История русской литературы. Ч.3. Полещук Л.З. - 23 стр.

UptoLike

Составители: 

24
служит гувернанткой в доме помещика Свидригайлова, человека низкого, подлого, с «темным
прошлым». Она живет в чужом доме, и с матерью только переписывается.
В отличие от семьи Мармеладовых, Раскольниковы испытывают большую духовную
привязанность друг к другу, поэтому они еще способны на взаимопомощь. Дуня соглашается на брак с
Лужиным, чтобы помочь семье, а прежде всегобрату окончить обучение в университете. Она
советуется с матерью, но Пульхерия Александровна не может дать ей хорошего совета. Она прекрасно
понимает, что Дуня не любит Лужина и брак этот не может быть счастливым. На первый взгляд, брак
этот кажется спасением, но Пульхерия Александровна встречалась с Лужиным, и у нее осталось
двойственное впечатление об этом человеке. Раскольников, читая письмо матери, сразу же понимает,
что Лужинподлец, несмотря на то, что его мать пытается это скрыть. В душе Пульхерия
Александровна против этого брака, однако практическая сторона дела заставляет ее согласиться на
замужество Дуни.
Почему же Дуня решается выйти замуж за Лужина? Родион Раскольников прекрасно понимает,
почему его сестра соглашается на этот брак с «подлецом» Лужиным, почему Дуня, прежде чем дать
согласие всю ночь плакала и молилась. Раскольников замечает: «Нелегко на голгофу-то всходить».
Таким образом, Авдотья Романовна выбирает свой путь страданий и готова собой пожертвовать ради
брата. «Вот они светлые души», - размышляет Раскольников, - «ради себя себя не продадут, а ради
близких готовы принести себя в жертву».
Раскольников в ярости: для него жребий сестры, которую он так любил, ничем не лучше жребия
Сонечки Мармеладовой, а, пожалуй, еще «гаже», «подлее», потому что в данном случае есть некий
«расчет на комфорт», а в случае Сонечки речь идет о жизни или голодной смерти. Раскольников нежно
любит сестру, они духовно близки; он знает, что Дуня с ее чистой душой не только не может любить
Лужина, но даже не может и уважать его. Как можно уважать человека, в котором отсутствует всякое
понятие о чести, совести, нравственности и который при первой же встрече не посовестился своей
будущей невесте и ее матушке сказать, что хотел бы «взять невесту из нищеты», чтобы она потом ему
всю жизнь была благодарна за «спасение»? Раскольников понимает, что здесь «любви нет и быть не
может». Герой Достоевского размышляет: «Хорошо, коли только любви нет, а что, если есть уже
отвращение? Что с этим-то будете делать, Авдотья Романовна
Вот и еще одна модель будущей семьи, к счастью, не сложившейся: семьи, в которой муж
властвует и упивается своим всесилием, а жена ненавидит и презирает его. Это еще одно «случайное
семейство», основанное не на любви, взаимопонимании и уважении, а на расчете. Не случайно
Раскольников негодует: « Не бывать этому никогда Однако он осознает свое бессилие и
беспомощность: «Что ты можешь сделать?» - спрашивает он себя. Не случайно Достоевский напишет о
том, что письмо матери «измучило» Раскольникова. Как не испытывать Родиону душевную боль? Ведь
после смерти отца он глава семьи, он должен оберегать своих близкихмать и сестру, а Раскольников
не может ни помочь им, ни защитить их. Он не может оградить сестру ни от сластолюбца
Свидригайлова, который предлагал Дунечке стать его любовницей, ни от «подлеца» Лужина, которому
Дуня готова «продать себя» во имя спасения брата. Достоевский показывает, как человек доходит до
крайности. Все члены семьи разъединены: Раскольников в Петербурге, Дуня у Свидригайловых. Но
наступает момент, когда все они собираются в столице. И, казалось бы, должно наступить
воссоединение семейства, но этого не происходит. Причиной тому становятся обстоятельства. Родион
Раскольников встречается с матерью и сестрой, но не может даже подать им руки, потому что он
убийца, и руки его в крови; Пульхерия Александровна и Дуня «чистые», и Раскольников боится
«запачкать» их.
Достоевский показывает проблему семьи в определенном ракурсе: он изображает процесс
разложения, расслоения родственных связей. У всех героев этого романа нет дома, а ведь домэто не
только крыша над головой, но и тот самый «семейный очаг», который всех согревает, объединяет. Семья
это спасение, а домэто место, куда человек возвращается с израненной душой и где он излечивается
от своих душевных страданий. А теперь человеку некуда больше идти. Слова Мармеладова,
обращенные к Раскольникову: «А знаете ли вы, сударь, каково человеку, когда ему некуда больше
идти?» - становятся лейтмотивом. Достоевский осознавал всю ту опасность, которую влечет за собой
разрушение семьи. Самое главное для человекадом, семья: это традиция. И если разрушены «гнезда»,
разрушена семья, то разрушена и традиция; вот тогда миром начинает править идея, путь даже самая
фантастическая.
