ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
29
когда точные приборы позволят записать и проанализировать инто-
национное течение его стиха... Контакт стиховедов со специалиста-
ми по фонетике и звукозаписи... перевёл бы на трезвый язык науки
многие из поэтических «тайн»
41
. В настоящее время наука распола-
гает такими приборами, и хотя в их использовании для изучения
стиха сделаны лишь первые шаги, некоторые моменты вырисовы-
ваются достаточно чётко.
Автором этих строк был поставлен следующий эксперимент.
Отрывки из нескольких стихотворений В. Маяковского и Р. Рожде-
ственского были записаны на магнитную плёнку в исполнении шес-
ти дикторов (из которых двое были профессиональными чтецами,
двое – дикторами радио и двое – преподавателями русского языка в
вузе). Затем с плёнки были отсняты осциллограммы − кривые, точно
изображающие все звуковые колебания в потоке речи
42
. По осцил-
лограммам были измерены длительность, частота основного тона
(мелодика) и интенсивность звуков (в рамках нашей задачи − глас-
ных). Анализ полученных данных выявил, что показателями, наибо-
лее соответствующими ритмическим нашим ощущениям, являются
длительность ударных гласных и частота основного тона. При этом
данные параметры как бы компенсируют друг друга: чем меньше
длительность, тем бóльшую роль играет частота, и наоборот. Это
даёт основание думать, что коррелятом нашего ритмического чутья
служит не тот и не другой параметр сам по себе, а количество пе-
риодов основного тона в гласном звуке. Те слова, в которых этот
показатель выше, как раз и ощущаются нами как интонационно вы-
деленные и ритмически значимые.
Чтобы не абсолютизировать значение собственного ритмиче-
ского чувства экспериментатора, был проведён ещё один экспери-
мент − на восприятие тех же текстов в том же исполнении большим
41
Никонов В. А. Указ. соч. С. 106.
42
Использовались осциллографы Н-102 и Н-700. Скорость записи 100 см/сек. В
настоящее время осциллографическая запись речи, как и спектрографическая (ко-
торая нагляднее, чем осциллограмма, отражает тембровые различия звуков), дела-
ется с помощью компьютеров. Это очень ускоряет обработку данных. Ручная обра-
ботка требует большого времени и напряжения глаз, особенно если запись сделана
на киноплёнке, а не на специальной бумаге, но точность результатов оказывается
вполне достаточной.
30
числом слушателей. 50 испытуемых (49 студентов-старшекурсников
филологического факультета и 1 учительница средней школы)
должны были вначале самостоятельно подчеркнуть в каждой строке
исследуемых отрывков слова, которые, на их взгляд, следует выде-
лить интонацией (то есть как бы предлагали своё прочтение), а за-
тем, всякий раз с интервалом в несколько дней, они проделывали
аналогичную работу, слушая исполнение одного из дикторов. При
этом одни слова оказались подчёркнутыми у всех или почти у всех,
другие − у многих, третьи − у немногих, четвёртые не подчеркнул
никто. Когда же была подсчитана общая сумма подчёркиваний, то
график её почти совпал с графиком числа периодов основного тона
(см. таблицы в приложении 1).
Однако для нас здесь важно не только выявление физической
природы ритма − важно и другое: эксперимент ясно показывает не-
равноценность словесных ударений в пределах строки, то есть
предположение о существовании наиболее сильноударных слов,
группирующих вокруг себя в единую акцентную группу слова сла-
боударные, − это предположение полностью подтверждается. Во-
первых, надо отметить, что чем длиннее строка, тем неравноцен-
ность ударений в словах ярче и наглядней. Это значит, что в корот-
ких строках в роли акцентной группы выступает слово, в длинных −
синтагма, объединённая вокруг слова с сильным ударением − на-
столько сильным, что его параметры (в частности длительность и
интегрированная частота ударного гласного) значительно выше
средних показателей ударных гласных в словах данной строки.
Обычно таких слов 2, и это, видимо, не случайно, а связано с дву-
членной природой предложения
43
. Это преобладание двуударности
отнюдь не ведёт к однообразию ритма: ведь даже в строке из четы-
рёх слов ритмически ударные слова, если их два, можно располо-
жить шестью способами: а) 1, 2; б) 1, 3; в) 1, 4; г) 2, 3; д) 2, 4; е) 3, 4.
Кроме того, в самих этих словах словесное ударение может прихо-
диться на разные слоги: 1-й, 2-й, 3-й и т. д. Разной может быть дли-
43
Двучленность предложения, то есть наличие в нём темы и ремы («данного» и
«нового») является одной из дедуктивных универсалий, то есть черт, принадлежа-
щих всем языкам. См. об этом, напр.: Черепанов М. В., Орлова Н. М. Введение в
языкознание. Саратов, 2000. С. 249.
