Русские стиховые системы. Осипов Б.И. - 17 стр.

UptoLike

Составители: 

33
Кроме стихов, где тонический стих перемежается с силлабо-
тоническим или дольником, у Маяковского немало произведений, в
которых силлаботонические метры используются в чистом виде.
Сюда относятся написанные 4-стопным ямбом стихотворения «А вы
могли бы?», «Необычайное приключение», «О том, как некие сек-
тантцы зовут рабочего на танцы», «Вонзай самокритику»; написан-
ные 4-стопным хореем «Военно-морская любовь», «История про
бублики и про бабу, не признающую республики», «Сказка для
шахтёра-друга про шахтёрки, чуни и каменный уголь», «Служака»,
основная часть стихотворения «Трус», «Подлиза», «Сплетник», ос-
новная часть стихотворения «Ханжа», «Птичка божия», «Испания»;
написанные 3-стопным ямбом «Тропики», «Маруся отравилась»,
основная часть стихотворения «Письмо к любимой Молчанова»,
«Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и людях Кузнецка»; написанная
4-стопным дактилем (с отдельными элементами дольника на его
основе) «10-летняя песня». Хореи и ямбы преобладают в детских
стихах.
Одной из заслуг Маяковского в области силлаботоники была
разработка разностопного хорея. Если разностопный ямб был разра-
ботан в русской поэзии с начала XIX в. (Крылов, Грибоедов), то
разностопный хорей на протяжении долгого времени совершенно не
пользовался вниманием наших поэтов, и Маяковский первым пока-
зал возможности этого метра в ряде своих блестящих стихотворе-
ний: «Юбилейное» (кроме нескольких строк ямба и прозы), «Кемп
«Нит гедайге», «Сергею Есенину», «Товарищу Нетте пароходу и
человеку», «Разговор на одесском рейде десантных судов»
44
.
Образцы ритмического анализа конкретных произведений
В. Маяковского приводятся в приложении 2.
А теперь перейдём ещё к одной стиховой системе, так или
иначе представленной в русской поэзии, к свободному стиху (вер-
либру).
44
О ямбах и хореях Маяковского см. подробнее: Гаспаров М. Л. Современный
русский стих: Метрика и ритмика. М., 1974. (Гл. 9). Менее удачна в этой книге
гл. 10, посвящённая акцентному стиху: автор сосредоточивает внимание на словес-
ном ударении, считая фразовую интонацию несущественной для анализа метрики и
даже ритмики поэта (с. 400).
34
§ 5. Русский верлибр
Русская поэзия пока не дала истинно высоких образцов вер-
либра, и в школе эта стиховая система не изучается. Однако у начи-
танного и интересующегося поэзией школьника может возникнуть
вопрос о стиховых признаках верлибра, о том, почему это стихи, а
не записанная столбиком проза.
В самом деле, верлибр на первый взгляд кажется обычной
прозой, разбитой при записи на «стихоподобные» строчки. Да и в
теоретических работах он характеризуется в основном отрицатель-
ным способом, то есть по отсутствию признаков, присущих стиху
других систем. Вот, например, определение В. Е. Холшевникова:
«Это стих безразмерный, в котором членение на стихотворные
строки, интонационно обособленные, не регулируется сколько-
нибудь определёнными правилами, поэтому графическая разбивка
текста имеет важное значение»
45
. Не согласиться с этим и аналогич-
ными определениями трудно, однако возникает вопрос: какое же
именно значение имеет графическая разбивка, какую речевую реак-
цию вызывает она у чтеца?
В выяснении этого вопроса на помощь опять-таки способна
прийти экспериментальная фонетика. В 1974 г. автором этих строк и
работавшей под его руководством Е. С. Алекимовой, в то время сту-
денткой Барнаульского педагогического института, при участии ас-
систента кафедры русского языка Б. Д. Николенко был проведен
следующий эксперимент. Группе дикторов было предложено два
текста: отрывок прозы (из И. Бунина) и отрывок верлибра (из
М. Кузмина). При этом одни дикторы имели перед глазами верлибр,
записанный, как у поэта «столбиком», а другие написанный «в
строчку», как проза, зато проза давалась этим дикторам в записи
45
Холшевников В. Е. Стихосложение // Краткая литературная энциклопедия. М.,
1972. Т. 7. С. 203.
      Кроме стихов, где тонический стих перемежается с силлабо-
тоническим или дольником, у Маяковского немало произведений, в
которых силлаботонические метры используются в чистом виде.
Сюда относятся написанные 4-стопным ямбом стихотворения «А вы
могли бы?», «Необычайное приключение», «О том, как некие сек-                                              § 5. Русский верлибр
тантцы зовут рабочего на танцы», «Вонзай самокритику»; написан-
ные 4-стопным хореем «Военно-морская любовь», «История про
