История зарубежной литературы Средних веков. Панкова Е.А - 9 стр.

UptoLike

Рубрика: 

9
условиях возникает интерес к человеческим чувствам, возникает культ
любви , ее идеализация. Хозяйки светских салонов держат на службе
певцов и поэтов, сочиняющих стихи в их честь.
В такой атмосфере развивается рыцарская лирическая поэзия. Задача
рыцарской литературы светско-развлекательная. Язык рыцарской поэзии
изящный, изысканный. Рыцарская литература проявила себя в основном в
лирике и в романе.
Куртуазная поэзия развивается раньше всего на юге Франции в
Провансе (провансальская поэзия). В XI в. Прованс был независимой,
экономически наиболее развитой областью Франции. Аристократические
круги жили очень богато. Роскошь придворной жизни, жизнерадостность,
тяга к образованию послужили причиной развития рыцарской лирики .
Здесь на основе латыни сложился свой самостоятельный провансальский
язык. Куртуазная поэзия возникла на базе народной песенной поэзии и
тесно связана с музыкой. Поэты называли себя трубадурами (от слова
trobar находить, искать). Они изыскивали разные формы для своих песен
и стихов, упорно работали над стилем , благозвучием , создали сложную
систему рифм . Для них процесс творчества был подобен мастерству, они
выковывали , обрабатывали , отделывали свои стихи . Трубадуры
разработали различные жанры лирики . Главнейшим из них являются:
кансона - (т.е. любовная песня);
сирвента - (стихотворение на политическую тему);
тенсона (т.е. прение) стихотворение, построенное в форме
диалога -спора между двумя поэтами на какую -нибудь моральную или
литературную тему;
пасторела стихотворение, изображающее встречу рыцаря и
пастушки (Рыцарь на лоне природы встречает пастушку, начинает за ней
ухаживать, и либо она уступает ему, после чего он сразу забывает о ней и
уезжает, либо она дает отпор ему и зовет на помощь своего дружка и
односельчан , которые прибегают с вилами и дубинками и заставляют
рыцаря отступить);
альба песнь утренней зари . (Рыцарь в сопровождении друга или
оруженосца едет на тайное свидание с замужной дамой. В то время, как он
наслаждается любовью , друг всю ночь стоит на страже и под утро поет
песнь рассвета , чтобы разбудить рыцаря, и он успел вовремя покинуть
возлюбленную ).
Главная тема лирики трубадуров тема любви . Трубадуры
воспевают в своих песнях любовь как свободное чувство, отрицающее
сословные и церковно-феодальные узы . Поэтому они обычно изображают
любовь рыцаря к замужней даме. В этом сказывался естественный протест
человеческого чувства против браков по расчету. Любовь понимается
трубадурами как чувство, охватывающее всего человека ,
облагораживающее его и влекущее ко всему прекрасному и доблестному.
Это истинная или тонкая любовь. Трубадуры противопоставляли ее глупой
любви , стремящейся только к чувственным наслаждениям . К истинной
                                               9

