История русской литературы. Ч.3. Полещук Л.З. - 24 стр.

UptoLike

Составители: 

25
Роман «Идиот»
В декабре 1867 года Достоевский пишет Майкову об идее «Идиота»: «Идея этаизобразить
вполне прекрасного человека». Еще яснее Достоевский пишет об этом в письме племяннице Ивановой:
«…главная мысль романаизобразить положительно прекрасного человекаНа свете есть одно только
положительно прекрасное лицоХристос».
Убогий князь Мышкин. Положительные герои Достоевского отличаются не только
материальной несостоятельностью, но и жизненной жертвенностью. Праведник Достоевского подобен
Христу, не имевшему, где голову приклонить. С этогос нищеты и странничества князя и начинается
роман, а все развитие героя основано на страдании святого сердца, на распятии этим миром человека не
от мира сего. «Целомудрие и смирение», замечает Достоевский о князе Мышкине в черновой книжке
романа, определяя его сердцевину, и сочетание этих слов не случайно. Целомудрие есть чистота,
святость, а смирение, по учению Церкви, предтеча любви, ее основание. В характеристике князя
Мышкинанеразрывность святости и любви. «Что есть чистота?», - спрашивает в VI веке св. Исаак
Сирин, книга которого была в библиотеке Достоевского, и отвечает: «Сердце, милующее всякую тварь».
То же утверждает и подвижник IV века Макарий Великий: «Чистота есть сострадание». В романе
кн.Мышкин говорит: «Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего
человечества». И в черновой книжке романа Достоевский записывает: «Состраданиевсе
христианство». Святость или чистота, описанная Достоевским, - это очищение сердца от самости для
служения людям, смиренная, но жертвенная любовь, не пуританство, а Голгофа. Но тогда тем более
страшна встреча князя с обществом: общество не принимает Голгофы. «Душа моя скорбит смертельно»,
- говорит Иисус. Следовательно, смертельная скорбь завещана Евангелием. Любящий святой для
общества мог показаться только идиотом или, в лучшем случае, Иванушкой-дурачком, как было сказано
про Мышкина в одной благожелательной рецензии 19 века.
В одном из писем 1880 года Достоевский писал: «У нас вся народность основана на
христианствеСамый важный теперь вопрос: как заставить с этим согласиться нашу интеллигенцию.
Попробуйте заговорить: или съедят, или сочтут за изменника». И к этой интеллигенции приезжает
князь, чтобы «заставить согласиться», приезжает откуда-то из иных стран, точно с иных планет, ничего
не имеющий, с узелком в руках, в «штиблетишках», как язвительно заметил Рогожин. Так он и проходит
по роману, вызывая удивление и страх, любовь и ненависть, всем, может быть, ужасно близкий и для
всех все-таки совершенно чужой. Рогожин меняется с ним крестами и пытается зарезать. Неверие и
нелюбовь встретили князя. Говоря о вере, Рогожин признается, что она в нем пропадает: «А что, правда
у нас, по России, больше, чем во всех землях, таких, что в Бога не веруют?» - спрашивает он князя.
Мышкин рассказывает ему сначала про неверующего ученого, а затем о том, как один крестьянин
зарезал своего приятеля за серебряные часы и перед тем, как резать, перекрестился. «Рогожин покатился
со смехуНет, вот это лучше всего! Один совсем в Бога не верует, а другой уж до того верует, что и
людей режет по молитве». И в народе, а не только в интеллигенции видел Достоевский страшные
симптомы неверия.
Страхов, Майков не вполне оценили роман. Страхов: «Все, что Вы вложили в «Идиота»,
пропало даром». Мышкинполное одиночество, выражение отставленности. Печаль о человеке в мире,
в скорби столкновения с миром дан князь Мышкин. Мир отрекается от Христа. «Вы рассеетесь каждый
в свою сторону, и меня оставите одного». Князь только символ, но в Христианстве оживают и символы.
Скорбь проходит через весь роман. Князь дан в дерзновенном утверждении о возможности спасения
людей. Важно не потерять веры не только в Бога, но и в человека, чтобы всегда видеть в нем какой-то
луч образа Божия. Кн.Мышкин спрашивает себя: «Разве неспособен к свету Рогожин?» - и верит, что
способен. Эта вера в человека утверждает дело Божие на земле. «Радость Бога в человекеглавнейшая
мысль Христова», - говорит князь и рассказывает Рогожину о своей встрече с бабой, несущего
улыбающегося ей ребенка. И князь верит: все несут в себе образ Божий, и Рогожин, и умирающий
нигилист. Князь верит в людей, несмотря на то, что хорошо их видит. Достоевский создает его не
близоруким, имеющим «милующее сердце». Достоевский показывает всю власть этого сердца. Вот
князь Мышкин приехал в первый раз к генералу Епанчину. Генерал собирается его выгнать и не очень
скрывает это (у генерала в голове жемчуга для Настасьи Филипповны), но «взгляд князя был до того
ласков в эту минуту, а улыбка его до того без всякого оттенка хотя бы какого-нибудь неприязненного
ощущения, что генерал вдруг остановился и как-то вдруг другим образом посмотрел на своего гостя». И
то же совершается хоть на минуту с другими. «Ипполит у князя руку вчера схватил и два раза
поцеловал», - крикнул Коля.
                                         Роман «Идиот»
