История зарубежной литературы Средних веков. Панкова Е.А - 8 стр.

UptoLike

Рубрика: 

8
семейная тематика в испанском эпосе играет важную роль. Семейные,
родственные чувства выступают в поэме часто на первый план . Так,
например , трогательно описываются заботы Сида о семье, прощание с нею
перед выездом : донья Химена, жена Сида «как ноготь от мяса от него
оторвалась». В другом эпизоде поэмы Сид предлагает жене и дочерям
наблюдать за сражением у стен Валенсии, чтобы увидеть, как он
воинскими трудами добывает их благополучие. Глубоки переживания
Сида и в связи с неудачным браком его дочерей.
Сид в поэме наделен чертами идеального эпического героя. В его
образе отразились народные мечты о мудром , добром и справедливом
правителе. Испанский героический эпос имел большое значение для
дальнейшего развития испанской и мировой литературы.
Литература периода развитого феодализма (XI-XV вв.).
Рыцарская литература
Героический эпос отражал народное сознание на ранней стадии
становления государственности . Параллельно с ним и немного позднее
развивается рыцарский эпос, рыцарская литература. В XII-XIII вв. в
период развитого феодализма окончательно складывается сословие рыцарей.
К этому сословию принадлежали знатные феодалы . У рыцарей выработались
свои обычаи, неписаные правила поведения, особый кодекс сословной
рыцарской чести . Рыцарь должен был быть смелым, справедливым , честным,
щедрым; он должен защищать христианскую церковь от «неверных» ,
хранить верность своему сюзерену, помогать слабым и беззащитным . В
кодексе рыцарской чести был закреплен идеал честного вассала и воина,
каким должен быть знатный феодал. Эти требования к идеальному рыцарю
как бы «освящали», идеологически обосновывали его право на
господствующее положение в обществе. С начала 10-11 вв. рыцари были
неграмотны, это считалось уделом священников. Рыцарь считал позором для
себя уметь читать и подписывать свое имя. Вообще реальные рыцари,
занимавшиеся грабительскими междоусобными войнами, часто не
соответствовали идеалу.
Постепенно с подъемом городов, возникновением светских школ,
университетов (1200 г. Парижский университет), развитием науки ,
культуры жизнь рыцарей изменяется. Многие крупные феодалы окружают
себя пышным двором . При дворе были приняты хорошие манеры,
красивые наряды , занятия музыкой и поэзией. Здесь формируется новый
морально-эстетический идеал рыцарства и зарождается светская культура.
К рыцарскому идеалу добавляется новое требование куртуазности
(куртуазия от франц. с our двор). Рыцарь должен быть учтивым , изящным ,
уметь вести себя в обществе, уметь нежно чувствовать и выражать свои
чувства . Воспитание рыцаря включает теперь обучение светскому
обхождению, танцам , пению, музыке, стихосложению. Возникает салонная
культура. Появляются светские салоны с культом хозяйки дома. В таких
                                               8

с ем ейн а я тем а ти ка в и с па н с ком эпос е и гр а ет ва жн ую р оль. С ем ейн ы е,
родс твен н ы е ч увс тва вы с тупа ю т в поэм е ч а с то н а первы й пла н . Та к,
н а при м ер , трога тельн о опи с ы ва ю тс я за боты С и да о с ем ье, проща н и е с н ею
перед вы ездом : дон ья Х и м ен а , жен а С и да « ка к н оготь от м яс а от н его
оторва ла с ь». В др угом эпи зоде поэм ы С и д предла га ет жен е и доч ерям
н а блю да ть за с ра жен и ем у с тен Ва лен с и и , ч тобы уви деть, ка к он
вои н с ки м и тр уда м и добы ва ет и х бла гополуч и е. Глубоки пер ежи ва н и я
С и да и в с вязи с н еуда ч н ы м бра ком его доч ерей.
        С и д в поэм е н а делен ч ерта м и и деа льн ого эпи ч ес кого гер оя. В его
обра зе отра зи ли с ь н а родн ы е м еч ты о м удр ом , добром и с пра ведли вом
пра ви теле. И с па н с ки й герои ч ес ки й эпос и м ел большое зн а ч ен и е для
да льн ейшего ра зви ти я и с па н с кой и м и ровой ли тер а тур ы .

