ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
27
ударения для классической метрики привела к тому, что в стиховед-
ческих работах, особенно написанных литературоведами, не полу-
чившими достаточной лингвистической подготовки, под термином
«ударение» как бы автоматически стало подразумеваться ударение
словесное. Но ведь ещё Востоков, как мы видели, по отношению к
народному русскому стиху высказал мысль о том, что тот организу-
ется ударением «прозодического периода» − то есть синтагматиче-
ским или фразовым (поскольку фраза может состоять и из несколь-
ких синтагм, и из одной). На важность синтагматического ударения
как метрического фактора в акцентном стихе (именно метрического,
а не конкретно-ритмического) указывали и создатели современной
теории его стиха. Р. О. Якобсон ещё в 1923 г. заметил, что в стихах
Маяковского «ритмической единицей является, как и в русском на-
родном сказовом стихе, слово или словосочетание (подчёркнуто
мной. − Б. О.), объединённое одним динамическим акцентом»
36
. Ту
же идею, начиная с 20-х годов и до поздних своих работ, развивал
В. М. Жирмунский. «В акцентном стихе, − пишет он, − под одним
сильным ударением могут объединяться гораздо более обширные
акцентные группы, не только слова, но и в ряде случаев − целые
фразовые группы (подчёркнуто мной. − Б.О.) − обстоятельство,
придающее структуре этого стиха принципиально новое качест-
во»
37
. Указывают на это и Б. В. Томашевский
38
, и ближайший спод-
вижник Маяковского в поэзии Н. Н. Асеев
39
.
Вот один из приводимых В. М. Жирмунским примеров того, как
выглядят акцентные группы (слова, входящие в одну группу, написаны
через дефис, границы подстрочий обозначены вертикальной чертой):
Вы-думаете, / это-бредит малярия?
Это-было, / было в-Одессе.
Приду-в-четыре, / сказала Мария.
Восемь./ Девять./ Десять.
36
Якобсон Р. О. О чешском стихе преимущественно в сопоставлении с русским.
М., 1923. С. 103.
37
Жирмунский В. М. Стихосложение Маяковского. С. 12.
38
Томашевский Б. В. Стих и язык. М., 1959. С. 63.
39
Асеев Н. Н. Предисловие // Маяковский В. В. Избранные произведения. М.,
1936. С. 125.
28
Количество словесных ударений не во всех строках этого чет-
веростишия одинаково, но не только ударение односложного слова
вы, а и ударения двусложных это, приду как бы отступают на зад-
ний план перед более сильными ударениями соседних слов − и
строфа звучит целиком как состоящая из трёхударных строк. Трёх-
ударный метр ощущается и в последующем тексте 1-й главы «Обла-
ка в штанах».
Таким образом, равное число ударений вовсе не обязательно
обусловлено равным числом слов: словесная равноударность в тони-
ческом стихе − частный и притом достаточно редкий случай. Равное
число ударений, образующих тонический метр, обусловлено равным
количеством акцентных групп, а акцентная группа может состоять не
только из слова, но и из синтагмы, и даже из целой фразы. Недооцен-
ка этой идеи (вызванная неумением многих стиховедов учитывать
«синтаксическое» ударение как фактор метра) как раз и породила все
те искажения и уходы в сторону, о которых мы говорили.
Однако возникает следующий вопрос: как узнать, когда в ак-
центную группу входит одно слово, когда два, а когда, может быть,
и больше?
Практический ответ мы получаем, опираясь на своё ритмиче-
ское чувство: например, всякий, кто обладает этим чувством хотя
бы в минимальной степени, услышит, что в словосочетании это бы-
ло из приведённого выше фрагмента «Облака в штанах» слово было
звучит гораздо сильнее и интонационно (а также, конечно, и по
смыслу) «присоединяет», «притягивает» к себе слово это, а вот раз-
ница между вторым было той же строки и относящимся к нему
в Одессе гораздо меньше: оба эти слова звучат достаточно сильно и
«весомо».
Так обстоит дело практически. А как истолковывает этот во-
прос теория: что лежит в основе этого самого ритмического чувства,
какие физические параметры? Получить ответ на этот вопрос можно
только с помощью экспериментально-фонетических методов. На их
важность для изучения стиха ещё в 20-х годах ХХ в. указывал тот
же В. М. Жирмунский
40
. В 50-х годах об этом писал В. А. Никонов:
«Полностью ритмика Маяковского будет расшифрована лишь тогда,
40
Жирмунский В. М. Введение в метрику. С. 191.
