Русские стиховые системы. Осипов Б.И. - 18 стр.

UptoLike

Составители: 

35
«столбиком», как стихи (разбивка на строки делалась эксперимента-
тором). Иначе говоря, одни дикторы читали настоящий верлибр и
настоящую прозу, другие ложный верлибр и ложную прозу.
Данные произведённого затем осциллографического анализа
показали, что манера чтения верлибра (как истинного, так и ложно-
го) у всех дикторов отличается от манеры чтения прозаической за-
писи. Разница заключается в том, что при чтении верлибра (или то-
го, что диктор считал верлибром) больше оказались перепады дли-
тельностей гласных (разница между ударными и безударными), вы-
держивались более длительные паузы. Наоборот, перепады частоты
основного тона оказались меньше (то есть верлибр читался моно-
тоннее), причём индивидуальные мелодические различия у разных
дикторов при чтении верлибра были не такими сильными, как при
чтении прозы.
Таким образом, чисто, казалось бы, внешняя, графическая
«установка на стих» вызывает вполне определённую, поддающуюся
измерению реакцию чтеца
46
.
Конечно, данные эти результат всего лишь одного экспери-
мента, они не претендуют на что-то твёрдо установленное, требуют
уточнения, проверки на более обширном материале, но всё же они
кажутся заслуживающими интереса, особенно если учесть, что
сходные мысли о ритмической природе верлибра на основе субъек-
тивного ритмического чувства высказываются независимо от участ-
ников указанного эксперимента
47
.
Можно думать, что в верлибре подчёркиваются, делаются бо-
лее выпуклыми, быть может, даже несколько утрируются темповые
особенности прозаического ритма, основанного прежде всего на
тактовых и фразовых ударениях, а также и на паузировке.
Встречается и рифмованный верлибр, который, по справедли-
вому замечанию В. Е. Холшевникова, весьма близок к раёшному
стиху
48
(им написана, например, «Сказка о попе и работнике его
Балде» А. Пушкина).
46
К сожалению, работа Е. С. Алекимовой после моего отъезда из Барнаула за-
терялась на кафедре, так что я лишён возможности привести цифровые данные.
47
См., напр., ответ В. Рогова на читательское письмо о верлибре в журнале: Ли-
тературное обозрение. 1974. 9.
48
Холшевников В. Е. Указ соч. С. 203.
36
Но не есть ли верлибр и раёшный стих, а также ритмическая
проза (скажем, «Тарас Бульба» Н. Гоголя) попросту промежуточные
формы между прозой и стихом?
Вопрос этот спорный, но автор этих строк склонен ответить
на него отрицательно.
«Ритм в прозе, писал в этой связи Ю. Н. Тынянов, ассими-
лируется конструктивным принципом прозы преобладанием в ней
семантического назначения речи, и этот ритм может играть комму-
никативную роль либо положительную (подчёркивая и усиливая
синтаксически-семантические единства), либо отрицательную (ис-
полняя роль отвлечения, задержания)». Будучи же внесён в стихо-
вой ряд, продолжает Ю. Н. Тынянов, «любой элемент прозы обора-
чивается в стихе иной стороной, функционально выдвинут... То же и
в прозе, если в неё вносится стиховой элемент... Вот почему всякое
сближение прозы со стихом на деле есть не сближение, а введение
необычного материала в специфическую, замкнутую конструк-
цию»
49
.
Эти мысли замечательного литературоведа и писателя свиде-
тельствуют о глубоком проникновении в диалектику взаимоотно-
шений между формой и содержанием. Ими и хотел бы я закончить
разговор о ритмике поэтической речи и вопросах её изучения в
школе.
49
Тынянов Ю. Н. Проблема стихотворного языка. М., 1965. С. 70, 7273.
«столбиком», как стихи (разбивка на строки делалась эксперимента-                          Но не есть ли верлибр и раёшный стих, а также ритмическая
тором). Иначе говоря, одни дикторы читали настоящий верлибр и                        проза (скажем, «Тарас Бульба» Н. Гоголя) попросту промежуточные
настоящую прозу, другие − ложный верлибр и ложную прозу.                             формы между прозой и стихом?
      Данные произведённого затем осциллографического анализа                              Вопрос этот спорный, но автор этих строк склонен ответить
показали, что манера чтения верлибра (как истинного, так и ложно-                    на него отрицательно.
го) у всех дикторов отличается от манеры чтения прозаической за-                           «Ритм в прозе, − писал в этой связи Ю. Н. Тынянов, − ассими-
писи. Разница заключается в том, что при чтении верлибра (или то-                    лируется конструктивным принципом прозы − преобладанием в ней
го, что диктор считал верлибром) больше оказались перепады дли-                      семантического назначения речи, и этот ритм может играть комму-
тельностей гласных (разница между ударными и безударными), вы-                       никативную роль − либо положительную (подчёркивая и усиливая
держивались более длительные паузы. Наоборот, перепады частоты                       синтаксически-семантические единства), либо отрицательную (ис-
основного тона оказались меньше (то есть верлибр читался моно-                       полняя роль отвлечения, задержания)». Будучи же внесён в стихо-
тоннее), причём индивидуальные мелодические различия у разных                        вой ряд, продолжает Ю. Н. Тынянов, «любой элемент прозы обора-
дикторов при чтении верлибра были не такими сильными, как при                        чивается в стихе иной стороной, функционально выдвинут... То же и
чтении прозы.                                                                        в прозе, если в неё вносится стиховой элемент... Вот почему всякое
      Таким образом, чисто, казалось бы, внешняя, графическая                        сближение прозы со стихом на деле есть не сближение, а введение
«установка на стих» вызывает вполне определённую, поддающуюся                        необычного материала в специфическую, замкнутую конструк-
измерению реакцию чтеца46.                                                           цию»49.
      Конечно, данные эти − результат всего лишь одного экспери-                           Эти мысли замечательного литературоведа и писателя свиде-
мента, они не претендуют на что-то твёрдо установленное, требуют                     тельствуют о глубоком проникновении в диалектику взаимоотно-
уточнения, проверки на более обширном материале, но всё же они                       шений между формой и содержанием. Ими и хотел бы я закончить
кажутся заслуживающими интереса, особенно если учесть, что                           разговор о ритмике поэтической речи и вопросах её изучения в
сходные мысли о ритмической природе верлибра на основе субъек-                       школе.
тивного ритмического чувства высказываются независимо от участ-
ников указанного эксперимента47.
      Можно думать, что в верлибре подчёркиваются, делаются бо-
лее выпуклыми, быть может, даже несколько утрируются темповые
особенности прозаического ритма, основанного прежде всего на
тактовых и фразовых ударениях, а также и на паузировке.
      Встречается и рифмованный верлибр, который, по справедли-
вому замечанию В. Е. Холшевникова, весьма близок к раёшному
стиху48 (им написана, например, «Сказка о попе и работнике его
Балде» А. Пушкина).
   46
      К сожалению, работа Е. С. Алекимовой после моего отъезда из Барнаула за-
терялась на кафедре, так что я лишён возможности привести цифровые данные.
   47
      См., напр., ответ В. Рогова на читательское письмо о верлибре в журнале: Ли-
тературное обозрение. 1974. № 9.
   48                                                                                  49
      Холшевников В. Е. Указ соч. С. 203.                                                   Тынянов Ю. Н. Проблема стихотворного языка. М., 1965. С. 70, 72−73.
                                       35                                                                                    36