       Л ит е ра т ура пе риод а ра зв ит ого фе од а лизм а (XI-XV в в .).
                                 Р ы ц а рска я лит е ра т ура

         Герои ч ес ки й эпос отра жа л н а родн ое с озн а н и е н а ра н н ей с та ди и
с та н овлен и я гос уда рс твен н ос ти . П а ра ллельн о с н и м и н ем н ого поздн ее
ра зви ва етс я рыц арски й эпос, рыц арская ли т ерат ура. В XII-XIII вв. в
пери одра зви того феода ли зм а окон ч а тельн о с кла ды ва етс я с ос лови е ры ц а рей.
К этом у с ос лови ю при н а длежа ли зн а тн ы е феода лы . У ры ц а рей вы ра бота ли с ь
с вои обы ч а и , н епи с а н ы е пра ви ла поведен и я, ос обы й кодекс с ос ловн ой
ры ц а рс кой ч ес ти . Р ы ц а рь должен бы л бы ть с м елы м , с пра ведли вы м , ч ес тн ы м ,
щедры м ; он должен за щи ща ть хри с ти а н с кую ц ерковь от « н еверн ы х»,
хра н и ть верн ос ть с воем у с ю зерен у, пом ога ть с ла бы м и безза щи тн ы м . В
кодекс е ры ц а рс кой ч ес ти бы л за креплен и деа л ч ес тн ого ва с с а ла и вои н а ,
ка ки м должен бы ть зн а тн ы й феода л. Э ти требова н и я к и деа льн ом у ры ц а рю
ка к бы « ос вяща ли », и деологи ч ес ки обос н овы ва ли его пра во н а
гос подс твую щее положен и е в общес тве. С н а ч а ла 10-11 вв. ры ц а ри бы ли
н егра м отн ы , это с ч и та лос ь уделом с вящен н и ков. Р ы ц а рь с ч и та л позором для
с ебя ум еть ч и та ть и подпи с ы ва ть с вое и м я. Вообще реа льн ы е ры ц а ри ,
за н и м а вши ес я гра би тельс ки м и м еждоус обн ы м и войн а м и , ч а с то н е
с оответс твова ли и деа лу.
         П ос тепен н о с подъем ом городов, возн и кн овен и ем с ветс ки х школ,
ун и вер с и тетов (1200 г. – П а р и жс ки й ун и верс и тет), ра зви ти ем н а уки ,
культуры жи зн ь ры ц а рей и зм ен яетс я. М н оги е кр упн ы е феода лы окр ужа ю т
с ебя пы шн ы м двором . П ри дворе бы ли при н яты хороши е м а н еры ,
кр а с и вы е н а ряды , за н яти я м узы кой и поэзи ей. Здес ь форм и р уетс я н овы й
м ора льн о-эс тети ч ес ки й и деа л ры ц а р с тва и за рожда етс я с ветс ка я культур а .
К ры ц а рс ком у и деа лу доба вляетс я н овое требова н и е – куртуа зн ос ти
(кур туа зи я от фра н ц . с our двор). Р ы ц а р ь должен бы ть уч ти вы м , и зящн ы м ,
ум еть вес ти с ебя в общес тве, ум еть н ежн о ч увс твова ть и вы р а жа ть с вои
ч увс тва . Вос пи та н и е ры ц а ря вклю ч а ет теперь обуч ен и е с ветс ком у
обхожден и ю , та н ц а м , пен и ю , м узы ке, с ти хос ложен и ю . Возн и ка ет с а лон н а я
культура . П оявляю тс я с ветс ки е с а лон ы с культом хозяйки дом а . В та ки х