Современный русский язык. Лексикология. Пляскова Е.А. - 12 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

12
Когда слово появляется в языке, оно всегда имеет одно значение. Но-
вое значение является результатом переносного употребления слова . При -
чиной переноса является сходство или смежность явлений, предметов дей-
ствительности .
3. Выделяют три пути развития значения слова (три типа многознач-
ности ).
Метафора это перенос названия с одного предмета на другой по
сходству их признаков: по форме (кольцо на руке кольцо дыма), по цвету
( золотое кольцо золотые кудри), по функции (камин «комнатная печь»
камин «электрический прибор для обогревания помещения»), по сходству
расположения (хвост животного хвост поезда), по оценке (ясный день
ясный ответ ), по другим признакам: зелёная клубника зелёная молодёжь
«незрелость» , быстрый бег быстрый ум «интенсивность» .
Метафорическое значение образуется при переносе качеств, свойств
неодушевлённых предметов на одушевлённые и наоборот: железная леди ,
золотые руки , ласковое солнце, говор ручья.
Метонимия это перенос названий по смежности явлений, их взаи-
мосвязи. Название может переноситься : 1) с названия материала на изде-
лие, из которого оно сделано (золото «металл» Спортсмены привезли с
Олимпиады золото «золотая медаль» ); 2) с названия помещения на людей,
которые там находятся (аудитория 35 «помещение» Аудитория вни -
мательно слушала преподавателя «студенты в аудитории»); 3) с названия
посуды на её содержимое (фарфоровое блюдо «посуда» вкусное блюдо
«кушанье»); 4) с действия на результат этого действия (заниматься вы-
шивкой «вышивать» красивая вышивка «узор»); 5) с действия на место
действия (переход через дорогу «действие» подземный переход «место,
где можно перейти дорогу» ); 6) с предмета на его обладателя (тенор «тип
голоса» молодой тенор «человек , у которого такой голос»); 7) с автора на
его произведения (Пушкин великий русский поэт . Мы читали Пушкина
«произведения Пушкина»).
Синекдоха это перенос названия целого на его часть и наоборот: груша
«дерево» и «плод», голова «часть тела», «умный человек», рука «часть
тела», «человек , который помогает, оказывает поддержку» .
Метафора , метонимия, синекдоха могут быть общеязыковыми (суще-
ствуют в языке постоянно ) и индивидуально -авторскими, которые созда-
ют писатели , чтобы сделать текст образным, выразительным.
Ответьте на вопросы.
1. Какие слова называются однозначными, а какие многозначными?
2. Какие условия необходимы для развития многозначности слова ? 3. Ка-
кова семантическая структура многозначного слова ? 4. Какие пути разви -
тия значения слова существуют в языке?
Упражнения
1. Уточните по словарю , какие слова являются однозначными, а ка-
кие многозначными.
                                       12
      К огда слово п оявляется вязык е, оно всегда имеетодно значение. Н о-
вое значение является результатом п ереносного уп отребления слова. П ри-
чиной п ереноса является сх одство или смежностьявлений, п редметов дей-
ствительности.
      3. В ыделяю т три п ути развития значения слова (три тип а многознач-
ности).
      Мет а ф о ра – это п еренос названия с одного п редмета на другой п о
сх одствуих п ризнак ов: п о форме (коль цо нар уке – коль цо дым а), п о ц вету
(золотое коль цо – золотые кудр и ), п о функ ц ии (кам и н « к омнатная п ечь»–
кам и н « элек трическ ий п рибор для обогревания п омещ ения»), п о сх одству
расп оложения (хвост ж и в отного – хвост п оезда), п о оц енк е (ясный день –
ясный отв ет), п о другим п ризнак ам: зелёная клубни ка– зелёная м олодёж ь
« незрелость», быстр ый бег – быстр ый ум « интенсивность».
       М етафорическ ое значение образуется п ри п ереносе к ачеств, свойств
неодуш евлённых п редметов на одуш евлённые и наоборот: ж елезная леди ,
золотыер уки , ласков оесолнце, говор р учь я.
      Мет о ним ия – это п еренос названий п о смежности явлений, их взаи-
мосвязи. Н азвание может п ереноситься: 1) с названия материала на изде-
лие, из к оторого оно сделано (золото « металл» – С п ор тсм ены п р и везли с
О ли м п и ады золото « золотая медаль»); 2) сназвания п омещ ения на лю дей,
к оторые там нах одятся (ауди тор и я № 35 « п омещ ение» – А уди тор и я вни -
м атель но слуш алап р еп одавателя « студенты в аудитории»); 3) с названия
п осуды на её содержимое (фар фор овое блю до « п осуда»– в кусное блю до
« к уш анье»); 4) с действия на результат этого действия (зани м ать ся в ы-
ш и в кой « выш ивать  » – кр асив ая в ыш и вка « узор»); 5) с действия на место
действия (п ер еход чер ез дор огу « действие» – п одзем ный п ер еход « место,
где можно п ерейти дорогу»); 6) с п редмета на его обладателя (тенор « тип
голоса»– м олодой тенор « человек , ук оторого так ой голос»); 7) савтора на
его п роизведения (П уш ки н – в ели ки й р усски й п оэт. – М ы чи тали П уш ки на
« п роизведения П уш к ина»).
      Синекд о ха – это п ереносназвания ц елого на его частьи наоборот: гр уш а
– « дерево» и « п лод», голова– « частьтела», « умный человек », р ука– « часть
тела», « человек , к оторый п омогает, ок азываетп оддержк у».
       М етафора, метонимия, синек дох а могут бытьо бщ ея зыко вым и (сущ е-
ствую т в язык е п остоянно) и инд ивид уа льно -а вт о рским и, к оторые созда-
ю тп исатели, чтобы сделатьтек стобразным, выразительным.
       О т вет ьт е на во п ро сы.
       1. К ак ие слова называю тся однозначными, а к ак ие многозначными?
2. К ак ие условия необх одимы для развития многозначности слова? 3. К а-
к ова семантическ ая струк тура многозначного слова? 4. К ак ие п ути разви-
тия значения слова сущ ествую твязык е?
                                    У п ра ж нения
        1. У точни те п о словар ю , каки е словаяв ляю тся однозначным и , ака-
ки ем ногозначным и .