ударения для классической метрики привела к тому, что в стиховед- Количество словесных ударений не во всех строках этого чет- ческих работах, особенно написанных литературоведами, не полу- веростишия одинаково, но не только ударение односложного слова чившими достаточной лингвистической подготовки, под термином вы, а и ударения двусложных это, приду как бы отступают на зад- «ударение» как бы автоматически стало подразумеваться ударение ний план перед более сильными ударениями соседних слов − и словесное. Но ведь ещё Востоков, как мы видели, по отношению к строфа звучит целиком как состоящая из трёхударных строк. Трёх- народному русскому стиху высказал мысль о том, что тот организу- ударный метр ощущается и в последующем тексте 1-й главы «Обла- ется ударением «прозодического периода» − то есть синтагматиче- ка в штанах». ским или фразовым (поскольку фраза может состоять и из несколь- Таким образом, равное число ударений вовсе не обязательно ких синтагм, и из одной). На важность синтагматического ударения обусловлено равным числом слов: словесная равноударность в тони- как метрического фактора в акцентном стихе (именно метрического, ческом стихе − частный и притом достаточно редкий случай. Равное а не конкретно-ритмического) указывали и создатели современной число ударений, образующих тонический метр, обусловлено равным теории его стиха. Р. О. Якобсон ещё в 1923 г. заметил, что в стихах количеством акцентных групп, а акцентная группа может состоять не Маяковского «ритмической единицей является, как и в русском на- только из слова, но и из синтагмы, и даже из целой фразы. Недооцен- родном сказовом стихе, слово или словосочетание (подчёркнуто ка этой идеи (вызванная неумением многих стиховедов учитывать мной. − Б. О.), объединённое одним динамическим акцентом»36. Ту «синтаксическое» ударение как фактор метра) как раз и породила все же идею, начиная с 20-х годов и до поздних своих работ, развивал те искажения и уходы в сторону, о которых мы говорили. В. М. Жирмунский. «В акцентном стихе, − пишет он, − под одним Однако возникает следующий вопрос: как узнать, когда в ак- сильным ударением могут объединяться гораздо более обширные центную группу входит одно слово, когда два, а когда, может быть, акцентные группы, не только слова, но и в ряде случаев − целые и больше? фразовые группы (подчёркнуто мной. − Б.О.) − обстоятельство, Практический ответ мы получаем, опираясь на своё ритмиче- придающее структуре этого стиха принципиально новое качест- ское чувство: например, всякий, кто обладает этим чувством хотя во»37. Указывают на это и Б. В. Томашевский38, и ближайший спод- бы в минимальной степени, услышит, что в словосочетании это бы- вижник Маяковского в поэзии Н. Н. Асеев39. ло из приведённого выше фрагмента «Облака в штанах» слово было Вот один из приводимых В. М. Жирмунским примеров того, как звучит гораздо сильнее и интонационно (а также, конечно, и по выглядят акцентные группы (слова, входящие в одну группу, написаны смыслу) «присоединяет», «притягивает» к себе слово это, а вот раз- через дефис, границы подстрочий обозначены вертикальной чертой): ница между вторым было той же строки и относящимся к нему в Одессе гораздо меньше: оба эти слова звучат достаточно сильно и Вы-думаете, / это-бредит малярия? «весомо». Это-было, / было в-Одессе. Так обстоит дело практически. А как истолковывает этот во- Приду-в-четыре, / сказала Мария. Восемь./ Девять./ Десять. прос теория: что лежит в основе этого самого ритмического чувства, какие физические параметры? Получить ответ на этот вопрос можно только с помощью экспериментально-фонетических методов. На их 36 Якобсон Р. О. О чешском стихе преимущественно в сопоставлении с русским. важность для изучения стиха ещё в 20-х годах ХХ в. указывал тот М., 1923. С. 103. 37 же В. М. Жирмунский40. В 50-х годах об этом писал В. А. Никонов: Жирмунский В. М. Стихосложение Маяковского. С. 12. «Полностью ритмика Маяковского будет расшифрована лишь тогда, 38 Томашевский Б. В. Стих и язык. М., 1959. С. 63. 39 Асеев Н. Н. Предисловие // Маяковский В. В. Избранные произведения. М., 40 1936. С. 125. Жирмунский В. М. Введение в метрику. С. 191. 27 28
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- …
- следующая ›
- последняя »