служит гувернанткой в доме помещика Свидригайлова, человека низкого, подлого, с «темным
прошлым». Она живет в чужом доме, и с матерью только переписывается.
        В отличие от семьи Мармеладовых, Раскольниковы испытывают большую духовную
привязанность друг к другу, поэтому они еще способны на взаимопомощь. Дуня соглашается на брак с
Лужиным, чтобы помочь семье, а прежде всего – брату окончить обучение в университете. Она
советуется с матерью, но Пульхерия Александровна не может дать ей хорошего совета. Она прекрасно
понимает, что Дуня не любит Лужина и брак этот не может быть счастливым. На первый взгляд, брак
этот кажется спасением, но Пульхерия Александровна встречалась с Лужиным, и у нее осталось
двойственное впечатление об этом человеке. Раскольников, читая письмо матери, сразу же понимает,
что Лужин – подлец, несмотря на то, что его мать пытается это скрыть. В душе Пульхерия
Александровна против этого брака, однако практическая сторона дела заставляет ее согласиться на
замужество Дуни.
        Почему же Дуня решается выйти замуж за Лужина? Родион Раскольников прекрасно понимает,
почему его сестра соглашается на этот брак с «подлецом» Лужиным, почему Дуня, прежде чем дать
согласие всю ночь плакала и молилась. Раскольников замечает: «Нелегко на голгофу-то всходить».
Таким образом, Авдотья Романовна выбирает свой путь страданий и готова собой пожертвовать ради
брата. «Вот они светлые души», - размышляет Раскольников, - «ради себя себя не продадут, а ради
близких готовы принести себя в жертву».
        Раскольников в ярости: для него жребий сестры, которую он так любил, ничем не лучше жребия
Сонечки Мармеладовой, а, пожалуй, еще «гаже», «подлее», потому что в данном случае есть некий
«расчет на комфорт», а в случае Сонечки речь идет о жизни или голодной смерти. Раскольников нежно
любит сестру, они духовно близки; он знает, что Дуня с ее чистой душой не только не может любить
Лужина, но даже не может и уважать его. Как можно уважать человека, в котором отсутствует всякое
понятие о чести, совести, нравственности и который при первой же встрече не посовестился своей
будущей невесте и ее матушке сказать, что хотел бы «взять невесту из нищеты», чтобы она потом ему
всю жизнь была благодарна за «спасение»? Раскольников понимает, что здесь «любви нет и быть не
может». Герой Достоевского размышляет: «Хорошо, коли только любви нет, а что, если есть уже
отвращение? Что с этим-то будете делать, Авдотья Романовна?»
        Вот и еще одна модель будущей семьи, к счастью, не сложившейся: семьи, в которой муж
властвует и упивается своим всесилием, а жена ненавидит и презирает его. Это еще одно «случайное
семейство», основанное не на любви, взаимопонимании и уважении, а на расчете. Не случайно
Раскольников негодует: « Не бывать этому никогда!» Однако он осознает свое бессилие и
беспомощность: «Что ты можешь сделать?» - спрашивает он себя. Не случайно Достоевский напишет о
том, что письмо матери «измучило» Раскольникова. Как не испытывать Родиону душевную боль? Ведь
после смерти отца он глава семьи, он должен оберегать своих близких – мать и сестру, а Раскольников
не может ни помочь им, ни защитить их. Он не может оградить сестру ни от сластолюбца
Свидригайлова, который предлагал Дунечке стать его любовницей, ни от «подлеца» Лужина, которому
Дуня готова «продать себя» во имя спасения брата. Достоевский показывает, как человек доходит до
крайности. Все члены семьи разъединены: Раскольников в Петербурге, Дуня у Свидригайловых. Но
наступает момент, когда все они собираются в столице. И, казалось бы, должно наступить
воссоединение семейства, но этого не происходит. Причиной тому становятся обстоятельства. Родион
Раскольников встречается с матерью и сестрой, но не может даже подать им руки, потому что он
убийца, и руки его в крови; Пульхерия Александровна и Дуня «чистые», и Раскольников боится
«запачкать» их.
        Достоевский показывает проблему семьи в определенном ракурсе: он изображает процесс
разложения, расслоения родственных связей. У всех героев этого романа нет дома, а ведь дом – это не
только крыша над головой, но и тот самый «семейный очаг», который всех согревает, объединяет. Семья
– это спасение, а дом – это место, куда человек возвращается с израненной душой и где он излечивается
от своих душевных страданий. А теперь человеку некуда больше идти. Слова Мармеладова,
обращенные к Раскольникову: «А знаете ли вы, сударь, каково человеку, когда ему некуда больше
идти?» - становятся лейтмотивом. Достоевский осознавал всю ту опасность, которую влечет за собой
разрушение семьи. Самое главное для человека – дом, семья: это традиция. И если разрушены «гнезда»,
разрушена семья, то разрушена и традиция; вот тогда миром начинает править идея, путь даже самая
фантастическая.




                                                 24