ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
21
смеяться. Никто не остановил злодеяние, никто не предотвратил убийство… Лишь ребенок вырывается
из рук отца, подбегает к лошаденке и целует её. Достоевский пишет о том, что «пролитие крови» не
отрезвляет, не останавливает, а напротив – «веселит толпу». Состояние ужаса вызывает подобные
сцены. Автор по сути утверждает, что не должно, невозможно убивать даже самую «дрожащую тварь».
Когда Раскольников пробуждается, то его состояние – это ужас. Герой романа задаётся вопросом, что
неужели это он возьмёт в руки топор, «будет кровавиться, будет скользить в этой крови». «Не бывать
этому никогда!» - заявляет Раскольников. А вместе с тем, хоть это «подло, гадко», но неизбежно, как
арифметика. Так, возвращаясь с Петровского острова, Родион заходит на Сенную, становится
свидетелем разговора юродивой Лизаветы и мещанина, узнает, что её не будет дома в седьмом часу.
Раскольников полагает, что участь его решена.
Герой романа – человек логики и разума. Если мир несправедлив и большинство несчастно и
страдает, а меньшинство «пользуется», то справедливость установить не так сложно. Тогда необходимо
взять и уничтожить это «зловредное меньшинство» во имя счастья «большинства».
Непосредственно перед преступлением Раскольников впадает в забытье. Ему кажется, что он в
Египте: жарко, но он в прекрасном оазисе, жажда терзает его, и он начинает пить воду (второй сон
Раскольникова). Достоевский возвращает своего героя к первоистокам, к началу жизни всего
человечества. Перед нами истоки человеческой цивилизации. Как мы видим, сны в романе символичны
и выполняют одну из важнейших философских функций. В них - размышления автора о человеке и его
душе, о мире, Боге и о том, что все люди связаны между собой невидимыми, незримыми узами.
Раскольников неслучайно скажет Соне Мармеладовой, что он «не старуху, а тебя убил». К тому же, по
мнению писателя, в душе человека «страданиями душа искупается». Таким образом, искупление
возможно для страдающей души.
Раскольников совершает задуманное им злодеяние, а именно: убивает «жалкую, гадкую,
зловредную, никому ненужную» процентщицу Алёну Ивановну, жизнь которой, как он считает, «не
более, чем жизнь вши». Однако жертвою станет и юродивая Лизавета, тихая и безропотная, как и
Сонечка Мармеладова, одна из многих тысяч «униженных и оскорбленных», во имя которых
Раскольников и пошёл на преступление. Самое удивительное, что впоследствии Раскольников почти не
будет вспоминать об этой несчастной жертве. Всё дело в том, что Лизавета не входила в его планы. Она
оказалась вне его логики и вне его арифметики. Однако именно этой неискупленной жертвой
Раскольникову предъявлен огромный нравственный счет, который он не в состоянии будет оплатить,
т.к. здесь он нравственный банкрот.
Следователь Порфирий скажет о Раскольникове: «Ему один путь к - покаянию». Однако не ему
суждено привести преступника к покаянию. Это совершит безропотная, безответная Соня Мармеладова.
«Вечная» Сонечка - воплощенное страдание и смирение. Именно к ней придёт Раскольников со своей
болью, со своей страдающей душой, и они вместе, «блудница и убийца», будут читать Вечную книгу –
Евангелие, притчу о «Воскресении Лазаря».
Раскольников идет к Соне именно потому, что она тоже «преступила», только, в отличие от
Родиона Раскольникова, Соня «преступила» через самое себя. Она признается, что тоже живет в
атмосфере «постоянного греха и не раз думала о самоубийстве», но только Бог ее спасал. Единственное
на кого надеется Соня – на Бога. Соня никогда не согласится с Раскольниковым, что «человек – это
вошь». Человек живет надеждою на возрождение и воскресение. Возрождение и воскресение души
возможно для Раскольникова. Родион тоже думал о самоубийстве, блуждая по улицам Петербурга и
вглядываясь в каналы, размышляя о том, как легко все можно решить – и «концы в воду». Наверное, Бог
его спасал, а, может быть, его уберегла Соня. Если возрождение души возможно для Раскольникова, то
Свидригайлов лишен этого высшего прощения, т.к. он самоубийца (Свидригайлов застрелился ранним,
промозглым, туманным петербургским утром, следовательно он покусился на святыню самой жизни).
За совершенное злодеяние Раскольников осужден на каторгу. Каторжане его ненавидят, с их
точки зрения, «не барское это дело ходить с топором». Соня Мармеладова последовала за осужденным,
и если Раскольникова ненавидят, то страдалицу Соню полюбили все. Герой романа на каторгу уходит не
раскаявшись, так как никто не доказал ему его неправоты, никто не доказал, что его теория не верна.
Там, на каторге, и происходит просветление его души, искупление. Раскольников тяжело заболел, и во
время болезни ему приснился сон о последнем дне человечества – картина Апокалипсиса: некие
нечеловеческие существа овладели сознанием людей, и те начали истреблять друг друга, каждый во имя
своей правды. Человечество стремится к самоуничтожению, в живых должны были остаться только
«избранные», «сильные личности», которых, правда, никто не видел. В этом «ужасном сне»
символически воплотилась «теория» Раскольникова: только «избранные» получали право на жизнь.
