История зарубежной литературы Средних веков. Панкова Е.А - 7 стр.

UptoLike

Рубрика: 

7
воинов, Сид одерживает ряд побед над маврами и после каждой из них
отсылает часть добычи королю Альфонсу.
Во второй части изображается освобождение Сидом значительной
части испанских земель от мавров. Видя могущество Сида , и тронутый его
дарами, король Альфонс мирится с героем и в знак особого расположения
к нему предлагает выдать замуж дочерей Сида за знатных инфантов. Сид
соглашается и дарит зятьям два своих боевых меча, а также дает богатое
приданое.
В третьей части рассказывается о том , что зятья Сида оказались
жалкими трусами, жадными и жестокими обманщиками. В дубовой роще
Корпес они ограбили своих жен , избили и оставили их привязанными к
деревьям . Но племянник Сида спас женщин и вернул их отцу. Сид требует
у короля наказать виновных. Дело решается судебным поединком («божий
суд» ). Бойцы Сида побеждают противников. Сид торжествует. К его
дочерям сватаются новые женихи . Поэма заканчивается восхвалением
Сида .
«Песнь о моем Сиде» выделяется среди других памятников
средневекового героического эпоса необыкновенно широким,
многогранным изображением событий и их участников. В поэме
причудливо переплетаются политические и семейные интересы и заботы ,
соединяются батальные сцены и картины свадьбы , суда . Показывается
героическая борьба за освобождение родной земли и стремление воинов к
богатой добыче. Наряду с героями Реконкисты в произведении
представлены также мирные жители , мавры, евреи и др .
Главным героем поэмы является Сид. Его образ идеализирован . Он
изображен как подлинно народный герой. Сильный, могучий, храбрый
воин с огромной пышной бородой, он не обладает безрассудной смелостью
и ненужным боевым азартом . Наоборот, Сид мудр , справедлив,
уравновешен , сдержан в словах и поступках, он прекрасный дипломат.
Одерживая победы и отнимая земли у мавров, Сид постоянно
подчеркивает свою вассальную верность несправедливому королю ,
изгнавшему его . Сид посылает Альфонсу VI богатые дары, часть своей
военной добычи. Вассальная преданность Сида королю имеет прямую
связь с делом Реконкисты . Рекониста была бы невозможна без
объединения страны, без укрепления центральной власти . Таким образом ,
Сид в какой-то мере является носителем государственного сознания, он
представляет интересы всего народа , всей страны. По этой же причине Сид
ищет не мести оскорбителям своей чести , а законного их наказания и
возмещения морального и материального ущерба . Сид показан в поэме
также как заботливый хозяин в своих владениях, в своем войске.
Например , он обещает щедро вознаградить воинов, ставших под его
знамена: «Молю Бога , Небесного Отца, чтобы всем вам, которые оставили
ради меня дома и наследственное имущество, я мог до смерти сделать
сколько-нибудь добра воздать вдвойне за то, что вы потеряли». Сид
хороший семьянин , нежный отец и муж . В отличие от французского эпоса,
                                             7

