ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
22
Пробуждение героя ведет к его выздоровлению, и не только физическому. Он видит Соню и
кланяется ей в ноги во второй раз. Если в первый раз он кланялся страданиям ее, то теперь поклонился
потому, что полюбил ее. Впереди у героя – семь лет каторги, но «эти семь лет», пишет Достоевский,
«пройдут как семь дней». За семь дней был рожден мир (мироздание). За семь лет герои романа, их
души возродятся к новой светлой жизни.
Роман Ф.М.Достоевского пронизан «болью» писателя за поруганное человеческое достоинство.
Достоевского «страшили» все усиливающаяся власть денег, падение нравственности, растущее число
преступлений. Писатель не мог смириться с безнравственность самого общества, основанного на власти
денег и насилии, не мог смириться с теми условиями существования, что обрекали большинство на
голод и унижения, превращали любовь, красоту, таланты в предмет купли и продажи. Поэтому в своем
романе Достоевский и поставил такие вопросы, как жизнь и бессмертие, добро и зло, вера и безверие,
личность и мир. Писатель-философ мечтал о духовном возрождении человека и его души.
Слово «сострадание» означает «страдаю вместе со всеми», «сопереживаю чужому горю,
душевным мукам другого человека». По мнению Достоевского, душа человеческая «страданиями
искупается». Таким образом, искупление грехов для человеческой души возможно лишь тогда, когда
сам человек пройдёт путь страданий, уготованный ему. По сути, сострадание присуще всем героям
романа «Преступление и наказание». Тот же красильщик Миколка (раскольник по своим религиозным
воззрениям) собирается пострадать безвинно, за другого человека, поэтому и берёт на себя вину,
признаётся в том злодеянии, которого не совершал: убийстве процентщицы Алёны Ивановны. С точки
зрения раскольника, пострадать за другого – это и есть страдание особенное.
Сострадание движет и чиновником Мармеладовым, когда он женится на Катерине Ивановне,
вдове с тремя детьми, мал мала меньше. Не мог Семён Захарович спокойно смотреть, как «гибнет»
Катерина Ивановна в «уезде глухом». Состраданием руководствуется Раскольников, когда видит
несчастных и голодных детей Катерины Ивановны; движимый этим чувством Родион оставляет семье
чиновника свои последние деньги. Чувством сострадания руководствуется герой романа и тогда, когда
заботится о несчастной, обесчещенной пьяной девочке на Конногвардейском бульваре. Родион
Раскольников целый год заботился о больном товарище, а затем, когда тот умер, помогал его отцу.
Однако в душе Раскольникова, к сожалению, есть не только светлые, но и тёмные стороны: ведь он не
только сострадает людям, но и презирает их за слабоволие. Так, Раскольников презирает чиновника
Мармеладова за то, что тот не может защитить ни себя самого, ни семью свою. По мнению
Достоевского, в душе человека одновременно сосуществуют добро и зло, свет и тьма, Бог и дьявол.
Сострадание же имеет природу божественную: Христос сострадал людям и любил их. Как, например,
любит людей и сострадает им князь Лев Николаевич Мышкин (герой романа Достоевского «Идиот»).
Образ князя Мышкина – это символ всепоглощающей доброты. Разумеется, Раскольников не такой, но
душа героя способна возродиться, ибо в ней живёт сострадание, а сострадание – свидетельство любви к
людям.
Неслучайно путь своего героя к преступлению Фёдор Достоевский прерывает снами. Сны – это
напоминание души. Ведь уже маленький Раскольников способен сострадать: он не может смириться с
убийством «дрожащей твари». Ребёнку так жаль лошадку. А если душа сострадает даже «дрожащей
твари», то она способна возродиться. Несомненно, в романе «Преступление и наказание» Соня
Мармеладова – это воплощённое страдание и сострадание. Раскольников говорит о ней: «Вечная
Сонечка Мармеладова». Таким образом, по мнению писателя, сострадание ближнему – это вечная
категория. Это, конечно, библейская заповедь: «возлюби ближнего, как самого себя». Соня
Мармеладова – это и выражение христианского смирения, терпения, любви к ближнему. Соней,
отдавшей своё тело на поругание, движет прежде всего чувство любви, жалости и сострадания к
голодным и несчастным детям Катерины Ивановны. Соня Мармеладова не может не любить Катерину
Ивановну, больную («чахоточную»), так много страдавшую. А откуда же в ней, в этой хрупкой Сонечке,
такое человеколюбие, такая душевная щедрость? Казалось, она должна ненавидеть людей, которые
обрекли её на позор (прежде всего мачеху и отца). Она, наверное, должна не любить даже самого Бога,
даровавшего ей такую судьбу и столь тяжкие испытания. Напротив, и к Богу Соня преисполнена
великой и светлой любви. Она и Раскольникову скажет: «Что бы я такое без Бога была». Как это ни
странно, в душе Сони нет ни ненависти, ни злобы, ни презрения, а ведь именно эти чувства так часто
переполняют душу Раскольникова. Чувство сострадания в Соне от Бога. Именно Христос был
преисполнен любовью и состраданием. Для Достоевского же Христос был неким высшим идеалом.
Ф.М.Достоевский писал: «Нет ничего прекраснее, положительнее образа Христа». Неслучайно в
черновых рукописях романа «Идиот» Достоевский называет князя Льва Мышкина «князем Христом».
