История зарубежной литературы Средних веков. Панкова Е.А - 10 стр.

UptoLike

Рубрика: 

10
любви способен лишь человек с благородной душой. В рыцарской лирике
возникает культ куртуазной любви . Любовь изображается как служение
даме, возникает наука или кодекс любви со своими правилами поведения
любящих. Любящий робок, бледен , должен скрывать свое чувство от
ревнивого мужа . Он избирает себе псевдоним и свою даму также называет
вымышленным именем . В любви существовало несколько ступеней:
тайное страдание, мольбы , поклонение возлюбленной. Иногда
прославляли неразделенную любовь. На кодекс куртуазной любви
накладывала отпечаток христианская идея аскетизма. Многие образы
провансальской лирики взяты из религиозных представлений: даму надо
молить, преклоняться перед ней, она источает милосердие, она святая.
Трубадуров в Провансе было очень много . Они происходили из
различных слоев общества . Среди них было 4-5 королей соседних стран ,
несколько десятков крупных феодалов и много мелких рыцарей. Были
среди них и замковые слуги , купцы, ремесленники , юристы , а также
священники и монахи , которые тоже воспевали земную любовь. Известно
около 30 имен женщин -трубадуров. Кроме стихотворений трубадуров до
нас дошел сборник их биографий, составленный в 13 в. В этом сборнике
имена трубадуров окутаны легендами, им приписываются
исключительные чувства и фантазии. (Например , один из трубадуров
заочно по одному описанию ее красоты влюбился в графиню
Триполийскую и сложил в ее честь много песен . Чтобы увидеть ее, он
отправился в далекое плавание, но в пути заболел и , прибыв на место, умер
на ее руках. Графиня же от горя постриглась в монахини.)
Наиболее известны имена двух выдающихся поэтов.
Бернарт де Вентадорн выходец из низов, замковый слуга ,
воспевавший сначала жену своего сеньора, а затем Элеонору, королеву
Англии, которой он одно время служил. Его стихи удивительно
мелодичны и задушевны, главная тема любовь.
Чтоб стих вдохновенно звучал,
Запомните, песен творцы:
В любви им ищите начал,
Любовью скрепляйте концы.
И если конца я не знаю ,
Песни я не начинаю…
Коль не от сердца песнь идет,
Она не стоит ни гроша ,
А сердце песни не споет,
Любви не зная совершенной.
Мои кансоны вдохновенны
Любовью у меня горят
И сердце, и уста , и взгляд.
                                              10

лю бви с пос обен ли шь ч еловек с бла городн ой душой. В ры ц а р с кой ли ри ке
возн и ка ет культ куртуа зн ой лю бви . Л ю бовь и зобра жа етс я ка к с лужен и е
да м е, возн и ка ет н а ука и ли кодекс лю бви с о с вои м и пра ви ла м и поведен и я
лю бящи х. Л ю бящи й робок, бледен , должен с кры ва ть с вое ч увс тво от
ревн и вого м ужа . Он и зби ра ет с ебе пс евдон и м и с вою да м у та кже н а зы ва ет
вы м ы шлен н ы м и м ен ем . В лю бви с ущес твова ло н ес колько с тупен ей:
та йн ое с тра да н и е, м ольбы , поклон ен и е возлю блен н ой. И н огда
прос ла вляли н ера зделен н ую лю бовь. Н а кодекс куртуа зн ой лю бви
н а кла ды ва ла отпеч а ток хр и с ти а н с ка я и дея а с кети зм а . М н оги е обра зы
прова н с а льс кой ли ри ки взяты и з р ели ги озн ы х предс та влен и й: да м у н а до
м оли ть, преклон ятьс я передн ей, он а и с точ а ет м и лос ер ди е, он а с вята я.
         Тр уба дуров в П р ова н с е бы ло оч ен ь м н ого. Он и прои с ходи ли и з
ра зли ч н ы х с лоев общес тва . С р еди н и х бы ло 4-5 королей с ос едн и х с тра н ,
н ес колько дес ятков кр упн ы х феода лов и м н ого м елки х ры ц а рей. Бы ли
с р еди н и х и за м ковы е с луги , купц ы , р ем ес лен н и ки , ю ри с ты , а та кже
с вящен н и ки и м он а хи , котор ы е тоже вос пева ли зем н ую лю бовь. И звес тн о
около 30 и м ен жен щи н -тр уба дур ов. К ром е с ти хотворен и й тр уба дур ов до
н а с дошел с борн и к и х би огра фи й, с ос та влен н ы й в 13 в. В этом с бор н и ке
и м ен а       тр уба дуров          окута н ы леген да м и ,     им       при пи с ы ва ю тс я
и с клю ч и тельн ы е ч увс тва и фа н та зи и . (Н а пр и м ер, оди н и з тр уба дур ов
за оч н о по одн ом у опи с а н и ю ее кра с оты влю би лс я в гра фи н ю
Тр и поли йс кую и с ложи л в ее ч ес ть м н ого пес ен . Ч тобы уви деть ее, он
отпр а ви лс я в да лекое пла ва н и е, н о в пути за болел и , пр и бы в н а м ес то, ум ер
н а ее р ука х. Гр а фи н я же от гор я пос три гла с ь в м он а хи н и .)
         Н а и более и звес тн ы и м ен а двух вы да ю щи хс я поэтов.
         Бернарт де Вент адорн – вы ходец и з н и зов, за м ковы й с луга ,
вос пева вши й с н а ч а ла жен у с воего с ен ьор а , а за тем Э леон ор у, кор олеву
А н гли и , которой он одн о вр ем я с лужи л. Его с ти хи уди ви тельн о
м елоди ч н ы и за душевн ы , гла вн а я тем а – лю бовь.
         Ч тобс ти хвдохн овен н о звуч а л,
         За пом н и те, пес ен творц ы :
         В лю бви и м и щи те н а ч а л,
         Л ю бовью с крепляйте кон ц ы .
         И ес ли кон ц а я н е зн а ю ,
         П ес н и я н е н а ч и н а ю …

       К оль н е от с ердц а пес н ь и дет,
       Он а н е с тои т н и гроша ,
       А с ердц е пес н и н е с поет,
       Л ю бви н е зн а я с овер шен н ой.
       М ои ка н с он ы вдохн овен н ы –
       Л ю бовью у м ен я гор ят
       И с ердц е, и ус та , и взгляд.