когда точные приборы позволят записать и проанализировать инто- числом слушателей. 50 испытуемых (49 студентов-старшекурсников национное течение его стиха... Контакт стиховедов со специалиста- филологического факультета и 1 учительница средней школы) ми по фонетике и звукозаписи... перевёл бы на трезвый язык науки должны были вначале самостоятельно подчеркнуть в каждой строке многие из поэтических «тайн»41. В настоящее время наука распола- исследуемых отрывков слова, которые, на их взгляд, следует выде- гает такими приборами, и хотя в их использовании для изучения лить интонацией (то есть как бы предлагали своё прочтение), а за- стиха сделаны лишь первые шаги, некоторые моменты вырисовы- тем, всякий раз с интервалом в несколько дней, они проделывали ваются достаточно чётко. аналогичную работу, слушая исполнение одного из дикторов. При Автором этих строк был поставлен следующий эксперимент. этом одни слова оказались подчёркнутыми у всех или почти у всех, Отрывки из нескольких стихотворений В. Маяковского и Р. Рожде- другие − у многих, третьи − у немногих, четвёртые не подчеркнул ственского были записаны на магнитную плёнку в исполнении шес- никто. Когда же была подсчитана общая сумма подчёркиваний, то ти дикторов (из которых двое были профессиональными чтецами, график её почти совпал с графиком числа периодов основного тона двое – дикторами радио и двое – преподавателями русского языка в (см. таблицы в приложении 1). вузе). Затем с плёнки были отсняты осциллограммы − кривые, точно Однако для нас здесь важно не только выявление физической изображающие все звуковые колебания в потоке речи42. По осцил- природы ритма − важно и другое: эксперимент ясно показывает не- лограммам были измерены длительность, частота основного тона равноценность словесных ударений в пределах строки, то есть (мелодика) и интенсивность звуков (в рамках нашей задачи − глас- предположение о существовании наиболее сильноударных слов, ных). Анализ полученных данных выявил, что показателями, наибо- группирующих вокруг себя в единую акцентную группу слова сла- лее соответствующими ритмическим нашим ощущениям, являются боударные, − это предположение полностью подтверждается. Во- длительность ударных гласных и частота основного тона. При этом первых, надо отметить, что чем длиннее строка, тем неравноцен- данные параметры как бы компенсируют друг друга: чем меньше ность ударений в словах ярче и наглядней. Это значит, что в корот- длительность, тем бóльшую роль играет частота, и наоборот. Это ких строках в роли акцентной группы выступает слово, в длинных − даёт основание думать, что коррелятом нашего ритмического чутья синтагма, объединённая вокруг слова с сильным ударением − на- служит не тот и не другой параметр сам по себе, а количество пе- столько сильным, что его параметры (в частности длительность и риодов основного тона в гласном звуке. Те слова, в которых этот интегрированная частота ударного гласного) значительно выше показатель выше, как раз и ощущаются нами как интонационно вы- средних показателей ударных гласных в словах данной строки. деленные и ритмически значимые. Обычно таких слов 2, и это, видимо, не случайно, а связано с дву- Чтобы не абсолютизировать значение собственного ритмиче- членной природой предложения43. Это преобладание двуударности ского чувства экспериментатора, был проведён ещё один экспери- отнюдь не ведёт к однообразию ритма: ведь даже в строке из четы- мент − на восприятие тех же текстов в том же исполнении большим рёх слов ритмически ударные слова, если их два, можно располо- жить шестью способами: а) 1, 2; б) 1, 3; в) 1, 4; г) 2, 3; д) 2, 4; е) 3, 4. 41 Никонов В. А. Указ. соч. С. 106. Кроме того, в самих этих словах словесное ударение может прихо- 42 Использовались осциллографы Н-102 и Н-700. Скорость записи 100 см/сек. В диться на разные слоги: 1-й, 2-й, 3-й и т. д. Разной может быть дли- настоящее время осциллографическая запись речи, как и спектрографическая (ко- торая нагляднее, чем осциллограмма, отражает тембровые различия звуков), дела- 43 ется с помощью компьютеров. Это очень ускоряет обработку данных. Ручная обра- Двучленность предложения, то есть наличие в нём темы и ремы («данного» и ботка требует большого времени и напряжения глаз, особенно если запись сделана «нового») является одной из дедуктивных универсалий, то есть черт, принадлежа- на киноплёнке, а не на специальной бумаге, но точность результатов оказывается щих всем языкам. См. об этом, напр.: Черепанов М. В., Орлова Н. М. Введение в вполне достаточной. языкознание. Саратов, 2000. С. 249. 29 30
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 13
- 14
- 15
- 16
- 17
- …
- следующая ›
- последняя »