ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
47
а) фразеологизмы, которые употребляются без перевода: alma
mater (лат.) «кормящая мать (об университете ) » , alter ego (лат.) «второе
«я» (о единомышленнике)», idea fixa (лат.) «неотступная мысль» ;
б) калькирование иноязычных фразеологизмов: синий чулок (англ. blue
stocking) «о женщине , лишённой обаяния и поглощённой книжными (на -
учными) интересами», вставить палки в колеса ( фр.) «мешать»и др.
Ответьте на вопросы.
1. Что такое фразеологизм? Назовите признаки фразеологизмов. 2. Что
такое фразеология? 3. Какие лексико-грамматические разряды выделяют
по соотнесённости фразеологизмов с частями речи? 4. Какие фразеологиз-
мы выделяются по их экспрессивно - стилистическим свойствам? 5. Какие
типы фразеологизмов выделяют по степени их семантической слитности ?
6. В какие системные отношения могут вступать фразеологизмы? 7. Каки-
ми способами образуются в языке новые фразеологизмы?
Упражнения
1. Разграничьте свободные и устойчивые сочетания слов:
Сесть на стул , сесть в лужу; вешать нос, вешать пальто; чудесное
время, убить время, выиграть время; белая бумага , белая ворона .
2. Определите, какие из выделенных сочетаний являются фразеоло -
гизмами.
1. Они шли по тайге , стирая с географических карт белые пятна. На её
чёрном платье были непонятные белые пятна. 2. Ребёнок старательно
считал ворон, сидящих на ветке. Сейчас, когда ему были нужны настоя-
щие знания, он ругал себя за то, что считал ворон на уроках . 3. Больной
проглотил пилюлю и запил её водой . Вася молча проглотил пилюлю , но при
этом подумал, что его упрекнули напрасно . 4. В этой симфонии он играет
первую скрипку. Везде и во всём он старался играть первую скрипку: на ра -
боте , в спорте , в общении с друзьями. 5. Он надел маску и вошёл в комна -
ту. Когда она увидела его , на её лице на мгновение засветилась радость, но
тут же она надела на себя маску равнодушия и холодности . 6. В природе
белые вороны встречаются очень редко. Он был какой - то необычный, во
всём отличался от обыкновенных людей, про таких говорят: белая ворона.
3. Составьте с данными словосочетаниями по два предложения: в од-
ном используйте их как фразеологизм , в другом – как свободное сочетание.
Идти в гору, откуда ветер дует, встать на ноги , взять (брать) в руки,
заткнуть за пояс, высунув язык , закинуть удочку, сидеть на чемоданах .
4. Выделите фразеологические обороты, определите их значение.
1. Ларисин избранник оказался так себе, ни рыба ни мясо – сразу не
отгадаешь, что за человек (В . Панова ). 2. Один бог разве мог сказать, какой
был характер Манилова . Есть род людей, известных под именем: люди так
себе, ни то ни сё (Н . Гоголь). 3. Очередной оратор оказался тёртым кала -
чом (А. Исаков). 4. Илья подумал, что вот поют эти люди, хорошо поют,
47 а) фразеологизмы, к оторые уп отребляю тся без п еревода: alma mater (лат.) « к ормящ ая мать(об университете)», alter ego (лат.) « второе « я» (оединомыш ленник е)», idea fixa (лат.) « неотступ ная мысль»; б) к алькирование иноязычных фразеологизмов: сини й чулок (англ. blue stocking) « о женщ ине, лиш ённой обаяния и п оглощ ённой к нижными (на- учными) интересами», в стави ть п алки в колеса(фр.) « меш ать»и др. О т вет ьт е на во п ро сы. 1. Ч то так ое фразеологизм? Н азовите п ризнак и фразеологизмов. 2. Ч то так ое фразеология? 3. К ак ие лек сик о-грамматическ ие разряды выделяю т п о соотнесённости фразеологизмов счастями речи? 4. К ак ие фразеологиз- мы выделяю тся п о их эк сп рессивно-стилистическ им свойствам? 5. К ак ие тип ы фразеологизмов выделяю т п о степ ени их семантическ ой слитности? 6. В к ак ие системные отнош ения могут вступ атьфразеологизмы? 7. К ак и- ми сп особами образую тся вязык е новые фразеологизмы? У п ра ж нения 1. Р азгр ани чь тесвободныеи устойчи выесочетани я слов : С естьна стул, сестьв лужу; веш атьнос, веш атьп альто; чудесное время, убитьвремя, выигратьвремя; белая бумага, белая ворона. 2. О п р едели те, каки е и з в ыделенных сочетани й яв ляю тся фр азеоло- ги зм ам и . 1. О ни ш ли п о тайге, стирая сгеографическ их к артбелыеп ятна. Н а её чёрном п латье были неп онятные белые п ятна. 2. Ребёнок старательно счи тал вор он, сидящ их на ветк е. С ейчас, к огда емубыли нужны настоя- щ ие знания, онругал себя за то, что счи тал вор он на урок ах . 3. Больной п р оглоти л п и лю лю и зап илеё водой. В ася молча п р оглоти л п и лю лю , но п ри этом п одумал, что его уп рек нули нап расно. 4. В этой симфонии они гр ает п ер в ую скр и п ку. В езде и во всём онстарался и гр ать п ер в ую скр и п ку: на ра- боте, в сп орте, в общ ении сдрузьями. 5. О ннадел м аску и вош ёл в к омна- ту. К огда она увидела его, на её лиц е на мгновение засветиласьрадость, но тут же она наделана себя м аску равнодуш ия и х олодности. 6. В п рироде белые вор оны встречаю тся оченьредк о. О нбыл к ак ой-то необычный, во всём отличался отобык новенных лю дей, п ро так их говорят: белая в ор она. 3. С оставь те сданным и словосочетани ям и п о двап р едлож ени я: в од- ном и споль зуйтеи хкак фр азеологи зм , в др угом – как свободноесочетани е. И дти в гору, отк уда ветер дует, встатьна ноги, взять(брать) в рук и, затк нутьза п ояс, высунувязык , зак инутьудочк у, сидетьна чемоданах . 4. Выдели тефр азеологи чески еобор оты, оп р едели теи хзначени е. 1. Л арисинизбранник ок азался так себе, ни рыба ни мясо – сразуне отгадаеш ь, что за человек (В . П анова). 2. О динбогразве могск азать, к ак ой был х арак тер М анилова. Е стьрод лю дей, известных п од именем: лю ди так себе, ни то ни сё (Н . Г оголь). 3. О чередной оратор ок азался тёртым к ала- чом (А. И сак ов). 4. И лья п одумал, что вот п ою т эти лю ди, х орош о п ою т,
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 45
- 46
- 47
- 48
- 49
- …
- следующая ›
- последняя »