Составители:
Рубрика:
5
закрепляла за большинством рядовых граждан роль бессознательного
участника, объекта политики. Лишь высшие слои общества допуска-
лись до подданнического, полусознательного политического участия.
В современном мире патерналистские взгляды на политическое поло-
жение личности в основном преодолены. Однако и сегодня в государ-
ствах с авторитарной политической системой часть населения все еще
воспринимает политических и государственных деятелей как "отцов
нации", а себя "маленькими людьми", покорными исполнителями ука-
заний властей.
В Древнем мире сложился и тоталитарный тип взаимоотно-
шения личности и власти. Наиболее полно этот тип отношений пред-
ставлен в политической концепции Платона. В своих проектах "иде-
ального государства", он исходит из безусловного верховенства цело-
го (государства) над частью (личностью) и полного (тотального) под-
чинения личности государственной власти. Государство, руководимое
группой наиболее разумных и благородных людей (мудрым царем или
аристократией), призвано было утверждать единомыслие и коллекти-
визм, регламентировать всю жизнь человека, вплоть до его мыслей.
При таком понимании личности проблема ее независимости и поли-
тической самостоятельности заведомо исключалась. Личность явля-
лась только объектом политики. В своем диалоге "Законы" Платон
предусматривал изгнание и смертную казнь для неугодных лиц.
Теория Платона оказала огромное воздействие на формирование
тоталитаризма как формы взаимоотношения личности и государст-
венной власти. В период средневековья ею руководствовались монар-
хи, в XX веке – диктаторы. Тоталитарная модель взаимоотношения
личности и власти исходит из полного подчинения человека государ-
ству, растворения индивидуального "Я" в безликом коллективном
"Мы" – в партии, классе, нации. Тоталитаризм делает человека безза-
щитным перед государственной властью, лишает его свободы выбора.
Формально человек участвует в политической деятельности, но в ре-
альности он обречен выполнять отведенную ему роль. В тоталитарном
обществе политической личности не существует.
Взгляды Платона на роль личности в политике оказали опреде-
ленное влияние на мировоззрение другого античного мыслителя –
Аристотеля, который дополнил их рядом новых идей. Он предложил
антропологическую трактовку политики, считая политику производ-
ной от природы человека. По его мнению, только в обществе и госу-
дарстве, становясь органической частью живого и целостного орга-
низма, человек может реализовать себя. Предпочтение человека жить
в обществе и коллективе определяет его политическую природу и
закрепляла за большинством рядовых граждан роль бессознательного участника, объекта политики. Лишь высшие слои общества допуска- лись до подданнического, полусознательного политического участия. В современном мире патерналистские взгляды на политическое поло- жение личности в основном преодолены. Однако и сегодня в государ- ствах с авторитарной политической системой часть населения все еще воспринимает политических и государственных деятелей как "отцов нации", а себя "маленькими людьми", покорными исполнителями ука- заний властей. В Древнем мире сложился и тоталитарный тип взаимоотно- шения личности и власти. Наиболее полно этот тип отношений пред- ставлен в политической концепции Платона. В своих проектах "иде- ального государства", он исходит из безусловного верховенства цело- го (государства) над частью (личностью) и полного (тотального) под- чинения личности государственной власти. Государство, руководимое группой наиболее разумных и благородных людей (мудрым царем или аристократией), призвано было утверждать единомыслие и коллекти- визм, регламентировать всю жизнь человека, вплоть до его мыслей. При таком понимании личности проблема ее независимости и поли- тической самостоятельности заведомо исключалась. Личность явля- лась только объектом политики. В своем диалоге "Законы" Платон предусматривал изгнание и смертную казнь для неугодных лиц. Теория Платона оказала огромное воздействие на формирование тоталитаризма как формы взаимоотношения личности и государст- венной власти. В период средневековья ею руководствовались монар- хи, в XX веке – диктаторы. Тоталитарная модель взаимоотношения личности и власти исходит из полного подчинения человека государ- ству, растворения индивидуального "Я" в безликом коллективном "Мы" – в партии, классе, нации. Тоталитаризм делает человека безза- щитным перед государственной властью, лишает его свободы выбора. Формально человек участвует в политической деятельности, но в ре- альности он обречен выполнять отведенную ему роль. В тоталитарном обществе политической личности не существует. Взгляды Платона на роль личности в политике оказали опреде- ленное влияние на мировоззрение другого античного мыслителя – Аристотеля, который дополнил их рядом новых идей. Он предложил антропологическую трактовку политики, считая политику производ- ной от природы человека. По его мнению, только в обществе и госу- дарстве, становясь органической частью живого и целостного орга- низма, человек может реализовать себя. Предпочтение человека жить в обществе и коллективе определяет его политическую природу и 5
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- …
- следующая ›
- последняя »