ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
5
полифонического сочинения, видение логики полифонического развития не только
в учебных примерах, но и в тех произведениях, которые студент будет испол-
нять как дирижёр и пианист, комментировать как музыкант-просветитель.
Аналитическая работа с музыкальным материалом опирается на широ-
кий круг вопросов, касающихся стиля, эпохи, формы и многих других аспектов.
Тем не менее, как частную методику, можно рекомендовать освоение техноло-
гического (структурного, в определённой мере схематичного) анализа отдель-
ных полифонических приёмов. Такой анализ не предполагает целостной харак-
теристики полифонического произведения, его задачи в другом. Одна из них
заключается в выработке умения быстро определять («узнавать») тот или иной
полифонический приём и формулировать характеристику его специфических
признаков. Другая задача – в выделении и усвоении тех критериев, которые
отличают один полифонический приём от другого и определяют художествен-
ную неповторимость каждого из них. Специалистам понятно, что подобный ана-
лиз таит в себе опасность некоторого схематизма, ограниченности, формализо-
ванного подхода к художественному материалу, к музыке в целом. Но, с другой
стороны, он вырабатывает необходимый автоматизм, быстроту реакции, по-
зволяет прочно усвоить своеобразное клише – план анализа каждого приёма,
его модель, структурную схему. Поэтому технологический анализ может быть
приемлем в учебной практике как эффективный способ подготовки студента к
более ответственной творческой задаче – к целостному композиционному, ху-
дожественно-образному, стилевому анализу музыкального произведения. На-
выки технологического анализа могут быть применимы к более глубокой оцен-
ке художественной ценности и смысла полифонического произведения.
Теоретический раздел пособия оформлен в виде справочника, терми-
нологического словаря. Достаточно лаконичные статьи содержат определения
наиболее распространённых в художественной практике полифонических при-
ёмов и основные сведения о них. Подробные исторические и теоретические
материалы не включены намеренно, в том числе материалы о полифонических
формах и жанрах, которые явятся предметом изучения во второй части посо-
бия «Полифонические формы». В словаре сосредоточены только те понятия,
которые необходимы для технологического анализа, применимы для построе-
ния структурных схем. Главная задача терминологического словаря – помочь
студенту оперативно найти нужные теоретические сведения, с помощью кото-
рых он может подтвердить или, напротив, отвергнуть своё первоначальное оп-
ределение приёма в конкретном музыкальном примере.
В то же время представляется нелогичным чрезмерное сокращение объё-
ма теоретического материала, излишнего лаконизма в его изложении. Многие
студенты не владеют необходимым словарным запасом и знаниями, только в
вузе впервые знакомятся с полифонией как с учебной дисциплиной. Теорети-
полифонического сочинения, видение логики полифонического развития не только в учебных примерах, но и в тех произведениях, которые студент будет испол- нять как дирижёр и пианист, комментировать как музыкант-просветитель. Аналитическая работа с музыкальным материалом опирается на широ- кий круг вопросов, касающихся стиля, эпохи, формы и многих других аспектов. Тем не менее, как частную методику, можно рекомендовать освоение техноло- гического (структурного, в определённой мере схематичного) анализа отдель- ных полифонических приёмов. Такой анализ не предполагает целостной харак- теристики полифонического произведения, его задачи в другом. Одна из них заключается в выработке умения быстро определять («узнавать») тот или иной полифонический приём и формулировать характеристику его специфических признаков. Другая задача – в выделении и усвоении тех критериев, которые отличают один полифонический приём от другого и определяют художествен- ную неповторимость каждого из них. Специалистам понятно, что подобный ана- лиз таит в себе опасность некоторого схематизма, ограниченности, формализо- ванного подхода к художественному материалу, к музыке в целом. Но, с другой стороны, он вырабатывает необходимый автоматизм, быстроту реакции, по- зволяет прочно усвоить своеобразное клише – план анализа каждого приёма, его модель, структурную схему. Поэтому технологический анализ может быть приемлем в учебной практике как эффективный способ подготовки студента к более ответственной творческой задаче – к целостному композиционному, ху- дожественно-образному, стилевому анализу музыкального произведения. На- выки технологического анализа могут быть применимы к более глубокой оцен- ке художественной ценности и смысла полифонического произведения. Теоретический раздел пособия оформлен в виде справочника, терми- нологического словаря. Достаточно лаконичные статьи содержат определения наиболее распространённых в художественной практике полифонических при- ёмов и основные сведения о них. Подробные исторические и теоретические материалы не включены намеренно, в том числе материалы о полифонических формах и жанрах, которые явятся предметом изучения во второй части посо- бия «Полифонические формы». В словаре сосредоточены только те понятия, которые необходимы для технологического анализа, применимы для построе- ния структурных схем. Главная задача терминологического словаря – помочь студенту оперативно найти нужные теоретические сведения, с помощью кото- рых он может подтвердить или, напротив, отвергнуть своё первоначальное оп- ределение приёма в конкретном музыкальном примере. В то же время представляется нелогичным чрезмерное сокращение объё- ма теоретического материала, излишнего лаконизма в его изложении. Многие студенты не владеют необходимым словарным запасом и знаниями, только в вузе впервые знакомятся с полифонией как с учебной дисциплиной. Теорети- 5
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- …
- следующая ›
- последняя »