Советская Россия: проблемы социально-экономического и политического развития (1917-1939 гг.). Никулин В.В - 19 стр.

UptoLike

регистрации уставов и т.п., усиливаются репрессии в отношении творческой интеллигенции и просто из
интеллигентской среды. В августе 1922 г. ВЦИК принял декрет "Об административной высылке лиц,
признаваемых социально опасными". При НКВД была создана особая комиссия, получавшая право без
суда высылать и заключать в лагеря принудительных работ подобных лиц. Начались высылки интелли-
генции за границу.
Усилились гонения на Русскую Православную Церковь. Закрываются церкви, монастыри, изыма-
ются последние материальные ценности. Начинаются массовые антирелигиозные пропагандистские
кампании, создается "Союз воинствующих безбожников".
Коренной реформе подверглась система высшего и среднего образования. Образование стало клас-
совым. Вводилось обязательное изучение марксизма – ленинизма.
Развивались теории отрицания прежней культуры, создания "чисто пролетарской культуры"
(РАПП). Официальная позиция заключалась в необходимости переработки общечеловеческой культуры
на марксисткой основе. Культура в 1920-е гг. пошла по пути унификации как организационно, так и
идейно. Во второй половине 1920-х гг. началась кампания по преобразованию художественных советов
театров в художественно-политические советы (ХПС), в которые наряду с работниками театров теперь
должны были входить представители ЦК партии, обкомов, горкомов, райкомов, комсомольских орга-
нов. Они должны были стать органами общественного контроля, ответственными за политическую ли-
нию, за политическое содержание репертуаров.
В 1920-е гг. в культурной сфере были созданы все предпосылки к глобальному контролю за развити-
ем искусства, к полному подчинению его "партийной линии", что было реализовано в полной мере в
1930-е гг. В то же время нельзя забывать, что в 1920-е гг. жили и работали талантливые писатели, ху-
дожники, поэты, театральные режиссеры и актеры, оставившие заметный след не только в отечествен-
ной
культуре, но и мировой. К их числу относятся писатели А.Н. Толстой, М.А. Булгаков, А.С. Грин, Б.Л.
Пастернак, М.М. Зощенко; поэты С.А. Есенин, В.В. Маяковский, Э.Г. Багрицкий, А.А. Блок; худож-
ники К.С. Петров-Водкин, А.А. Дейнека, И.И. Бродский; режиссеры Е.Б. Вахтангов, В.Е. Мейерхольд,
Е.О. Любимов-Ланской; кинорежиссеры В.И. Пудовкин, С.М. Эйзенштейн, А.М. Роом и другие. Значи-
тельное влияние на европейскую культуру оказали представители русской эмигрантской интеллиген-
ции, которая своей главной задачей считала сохранение и развитие традиций русской культуры и науки.
За рубежом оказались тысячи выдающихся русских людей. Среди них историк А. Кизеветтер, философ
Н. Лосский, экономист С. Прокопович; писатели А. Ремизов, М. Цветаева, И. Бунин, А. Куприн, Д. Ме-
режковский; представители религиозной философии Н. Бердяев, С. Булгаков, С. Франк. Они были не-
отъемлемой частью общерусской культуры.
В целом новая экономическая политика принесла положительные результаты. К 1925 г. удалось в
основном восстановить довоенный уровень экономики, с помощью внутренних источников накопления
перейти к расширенному воспроизводству, накормить страну. Население было обеспечено хлебом, мо-
локом, крупой и другими продуктами питания.
Но идеализировать нэп нельзя. Новая политика развивалась с многочисленными трудностями и про-
блемами. Неоднократно возникали кризисные явления: 1923 г. ожницы цен", 1924 г. товарный
кризис, 1925 г. товарный голод и т.д. Немало было и других проблем. Безработица, взяточничество,
казнокрадство, преступность были также спутниками нэпа.
Если в целом результат был положителен, то возникает вопрос, почему в конечном итоге отказа-
лись от нэпа? Наступление на нэп началось уже со второй половины 1920-х гг. Был ликвидирован ва-
лютный рынок, почти полностью прекратилось кредитование частных торговцев и промышленников. В
деревне сужаются возможности аренды земли, получения кредитов. Непосредственным поводом к де-
монтажу нэпа стал хлебозаготовительный кризис 1927 1928 гг. В январе 1928 г. началось насильствен-
ное изъятие хлеба у крестьян, что означало отход от основополагающего принципа нэпа права кресть-
ян распоряжаться по своему усмотрению произведенной продукцией. "Великий перелом" 1929 г., озна-
чавший переход к сплошной коллективизации, означал конец нэпа и переход к административно-
командной системе. Падение нэпа было неизбежным, ибо он наталкивался на идеологическую нетерпи-
мость большевиков, для которых нэп был лишь набором средств и методов для выхода из острейшего
экономического и политического кризиса. Большевикам нэп был необходим для того, чтобы эксплуати-
ровать его внутренний потенциал, во имя господствующей партийной идеологии. Неизбежность его
свертывания определялась идеологической заданностью большевиков: нэпу противостояла концепция
переходного периода, подводящая неизбежно в перспективе к обязательной победе "чисто социалисти-
ческих отношений", т.е. отказу от товарно-денежных отношений. Общая концепция построение со-
циализма оставалась неизменной. Реалии жизни продиктовали определенную логику действий: сначала
создать достаточно прочную базу в экономике, снизить социальную напряженность в обществе, а затем