смеяться. Никто не остановил злодеяние, никто не предотвратил убийство… Лишь ребенок вырывается из рук отца, подбегает к лошаденке и целует её. Достоевский пишет о том, что «пролитие крови» не отрезвляет, не останавливает, а напротив – «веселит толпу». Состояние ужаса вызывает подобные сцены. Автор по сути утверждает, что не должно, невозможно убивать даже самую «дрожащую тварь». Когда Раскольников пробуждается, то его состояние – это ужас. Герой романа задаётся вопросом, что неужели это он возьмёт в руки топор, «будет кровавиться, будет скользить в этой крови». «Не бывать этому никогда!» - заявляет Раскольников. А вместе с тем, хоть это «подло, гадко», но неизбежно, как арифметика. Так, возвращаясь с Петровского острова, Родион заходит на Сенную, становится свидетелем разговора юродивой Лизаветы и мещанина, узнает, что её не будет дома в седьмом часу. Раскольников полагает, что участь его решена. Герой романа – человек логики и разума. Если мир несправедлив и большинство несчастно и страдает, а меньшинство «пользуется», то справедливость установить не так сложно. Тогда необходимо взять и уничтожить это «зловредное меньшинство» во имя счастья «большинства». Непосредственно перед преступлением Раскольников впадает в забытье. Ему кажется, что он в Египте: жарко, но он в прекрасном оазисе, жажда терзает его, и он начинает пить воду (второй сон Раскольникова). Достоевский возвращает своего героя к первоистокам, к началу жизни всего человечества. Перед нами истоки человеческой цивилизации. Как мы видим, сны в романе символичны и выполняют одну из важнейших философских функций. В них - размышления автора о человеке и его душе, о мире, Боге и о том, что все люди связаны между собой невидимыми, незримыми узами. Раскольников неслучайно скажет Соне Мармеладовой, что он «не старуху, а тебя убил». К тому же, по мнению писателя, в душе человека «страданиями душа искупается». Таким образом, искупление возможно для страдающей души. Раскольников совершает задуманное им злодеяние, а именно: убивает «жалкую, гадкую, зловредную, никому ненужную» процентщицу Алёну Ивановну, жизнь которой, как он считает, «не более, чем жизнь вши». Однако жертвою станет и юродивая Лизавета, тихая и безропотная, как и Сонечка Мармеладова, одна из многих тысяч «униженных и оскорбленных», во имя которых Раскольников и пошёл на преступление. Самое удивительное, что впоследствии Раскольников почти не будет вспоминать об этой несчастной жертве. Всё дело в том, что Лизавета не входила в его планы. Она оказалась вне его логики и вне его арифметики. Однако именно этой неискупленной жертвой Раскольникову предъявлен огромный нравственный счет, который он не в состоянии будет оплатить, т.к. здесь он нравственный банкрот. Следователь Порфирий скажет о Раскольникове: «Ему один путь к - покаянию». Однако не ему суждено привести преступника к покаянию. Это совершит безропотная, безответная Соня Мармеладова. «Вечная» Сонечка - воплощенное страдание и смирение. Именно к ней придёт Раскольников со своей болью, со своей страдающей душой, и они вместе, «блудница и убийца», будут читать Вечную книгу – Евангелие, притчу о «Воскресении Лазаря». Раскольников идет к Соне именно потому, что она тоже «преступила», только, в отличие от Родиона Раскольникова, Соня «преступила» через самое себя. Она признается, что тоже живет в атмосфере «постоянного греха и не раз думала о самоубийстве», но только Бог ее спасал. Единственное на кого надеется Соня – на Бога. Соня никогда не согласится с Раскольниковым, что «человек – это вошь». Человек живет надеждою на возрождение и воскресение. Возрождение и воскресение души возможно для Раскольникова. Родион тоже думал о самоубийстве, блуждая по улицам Петербурга и вглядываясь в каналы, размышляя о том, как легко все можно решить – и «концы в воду». Наверное, Бог его спасал, а, может быть, его уберегла Соня. Если возрождение души возможно для Раскольникова, то Свидригайлов лишен этого высшего прощения, т.к. он самоубийца (Свидригайлов застрелился ранним, промозглым, туманным петербургским утром, следовательно он покусился на святыню самой жизни). За совершенное злодеяние Раскольников осужден на каторгу. Каторжане его ненавидят, с их точки зрения, «не барское это дело ходить с топором». Соня Мармеладова последовала за осужденным, и если Раскольникова ненавидят, то страдалицу Соню полюбили все. Герой романа на каторгу уходит не раскаявшись, так как никто не доказал ему его неправоты, никто не доказал, что его теория не верна. Там, на каторге, и происходит просветление его души, искупление. Раскольников тяжело заболел, и во время болезни ему приснился сон о последнем дне человечества – картина Апокалипсиса: некие нечеловеческие существа овладели сознанием людей, и те начали истреблять друг друга, каждый во имя своей правды. Человечество стремится к самоуничтожению, в живых должны были остаться только «избранные», «сильные личности», которых, правда, никто не видел. В этом «ужасном сне» символически воплотилась «теория» Раскольникова: только «избранные» получали право на жизнь. 21
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 18
- 19
- 20
- 21
- 22
- …
- следующая ›
- последняя »