ус лови ях возн и ка ет и н тер ес к ч еловеч ес ки м ч увс тва м , возн и ка ет культ
лю бви , ее и деа ли за ц и я. Х озяйки с ветс ки х с а лон ов держа т н а с лужбе
певц ов и поэтов, с оч и н яю щи хс ти хи в и хч ес ть.
         В та кой а тм ос фере ра зви ва етс я ры ц а рс ка я ли ри ч ес ка я поэзи я. За да ч а
ры ц а рс кой ли тера туры – с ветс ко-ра звлека тельн а я. Язы к ры ц а рс кой поэзи и
и зящн ы й, и зы с ка н н ы й. Р ы ц а рс ка я ли тера тура прояви ла с ебя в ос н овн ом в
ли ри ке и в р ом а н е.
         Курт уазная поэзи я ра зви ва етс я ра н ьше вс его н а ю ге Ф ра н ц и и в
П рова н с е (прова н с а льс ка я поэзи я). В XI в. П рова н с бы л н еза ви с и м ой,
экон ом и ч ес ки н а и более р а зви той обла с тью Ф ра н ц и и . А ри с токра ти ч ес ки е
кр уги жи ли оч ен ь бога то. Р ос кошь при двор н ой жи зн и , жи зн ера дос тн ос ть,
тяга к обра зова н и ю пос лужи ли при ч и н ой ра зви ти я ры ц а р с кой ли ри ки .
Здес ь н а ос н ове ла ты н и с ложи лс я с вой с а м ос тоятельн ы й прова н с а льс ки й
язы к. К ур туа зн а я поэзи я возн и кла н а ба зе н а родн ой пес ен н ой поэзи и и
тес н о с вяза н а с м узы кой. П оэты н а зы ва ли с ебя т рубадурам и (от с лова
trobar – н а ходи ть, и с ка ть). Он и и зы с ки ва ли ра зн ы е форм ы для с вои х пес ен
и с ти хов, упорн о ра бота ли н а д с ти лем , бла гозвуч и ем , с озда ли с ложн ую
с и с тем у ри фм . Для н и х проц ес с твор ч ес тва бы л подобен м а с терс тву, он и
вы ковы ва ли , обра ба ты ва ли , отделы ва ли с вои с ти хи . Тр уба дур ы
ра зра бота ли р а зли ч н ы е жа н ры ли ри ки . Гла вн ейши м и з н и хявляю тс я:
         кансона - (т.е. лю бовн а я пес н я);
         си рв ент а - (с ти хотворен и е н а поли ти ч ес кую тем у);
         т енсона (т.е. прен и е) – с ти хотвор ен и е, пос тр оен н ое в форм е
ди а лога -с пора м ежду двум я поэта м и н а ка кую -н и будь м ора льн ую и ли
ли тер а тур н ую тем у;
         паст орела – с ти хотвор ен и е, и зобр а жа ю щее вс треч у ры ц а ря и
па с тушки (Р ы ц а р ь н а лон е при роды вс треч а ет па с тушку, н а ч и н а ет за н ей
уха жи ва ть, и ли бо он а ус тупа ет ем у, пос ле ч его он с ра зу за бы ва ет о н ей и
уезжа ет, ли бо он а да ет отпор ем у и зовет н а пом ощь с воего др ужка и
одн ос ельч а н , которы е при бега ю т с ви ла м и и дуби н ка м и и за с та вляю т
ры ц а ря отс тупи ть);
         альба – пес н ь утрен н ей за ри . (Р ы ц а р ь в с опровожден и и др уга и ли
ор ужен ос ц а едет н а та йн ое с ви да н и е с за м ужн ой да м ой. В то врем я, ка к он
н а с ла жда етс я лю бовью , др уг вс ю н оч ь с тои т н а с тра же и под утр о поет
пес н ь р а с с вета , ч тобы ра збуди ть ры ц а ря, и он ус пел вовр ем я поки н уть
возлю блен н ую ).
         Гла вн а я тем а ли ри ки тр уба дуров – тем а лю бви . Тр уба дур ы
вос пева ю т в с вои х пес н ях лю бовь ка к с вободн ое ч увс тво, отри ц а ю щее
с ос ловн ы е и ц ерковн о-феода льн ы е узы . П оэтом у он и обы ч н о и зобра жа ю т
лю бовь р ы ц а р я к за м ужн ей да м е. В этом с ка зы ва лс я ес тес твен н ы й протес т
ч еловеч ес кого ч увс тва проти в бра ков по р а с ч ету. Л ю бовь пон и м а етс я
тр уба дура м и         ка к     ч увс тво,      охва ты ва ю щее       вс его     ч еловека ,
обла гора жи ва ю щее его и влекущее ко вс ем у прекра с н ом у и доблес тн ом у.
Э то и с ти н н а я и ли тон ка я лю бовь. Тр уба дуры проти вопос та вляли ее глупой
лю бви , с трем ящейс я только к ч увс твен н ы м н а с ла жден и ям . К и с ти н н ой