ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
12
поэтические формы, мотивы , образы и стиль, которые подготовили
ренессансную поэзию Петрарки , Ронсара , Шекспира.
Рыцарский роман
Куртуазный или рыцарский роман – новый жанр, возникший в
XII веке. Термин «роман» появляется тогда же и на первых порах
обозначает просто текст на романском языке, в отличие от текста на языке
латинском . В рыцарском романе присутствуют те же темы, что и в
рыцарской лирике. И одна из главных – это тема любви , понимаемой в
возвышенном смысле. Другим обязательным элементом рыцарского
романа является фантастика , т.е. сверхъестественное, сказочное,
необычное, приподнимающее героя над обыденной жизнью . Фантастика в
рыцарском романе связана с любовной темой и с авантюрами или
приключениями, которых ищут рыцари. Свои авантюрные подвиги рыцари
совершают не ради общего национального дела , как герои эпических поэм ,
а ради своей личной славы . Образ жизни рыцарства изображался в романах
как идеальная неизменная модель общества для всех времен . Поэтому
часто рыцарские романы показывают давние эпохи в виде картины
современного рыцарства .
По своему стилю и технике рыцарские романы резко отличаются от
героического эпоса. В них видное место занимают монологи , в которых
анализируются душевные переживания героев. Здесь присутствуют живые
диалоги , изображение внешности действующих лиц, подробное описание
обстановки , в которой протекает действие. В отличие от героического
эпоса в рыцарском романе проявляется интерес к частной человеческой
судьбе .
Раньше всего рыцарские романы появились во Франции, отсюда
увлечение ими распространилось в другие страны. Первыми опытами
рыцарского романа явились обработки произведений античной
литературы. (Обработки античных сюжетов: о Трое и царе Энее, об
Александре Македонском и др .) В этих сюжетах средневековые
рассказчики находили волнующие любовные истории, удивительные
приключения. Мифология в таких обработках изгонялась, но полностью
воспроизводились легендарные сказания о подвигах героев.
Другой источник рыцарского романа – это кельтские народные
сказания, являющиеся образцами поэзии родового строя, насыщенные
эротикой и фантастикой. Этот материал обрабатывался по законам
куртуазной литературы. Из древних кельтских сказаний в рыцарские
романы приходит образ короля Артура. Это один из князей бриттов 5-6 вв.,
который героически защищал от англосаксов еще не занятые ими земли
Англии. Образ короля Артура был идеализирован , его двор изображался
как средоточие рыцарской доблести и добродетелей, где наряду с Артуром
царит его жена, королева Гениевра, а вокруг них группируются племянник
Артура Говейн , сенешал Кей, злой Модред, восставший против Артура и
ставший причиной его гибели . Согласно легенде , король Артур велел
12 поэти ч ес ки е фор м ы , м оти вы , обра зы и с ти ль, которы е подготови ли рен ес с а н с н ую поэзи ю П етра р ки , Р он с а ра , Ш екс пи р а . Р ы ц а рский ром а н К уртуа зн ы й и ли ры ц а рс ки й ром а н – н овы й жа н р, возн и кши й в XII веке. Терм и н « ром а н » появляетс я тогда же и н а пер вы х пора х обозн а ч а ет прос то текс т н а ром а н с ком язы ке, в отли ч и е от текс та н а язы ке ла ти н с ком . В ры ц а рс ком ром а н е при с утс твую т те же тем ы , ч то и в ры ц а рс кой ли ри ке. И одн а и з гла вн ы х – это тем а лю бви , пон и м а ем ой в возвы шен н ом с м ы с ле. Др уги м обяза тельн ы м элем ен том ры ц а рс кого ром а н а являетс я фа н та с ти ка , т.е. с вер хъес тес твен н ое, с ка зоч н ое, н еобы ч н ое, пр и подн и м а ю щее героя н а д обы ден н ой жи зн ью . Ф а н та с ти ка в ры ц а рс ком ром а н е с вяза н а с лю бовн ой тем ой и с а ва н тю р а м и и ли при клю ч ен и ям и , которы х и щут ры ц а ри . С вои а ва н тю рн ы е подви ги ры ц а ри с оверша ю т н е ра ди общего н а ц и он а льн ого дела , ка к герои эпи ч ес ки х поэм , а ра ди с воей ли ч н ой с ла вы . Обр а з жи зн и р ы ц а р с тва и зобра жа лс я в ром а н а х ка к и деа льн а я н еи зм ен н а я м одель общес тва для вс ех вр ем ен . П оэтом у ч а с то ры ц а рс ки е ром а н ы пока зы ва ю т да вн и е эпохи в ви де ка рти н ы с оврем ен н ого ры ц а р с тва . П о с воем у с ти лю и техн и ке ры ц а рс ки е ром а н ы р езко отли ч а ю тс я от герои ч ес кого эпос а . В н и х ви дн ое м ес то за н и м а ю т м он ологи , в которы х а н а ли зи р ую тс я душевн ы е пережи ва н и я героев. Здес ь при с утс твую т жи вы е ди а логи , и зобра жен и е вн ешн ос ти дейс твую щи х ли ц , подробн ое опи с а н и е обс та н овки , в котор ой протека ет дейс тви е. В отли ч и е от герои ч ес кого эпос а в ры ц а рс ком р ом а н е проявляетс я и н терес к ч а с тн ой ч еловеч ес кой с удьбе. Р а н ьше вс его ры ц а рс ки е ром а н ы появи ли с ь во Ф ра н ц и и , отс ю да увлеч ен и е и м и ра с прос тра н и лос ь в др уги е с тр а н ы . П ервы м и опы та м и ры ц а рс кого ром а н а яви ли с ь обра ботки прои зведен и й а н ти ч н ой ли тер а тур ы . (Обра ботки а н ти ч н ы х с ю жетов: о Тр ое и ц а ре Э н ее, об А лекс а н дре М а кедон с ком и др.) В эти х с ю жета х с р едн евековы е ра с с ка зч и ки н а ходи ли волн ую щи е лю бовн ы е и с тори и , уди ви тельн ы е при клю ч ен и я. М и фологи я в та ки х обра ботка х и згон яла с ь, н о полн ос тью вос прои зводи ли с ь леген да рн ы е с ка за н и я о подви га х героев. Др угой и с точ н и к р ы ц а р с кого ром а н а – это кельтс ки е н а родн ы е с ка за н и я, являю щи ес я обра зц а м и поэзи и р одового с троя, н а с ы щен н ы е эроти кой и фа н та с ти кой. Э тот м а тери а л обр а ба ты ва лс я по за кон а м куртуа зн ой ли тера туры . И з др евн и х кельтс ки х с ка за н и й в ры ц а рс ки е ром а н ы пр и ходи т обра з короля А ртур а . Э то оди н и з кн язей бри ттов 5-6 вв., которы й гер ои ч ес ки за щи ща л от а н глос а кс ов еще н е за н яты е и м и зем ли А н гли и . Обра з короля А ртура бы л и деа ли зи рова н , его двор и зобр а жа лс я ка к с редоточ и е р ы ц а рс кой доблес ти и добродетелей, где н а р яду с А р тур ом ц а ри т его жен а , королева Ген и евра , а вокр уг н и х гр уппи р ую тс я плем ян н и к А ртура Говейн , с ен еша л К ей, злой М одред, вос с та вши й проти в А ртура и с та вши й пр и ч и н ой его ги бели . С огла с н о леген де, король А ртур велел
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- …
- следующая ›
- последняя »