        В декабре 1867 года Достоевский пишет Майкову об идее «Идиота»: «Идея эта – изобразить
вполне прекрасного человека». Еще яснее Достоевский пишет об этом в письме племяннице Ивановой:
«…главная мысль романа – изобразить положительно прекрасного человека… На свете есть одно только
положительно прекрасное лицо – Христос».
        Убогий князь Мышкин. Положительные герои Достоевского отличаются не только
материальной несостоятельностью, но и жизненной жертвенностью. Праведник Достоевского подобен
Христу, не имевшему, где голову приклонить. С этого – с нищеты и странничества князя и начинается
роман, а все развитие героя основано на страдании святого сердца, на распятии этим миром человека не
от мира сего. «Целомудрие и смирение», замечает Достоевский о князе Мышкине в черновой книжке
романа, определяя его сердцевину, и сочетание этих слов не случайно. Целомудрие есть чистота,
святость, а смирение, по учению Церкви, предтеча любви, ее основание. В характеристике князя
Мышкина – неразрывность святости и любви. «Что есть чистота?», - спрашивает в VI веке св. Исаак
Сирин, книга которого была в библиотеке Достоевского, и отвечает: «Сердце, милующее всякую тварь».
То же утверждает и подвижник IV века Макарий Великий: «Чистота есть сострадание». В романе
кн.Мышкин говорит: «Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего
человечества». И в черновой книжке романа Достоевский записывает: «Сострадание – все
христианство». Святость или чистота, описанная Достоевским, - это очищение сердца от самости для
служения людям, смиренная, но жертвенная любовь, не пуританство, а Голгофа. Но тогда тем более
страшна встреча князя с обществом: общество не принимает Голгофы. «Душа моя скорбит смертельно»,
- говорит Иисус. Следовательно, смертельная скорбь завещана Евангелием. Любящий святой для
общества мог показаться только идиотом или, в лучшем случае, Иванушкой-дурачком, как было сказано
про Мышкина в одной благожелательной рецензии 19 века.
        В одном из писем 1880 года Достоевский писал: «У нас вся народность основана на
христианстве… Самый важный теперь вопрос: как заставить с этим согласиться нашу интеллигенцию.
Попробуйте заговорить: или съедят, или сочтут за изменника». И к этой интеллигенции приезжает
князь, чтобы «заставить согласиться», приезжает откуда-то из иных стран, точно с иных планет, ничего
не имеющий, с узелком в руках, в «штиблетишках», как язвительно заметил Рогожин. Так он и проходит
по роману, вызывая удивление и страх, любовь и ненависть, всем, может быть, ужасно близкий и для
всех все-таки совершенно чужой. Рогожин меняется с ним крестами и пытается зарезать. Неверие и
нелюбовь встретили князя. Говоря о вере, Рогожин признается, что она в нем пропадает: «А что, правда
у нас, по России, больше, чем во всех землях, таких, что в Бога не веруют?» - спрашивает он князя.
Мышкин рассказывает ему сначала про неверующего ученого, а затем о том, как один крестьянин
зарезал своего приятеля за серебряные часы и перед тем, как резать, перекрестился. «Рогожин покатился
со смеху… Нет, вот это лучше всего! Один совсем в Бога не верует, а другой уж до того верует, что и
людей режет по молитве». И в народе, а не только в интеллигенции видел Достоевский страшные
симптомы неверия.
        Страхов, Майков не вполне оценили роман. Страхов: «Все, что Вы вложили в «Идиота»,
пропало даром». Мышкин – полное одиночество, выражение отставленности. Печаль о человеке в мире,
в скорби столкновения с миром дан князь Мышкин. Мир отрекается от Христа. «Вы рассеетесь каждый
в свою сторону, и меня оставите одного». Князь только символ, но в Христианстве оживают и символы.
Скорбь проходит через весь роман. Князь дан в дерзновенном утверждении о возможности спасения
людей. Важно не потерять веры не только в Бога, но и в человека, чтобы всегда видеть в нем какой-то
луч образа Божия. Кн.Мышкин спрашивает себя: «Разве неспособен к свету Рогожин?» - и верит, что
способен. Эта вера в человека утверждает дело Божие на земле. «Радость Бога в человеке – главнейшая
мысль Христова», - говорит князь и рассказывает Рогожину о своей встрече с бабой, несущего
улыбающегося ей ребенка. И князь верит: все несут в себе образ Божий, и Рогожин, и умирающий
нигилист. Князь верит в людей, несмотря на то, что хорошо их видит. Достоевский создает его не
близоруким, имеющим «милующее сердце». Достоевский показывает всю власть этого сердца. Вот
князь Мышкин приехал в первый раз к генералу Епанчину. Генерал собирается его выгнать и не очень
скрывает это (у генерала в голове жемчуга для Настасьи Филипповны), но «взгляд князя был до того
ласков в эту минуту, а улыбка его до того без всякого оттенка хотя бы какого-нибудь неприязненного
ощущения, что генерал вдруг остановился и как-то вдруг другим образом посмотрел на своего гостя». И
то же совершается хоть на минуту с другими. «Ипполит у князя руку вчера схватил и два раза
поцеловал», - крикнул Коля.



                                                 25