Русские стиховые системы. Осипов Б.И. - 16 стр.

UptoLike

Составители: 

31
на слов. Наконец, строка может быть фразой, частью фразы, груп-
пой фраз. Всё это, как уже сказано, входит в оценку конкретного
ритма, и при учёте всех перечисленных параметров ритм даже при
двуударном тоническом метре может оказаться чрезвычайно разно-
образным. Трёхударный метр даёт, разумеется, ещё большее число
вариантов.
Таким образом, тонический стих действительно организуется
равноударностью строк, но равным оказывается не количество сло-
весных ударений, взятых в отвлечении от фразовой интонации, а
количество ударений акцентных групп, акцентную же группу может
составлять и слово (в короткой строке), и синтагма, а иногда и целая
фраза (в сверхдлинной строке).
Конечно, равноударность и в таком понимании не следует аб-
солютизировать и думать, что если, скажем, одна строка двуударна,
то двуударным будет и метр всего стихотворения. Подобно тому,
как возможен силлаботонический стих с разным числом стоп, воз-
можен и тонический стих с разным числом акцентных групп (не
«приблизительно» или «в основном» одинаковым, а просто разным).
Но разница эта всегда как-то композиционно обусловлена (как и
количество стоп в разностопных силлаботонических метрах). На-
пример, число акцентных групп может совпадать только в риф-
мующихся строках, как, например, в начале стихотворения Маяков-
ского «Надоело»:
(2) Не-высидел дома.
(3) Анненский, Тютчев, Фет.
(2) Опять, тоскою-к-людям влекомый,
(3) Иду-в-кинематографы, в-трактиры, в-кафе.
Нередко встречается укороченная строка из одного слова, ес-
ли это слово смысловая (а значит, и интонационная) кульминация
фразы или вообще представляет собой самостоятельную фразу, как,
например, в следующем отрывке из «Прозаседавшихся» того же
Маяковского:
(2) Через-час: ни-секретаря,-ни-секретарши-нет
(1) голо:
(2) все до-22-х-лет
(2) на-заседании комсомола.
32
Впрочем, зачастую и в однословной строке, если слово много-
сложное, может возникать второе, как бы добавочное ударение. Ср.
в четверостишии из поэмы «Человек»:
(3) Искрило, / сверкало, / блестело,/-и
(3) щорох-шёл / облако / или
(2) бес-телые
(2) тихо скользили.
Наконец, необходимо сказать вот о чём. Равенство акцентных
групп не исключает других метрических повторов, в частности сто-
пы. Вот почему тонический стих легко и незаметно для слуха, по-
степенно, плавно может переходить в силлаботонический и наобо-
рот. Правда, стопа в этом случае выступает как добавочный и не-
обязательный фактор ритма, подчинённый общему тоническому
рисунку. Но так или иначе тонические и силлаботонические места
могут перемежаться в одном, целостном по ритмическому рисунку
тексте. Пример тому «Несколько слов о моей маме», где тоника
1-й и 4-й строк 1-й строфы перемежается с хореем 2-й и 4-й, а в сле-
дующей строфе идёт уже чистый хорей. Этим характеризуются
многие стихи Маяковского, особенно позднего.
Иногда переход от силлаботоники к тонике может быть и рез-
ким, подчёркнутым.
И тот, и другой приёмы использованы в одном из последних
произведений поэта вступлении к ненаписанной поэме «Во весь
голос». Как уже отмечено выше, тоника первых пяти строф (двух
четверостиший, двустишия и ещё одного четверостишия) перебива-
ется хореической пародией в 57-й строфах (Засадила садик ми-
ло...), потом возвращается прежний тонический ритм (Неважная
честь, чтоб из этаких роз...), но в нём уже прослеживаются стопы:
то амфибрахий (8-я строфа), то дольник на базе амфибрахия (9-я
строфа), то разностопный хорей (10-я строфа), то разностопный ямб
(с 11-й строфы до конца), и всё это объединяется общим двуудар-
ным акцентным метром, так что не производит впечатления ритми-
ческого разнобоя (кроме пародийных строк), а, наоборот, создаёт
картину цельного и органичного ритмического течения стиховой
интонации воедино с мыслью.
на слов. Наконец, строка может быть фразой, частью фразы, груп-              Впрочем, зачастую и в однословной строке, если слово много-
пой фраз. Всё это, как уже сказано, входит в оценку конкретного        сложное, может возникать второе, как бы добавочное ударение. Ср.
ритма, и при учёте всех перечисленных параметров ритм даже при         в четверостишии из поэмы «Человек»:
двуударном тоническом метре может оказаться чрезвычайно разно-
                                                                                        (3) Искрило, / сверкало, / блестело,/-и
