цензурой. И, как показывает пример с пьесой В . Маяковского,
советская репутация которого не вызывала никаких сомнений, Главрепертком
был готов видеть идеологические подсчеты там , где их не было. «Насмешки
вечные над львами, над орлами» не устраивали не только Фамусова, не
одобрили их советские цензоры и в отношении Победоносикова, ничтожного,
но все же представителя власти. «Баня» не была запрещена в советские годы,
однако полноценная театральная постановка была осуществлена после
мейерхольдовской 1930-го года лишь в 1953 году в театре Сатиры (Москва).
Премьерный спектакль состоялся 5 декабря, в день рождения Сталина.
Дискуссия 1929 года о сатире закрыла доступ на сцену сатире в 1930-е
годы, особенно если пьеса принадлежала перу Н . Эрдмана (1902-1970) или М .
Булгакова. Комедия Н . Эрдмана «Самоубийца» (1928) так и не была поставлена
при жизни автора ни в 1930-е годы, ни в более поздние годы, когда драматург
уже был реабилитирован и обстановка в стране значительно изменилась. Пьеса
«Мандат» (1925), поставленная в театре Вс. Мейерхольда, была снята с
постановки.
Не менее сложной была и судьба комедий М . Булгакова. Пьеса «Зойкина
квартира» (1925) была поставлена в Третьей студии МХАТа (позднее театр им .
Е. Вахтангова), имела успех у публики, затем долгие годы не видела света
рампы. Более поздняя комедия «Иван Васильевич» (1935-1936) была впервые
опубликована лишь в 1965 г. Она представляет несомненный интерес как
перекличками с драматургией 1920 – 1930-х годов, так и разработкой
интересующей нас темы.
16 П обедонос икову и ол ице т воряе м ой им бю рократ ии. Ф ос ф ориче с кая ж е нщ ина, прибывшаяиз будущ е го в м ашине вре м е ни, бере т с с обой и П обе донос икова. И л ишь м ашина, подчиняю щ аяс я не че л ове ку, но с вое й, «м ашинной» програм м е , выбрас ывае т П обе донос икова из будущ е го. Пос л е дняя ф раза гл авначпупс а, заве ршаю щ ая пь е с у, ос т авл яе т м ногие авт орс кие с ом не ния. «И м ашина вре м е ни, и вы (зрит е л и. – Т.Н .), и авт ор – чт о вы эт им х от е л и с казат ь , – чт о яи вроде не нуж ныдл яком м унизм а?!?» В озм ож но, даж е эт и ос т орож ные с ом не ния нас т орож ил и це нзоров. «Баня» пос т упил ав Г л авре пе рт ком 23 ноября 1929 года, но к пос т ановке был а разре ше нал ишь в ф е врал е 1930 года. В е роят но, эт им обс т оят е л ь с т вом с л е дуе т объяс нит ь л озунг, кот орый, по авт орс ком у зам ыс л у, дол ж е н был быт ь в зрит е л ь ном зал е : «Ком е дия не прие м л е м а в виде т аком » Сказал и и гол овой покачал и. У важ ае м ый Товарищ Г л авре пе рт ком , зах одит е не в конце , ав начал е. Г л авный ре пе рт уарный ком ит е т (Г л авре пе рт ком ) был по с ут и де л а т е ат рал ь ной це нзурой. И, как показывае т прим е р с пь е с ой В . М аяковс кого, с ове т с кая ре пут ация кот орого не вызывал а никаких с ом не ний, Г л аврепе рт ком был гот ов виде т ь иде ол огиче с кие подс че т ы т ам , где их не был о. «Н ас м е шки ве чные над л ь вам и, над орл ам и» не ус т раивал и не т ол ь ко Ф ам ус ова, не одобрил и их с ове т с кие це нзоры и в от ноше нии П обе донос икова, ничт ож ного, но вс е ж е пре дс т авит е л я вл ас т и. «Баня» не был азапре щ е на в с ове т с кие годы, однако пол ноце нная т е ат рал ь ная пос т ановка был а ос ущ е с т вл е на пос л е м е йе рх ол ь довс кой 1930-го года л ишь в 1953 году в т е ат ре Сат иры (М ос ква). П ре м ь е рный с пе кт акл ь с ос т оял с я5 де кабря, в де нь рож де нияСт ал ина. Д ис кус с ия 1929 года о с ат ире закрыл а дос т уп на с це ну с ат ире в 1930-е годы, ос обе нно е с л и пь е с апринадл е ж ал апе ру Н . Э рдм ана(1902-1970) ил и М . Бул гакова. Ком е дияН . Э рдм ана«Сам оубийца»(1928) т ак и не был апос т авл е на при ж изни авт орани в 1930-е годы, ни в бол е е поздние годы, когдадрам ат ург уж е был ре абил ит ирован и обс т ановкав с т ране значит е л ь но изм е нил ас ь . П ь е с а «М андат » (1925), пос т авл е нная в т е ат ре В с . М е йе рх ол ь да, был а с нят а с пос т ановки. Н е м е не е с л ож ной был аи с удь баком е дий М . Бул гакова. П ь е с а«З ойкина кварт ира»(1925) был апос т авл е нав Тре т ь е й с т удии М Х А Та(поздне е т е ат р им . Е. В ах т ангова), им е л а ус пе х у публ ики, зат е м дол гие годы не видел а с ве т а рам пы. Бол е е поздняя ком е дия «Иван В ас ил ь е вич» (1935-1936) был а впе рвые опубл икована л ишь в 1965 г. О на пре дс т авл яе т не с ом не нный инт е ре с как пе ре кл ичкам и с драм ат ургие й 1920 – 1930-х годов, т ак и разработ кой инт е ре с ую щ е й нас т е м ы.