вои н ов, С и д одержи ва ет ряд побед н а д м а вра м и и пос ле ка ждой и з н и х
отс ы ла ет ч а с ть добы ч и королю Альфон с у.
         Во втор ой ч а с ти и зобра жа етс я ос вобожден и е С и дом зн а ч и тельн ой
ч а с ти и с па н с ки х зем ель от м а вров. Ви дя м огущес тво С и да , и трон уты й его
да ра м и , кор оль А льфон с м и ри тс я с героем и в зн а к ос обого р а с положен и я
к н ем у предла га ет вы да ть за м уж доч ер ей С и да за зн а тн ы х и н фа н тов. С и д
с огла ша етс я и да ри т зятьям два с вои х боевы х м еч а , а та кже да ет бога тое
при да н ое.
         В тр етьей ч а с ти ра с с ка зы ва етс я о том , ч то зятья С и да ока за ли с ь
жа лки м и тр ус а м и , жа дн ы м и и жес токи м и обм а н щи ка м и . В дубовой роще
К ор пес он и огра би ли с вои х жен , и зби ли и ос та ви ли и х пр и вяза н н ы м и к
деревьям . Н о плем ян н и к С и да с па с жен щи н и верн ул и х отц у. С и дтребует
у кор оля н а ка за ть ви н овн ы х. Дело реша етс я с удебн ы м поеди н ком (« божи й
с уд»). Бойц ы С и да побежда ю т проти вн и ков. С и д тор жес твует. К его
доч ерям с ва та ю тс я н овы е жен и хи . П оэм а за ка н ч и ва етс я вос хва лен и ем
С и да .
         « П ес н ь о м оем С и де» вы деляетс я с реди др уги х па м ятн и ков
с р едн евекового          герои ч ес кого     эпос а    н еобы кн овен н о     ши роки м ,
м н огогра н н ы м и зобра жен и ем с обы ти й и и х уч а с тн и ков. В поэм е
при ч удли во переплета ю тс я поли ти ч ес ки е и с ем ейн ы е и н терес ы и за боты ,
с оеди н яю тс я ба та льн ы е с ц ен ы и ка рти н ы с ва дьбы , с уда . П ока зы ва етс я
герои ч ес ка я бор ьба за ос вобожден и е родн ой зем ли и с трем лен и е вои н ов к
бога той добы ч е. Н а р яду с гер оям и Р екон ки с ты в прои зведен и и
предс та влен ы та кже м и рн ы е жи тели , м а вры , евреи и др.
         Гла вн ы м героем поэм ы являетс я С и д. Его обр а з и деа ли зи р ова н . Он
и зобра жен ка к подли н н о н а родн ы й гер ой. С и льн ы й, м огуч и й, хра бры й
вои н с огром н ой пы шн ой бородой, он н е обла да ет безра с с удн ой с м елос тью
и н ен ужн ы м боевы м а за ртом . Н а оборот, С и д м удр, с пра ведли в,
ур а вн овешен , с держа н в с лова х и пос тупка х, он прекра с н ы й ди плом а т.
Одержи ва я победы и отн и м а я зем ли у м а вров, С и д пос тоян н о
подч ер ки ва ет с вою ва с с а льн ую верн ос ть н ес пра ведли вом у кор олю ,
и згн а вшем у его. С и д пос ы ла ет Альфон с у VI бога ты е да ры , ч а с ть с воей
воен н ой добы ч и . Ва с с а льн а я пр еда н н ос ть С и да королю и м еет прям ую
с вязь с делом Р екон ки с ты . Р екон и с та бы ла бы н евозм ожн а без
объеди н ен и я с тр а н ы , без укреплен и я ц ен тра льн ой вла с ти . Та ки м обра зом ,
С и д в ка кой-то м ер е являетс я н ос и телем гос уда рс твен н ого с озн а н и я, он
предс та вляет и н терес ы вс его н а рода , вс ей с тра н ы . П о этой же при ч и н е С и д
и щет н е м ес ти ос корби телям с воей ч ес ти , а за кон н ого и х н а ка за н и я и
возм ещен и я м ора льн ого и м а тери а льн ого ущерба . С и д пока за н в поэм е
та кже ка к за ботли вы й хозяи н в с вои х вла ден и ях, в с воем войс ке.
Н а при м ер, он обеща ет щедр о возн а гр а ди ть вои н ов, с та вши х под его
зн а м ен а : « М олю Бога , Н ебес н ого Отц а , ч тобы вс ем ва м , которы е ос та ви ли
ра ди м ен я дом а и н а с ледс твен н ое и м ущес тво, я м ог до с м ер ти с дела ть
с колько-н и будь добра – возда ть вдвойн е за то, ч то вы потер яли ». С и д –
хороши й с ем ьян и н , н ежн ы й отец и м уж. В отли ч и е от фра н ц узс кого эпос а ,