образным. Трёхударный метр даёт, разумеется, ещё большее число
                                                                                        (3) щорох-шёл − / облако / или
вариантов.                                                                              (2) бес-телые
      Таким образом, тонический стих действительно организуется                         (2) тихо скользили.
равноударностью строк, но равным оказывается не количество сло-
весных ударений, взятых в отвлечении от фразовой интонации, а                  Наконец, необходимо сказать вот о чём. Равенство акцентных
количество ударений акцентных групп, акцентную же группу может         групп не исключает других метрических повторов, в частности сто-
составлять и слово (в короткой строке), и синтагма, а иногда и целая   пы. Вот почему тонический стих легко и незаметно для слуха, по-
фраза (в сверхдлинной строке).                                         степенно, плавно может переходить в силлаботонический и наобо-
      Конечно, равноударность и в таком понимании не следует аб-       рот. Правда, стопа в этом случае выступает как добавочный и не-
солютизировать и думать, что если, скажем, одна строка двуударна,      обязательный фактор ритма, подчинённый общему тоническому
то двуударным будет и метр всего стихотворения. Подобно тому,          рисунку. Но так или иначе тонические и силлаботонические места
как возможен силлаботонический стих с разным числом стоп, воз-         могут перемежаться в одном, целостном по ритмическому рисунку
можен и тонический стих с разным числом акцентных групп (не            тексте. Пример тому − «Несколько слов о моей маме», где тоника
«приблизительно» или «в основном» одинаковым, а просто разным).        1-й и 4-й строк 1-й строфы перемежается с хореем 2-й и 4-й, а в сле-
Но разница эта всегда как-то композиционно обусловлена (как и          дующей строфе идёт уже чистый хорей. Этим характеризуются
количество стоп в разностопных силлаботонических метрах). На-          многие стихи Маяковского, особенно позднего.
пример, число акцентных групп может совпадать только в риф-                    Иногда переход от силлаботоники к тонике может быть и рез-
мующихся строках, как, например, в начале стихотворения Маяков-        ким, подчёркнутым.
ского «Надоело»:                                                               И тот, и другой приёмы использованы в одном из последних
                                                                       произведений поэта − вступлении к ненаписанной поэме «Во весь
              (2) Не-высидел дома.
                                                                       голос». Как уже отмечено выше, тоника первых пяти строф (двух
              (3) Анненский, Тютчев, Фет.
              (2) Опять, тоскою-к-людям влекомый,                      четверостиший, двустишия и ещё одного четверостишия) перебива-
              (3) Иду-в-кинематографы, в-трактиры, в-кафе.             ется хореической пародией в 5−7-й строфах (Засадила садик ми-
                                                                       ло...), потом возвращается прежний тонический ритм (Неважная
      Нередко встречается укороченная строка из одного слова, ес-      честь, чтоб из этаких роз...), но в нём уже прослеживаются стопы:
ли это слово − смысловая (а значит, и интонационная) кульминация       то амфибрахий (8-я строфа), то дольник на базе амфибрахия (9-я
фразы или вообще представляет собой самостоятельную фразу, как,        строфа), то разностопный хорей (10-я строфа), то разностопный ямб
например, в следующем отрывке из «Прозаседавшихся» того же             (с 11-й строфы до конца), и всё это объединяется общим двуудар-
Маяковского:                                                           ным акцентным метром, так что не производит впечатления ритми-
              (2) Через-час: ни-секретаря,-ни-секретарши-нет −         ческого разнобоя (кроме пародийных строк), а, наоборот, создаёт
              (1) голо:                                                картину цельного и органичного ритмического течения стиховой
              (2) все до-22-х-лет                                      интонации воедино с мыслью.
              (2) на-заседании комсомола.
                                31                                                                      32