бублики и про бабу, не признающую республики», «Сказка для                              Русская поэзия пока не дала истинно высоких образцов вер-
шахтёра-друга про шахтёрки, чуни и каменный уголь», «Служака»,                    либра, и в школе эта стиховая система не изучается. Однако у начи-
основная часть стихотворения «Трус», «Подлиза», «Сплетник», ос-                   танного и интересующегося поэзией школьника может возникнуть
новная часть стихотворения «Ханжа», «Птичка божия», «Испания»;                    вопрос о стиховых признаках верлибра, о том, почему это стихи, а
написанные 3-стопным ямбом «Тропики», «Маруся отравилась»,                        не записанная столбиком проза.
основная часть стихотворения «Письмо к любимой Молчанова»,                              В самом деле, верлибр на первый взгляд кажется обычной
«Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и людях Кузнецка»; написанная                     прозой, разбитой при записи на «стихоподобные» строчки. Да и в
4-стопным дактилем (с отдельными элементами дольника на его                       теоретических работах он характеризуется в основном отрицатель-
основе) «10-летняя песня». Хореи и ямбы преобладают в детских                     ным способом, то есть по отсутствию признаков, присущих стиху
стихах.                                                                           других систем. Вот, например, определение В. Е. Холшевникова:
      Одной из заслуг Маяковского в области силлаботоники была                    «Это стих безразмерный, в котором членение на стихотворные
разработка разностопного хорея. Если разностопный ямб был разра-                  строки, интонационно обособленные, не регулируется сколько-
ботан в русской поэзии с начала XIX в. (Крылов, Грибоедов), то                    нибудь определёнными правилами, поэтому графическая разбивка
разностопный хорей на протяжении долгого времени совершенно не                    текста имеет важное значение»45. Не согласиться с этим и аналогич-
пользовался вниманием наших поэтов, и Маяковский первым пока-                     ными определениями трудно, однако возникает вопрос: какое же
зал возможности этого метра в ряде своих блестящих стихотворе-                    именно значение имеет графическая разбивка, какую речевую реак-
ний: «Юбилейное» (кроме нескольких строк ямба и прозы), «Кемп                     цию вызывает она у чтеца?
«Нит гедайге», «Сергею Есенину», «Товарищу Нетте − пароходу и                           В выяснении этого вопроса на помощь опять-таки способна
человеку», «Разговор на одесском рейде десантных судов»44.                        прийти экспериментальная фонетика. В 1974 г. автором этих строк и
      Образцы ритмического анализа конкретных произведений                        работавшей под его руководством Е. С. Алекимовой, в то время сту-
В. Маяковского приводятся в приложении 2.                                         денткой Барнаульского педагогического института, при участии ас-
      А теперь перейдём ещё к одной стиховой системе, так или                     систента кафедры русского языка Б. Д. Николенко был проведен
иначе представленной в русской поэзии, − к свободному стиху (вер-                 следующий эксперимент. Группе дикторов было предложено два
либру).                                                                           текста: отрывок прозы (из И. Бунина) и отрывок верлибра (из
                                                                                  М. Кузмина). При этом одни дикторы имели перед глазами верлибр,
                                                                                  записанный, как у поэта − «столбиком», а другие − написанный «в
   44
      О ямбах и хореях Маяковского см. подробнее: Гаспаров М. Л. Современный      строчку», как проза, зато проза давалась этим дикторам в записи
русский стих: Метрика и ритмика. М., 1974. (Гл. 9). Менее удачна в этой книге
гл. 10, посвящённая акцентному стиху: автор сосредоточивает внимание на словес-
                                                                                     45
ном ударении, считая фразовую интонацию несущественной для анализа метрики и            Холшевников В. Е. Стихосложение // Краткая литературная энциклопедия. М.,
даже ритмики поэта (с. 400).                                                      1972. Т. 7. С. 203.
                                      33                                                                                34