Следовательно, человек, способный сострадать, приближается в своей духовности к самому Христу
Пробуждение героя ведет к его выздоровлению, и не только физическому. Он видит Соню и кланяется ей в ноги во второй раз. Если в первый раз он кланялся страданиям ее, то теперь поклонился потому, что полюбил ее. Впереди у героя – семь лет каторги, но «эти семь лет», пишет Достоевский, «пройдут как семь дней». За семь дней был рожден мир (мироздание). За семь лет герои романа, их души возродятся к новой светлой жизни. Роман Ф.М.Достоевского пронизан «болью» писателя за поруганное человеческое достоинство. Достоевского «страшили» все усиливающаяся власть денег, падение нравственности, растущее число преступлений. Писатель не мог смириться с безнравственность самого общества, основанного на власти денег и насилии, не мог смириться с теми условиями существования, что обрекали большинство на голод и унижения, превращали любовь, красоту, таланты в предмет купли и продажи. Поэтому в своем романе Достоевский и поставил такие вопросы, как жизнь и бессмертие, добро и зло, вера и безверие, личность и мир. Писатель-философ мечтал о духовном возрождении человека и его души. Слово «сострадание» означает «страдаю вместе со всеми», «сопереживаю чужому горю, душевным мукам другого человека». По мнению Достоевского, душа человеческая «страданиями искупается». Таким образом, искупление грехов для человеческой души возможно лишь тогда, когда сам человек пройдёт путь страданий, уготованный ему. По сути, сострадание присуще всем героям романа «Преступление и наказание». Тот же красильщик Миколка (раскольник по своим религиозным воззрениям) собирается пострадать безвинно, за другого человека, поэтому и берёт на себя вину, признаётся в том злодеянии, которого не совершал: убийстве процентщицы Алёны Ивановны. С точки зрения раскольника, пострадать за другого – это и есть страдание особенное. Сострадание движет и чиновником Мармеладовым, когда он женится на Катерине Ивановне, вдове с тремя детьми, мал мала меньше. Не мог Семён Захарович спокойно смотреть, как «гибнет» Катерина Ивановна в «уезде глухом». Состраданием руководствуется Раскольников, когда видит несчастных и голодных детей Катерины Ивановны; движимый этим чувством Родион оставляет семье чиновника свои последние деньги. Чувством сострадания руководствуется герой романа и тогда, когда заботится о несчастной, обесчещенной пьяной девочке на Конногвардейском бульваре. Родион Раскольников целый год заботился о больном товарище, а затем, когда тот умер, помогал его отцу. Однако в душе Раскольникова, к сожалению, есть не только светлые, но и тёмные стороны: ведь он не только сострадает людям, но и презирает их за слабоволие. Так, Раскольников презирает чиновника Мармеладова за то, что тот не может защитить ни себя самого, ни семью свою. По мнению Достоевского, в душе человека одновременно сосуществуют добро и зло, свет и тьма, Бог и дьявол. Сострадание же имеет природу божественную: Христос сострадал людям и любил их. Как, например, любит людей и сострадает им князь Лев Николаевич Мышкин (герой романа Достоевского «Идиот»). Образ князя Мышкина – это символ всепоглощающей доброты. Разумеется, Раскольников не такой, но душа героя способна возродиться, ибо в ней живёт сострадание, а сострадание – свидетельство любви к людям. Неслучайно путь своего героя к преступлению Фёдор Достоевский прерывает снами. Сны – это напоминание души. Ведь уже маленький Раскольников способен сострадать: он не может смириться с убийством «дрожащей твари». Ребёнку так жаль лошадку. А если душа сострадает даже «дрожащей твари», то она способна возродиться. Несомненно, в романе «Преступление и наказание» Соня Мармеладова – это воплощённое страдание и сострадание. Раскольников говорит о ней: «Вечная Сонечка Мармеладова». Таким образом, по мнению писателя, сострадание ближнему – это вечная категория. Это, конечно, библейская заповедь: «возлюби ближнего, как самого себя». Соня Мармеладова – это и выражение христианского смирения, терпения, любви к ближнему. Соней, отдавшей своё тело на поругание, движет прежде всего чувство любви, жалости и сострадания к голодным и несчастным детям Катерины Ивановны. Соня Мармеладова не может не любить Катерину Ивановну, больную («чахоточную»), так много страдавшую. А откуда же в ней, в этой хрупкой Сонечке, такое человеколюбие, такая душевная щедрость? Казалось, она должна ненавидеть людей, которые обрекли её на позор (прежде всего мачеху и отца). Она, наверное, должна не любить даже самого Бога, даровавшего ей такую судьбу и столь тяжкие испытания. Напротив, и к Богу Соня преисполнена великой и светлой любви. Она и Раскольникову скажет: «Что бы я такое без Бога была». Как это ни странно, в душе Сони нет ни ненависти, ни злобы, ни презрения, а ведь именно эти чувства так часто переполняют душу Раскольникова. Чувство сострадания в Соне от Бога. Именно Христос был преисполнен любовью и состраданием. Для Достоевского же Христос был неким высшим идеалом. Ф.М.Достоевский писал: «Нет ничего прекраснее, положительнее образа Христа». Неслучайно в черновых рукописях романа «Идиот» Достоевский называет князя Льва Мышкина «князем Христом». Следовательно, человек, способный сострадать, приближается в своей духовности к самому Христу 22
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 19
- 20
- 21
- 22
- 23
- …
- следующая ›
- последняя »