История русской литературы. Ч.3. Полещук Л.З. - 26 стр.

UptoLike

Составители: 

27
чести. Вот почему так много в этой среде благообразия. Версилов принадлежит старинному
дворянскому роду, люди чести и совести ушли в прошлое. Декабристская эпоха канула в Лету и никогда
не вернется. Тургеневисторик своей современности, когда все устойчиво. Но быть историком
времени, когда все пошатнулось и только начинает устанавливаться, быть историком хаоса чрезвычайно
трудно. Михайловский с этой идеей Достоевского вступил в полемику. Михайловский вступил в
полемику по идее того, что этот красивый тип дворянина ушел в прошлое, он с этим не согласен, не
согласен с тем, что в России в 70-е годы хаос, разброд и разложение. По мысли Михайловского, в
современности 70-х гг. народился новый и красивый тип: Михайловский имеет в виду народников.
Чтобы расстаться со своей средой, нужно иметь достаточно воли. Новых дворян отличает новое чувство
чувство покаяния. Новый типкающегося дворянинаэто позиция Михайловского. Эти люди
стремятся к ответственности перед собой и перед своей средой.
В «Подростке» Достоевский делает попытку подвести как бы итог всем предыдущим
произведениям. Подросток, выписанный отцом в Петербург, приезжает «с готовой идеей: стать
Ротшильдом». Он ходит по менялам, по толкучкам, приценивается, скупится. Связан с революционным
кружком долгушинцев; шантажирует вместе с Ламбертом княгиню, будущую Ахмакову. Влюблен,
может быть, в нее, может быть, в Лизу, и соперничает с отцом. В центре романаего Я, его восприятие.
Он как главный геройнад всеми и всем. И даже над ролью отца он господствует как автор. Он может
рассказывать в своей «Исповеди» о ком и о чем угодно. Важны чьи бы то ни было поступки не сами по
себе, не столько само событие, сколько то, какое оно оказало на него воздействие, как оно было
воспринято им. Вспоминаются Достоевскому пушкинские «Повести Белкина», в трактовке Аполлона
Григорьева.
В новом романе форма должна полностью соответствовать содержанию: «Заставить полюбить
Подросткаполюбят и роман». Подросток с раздражением говорит о тех сиротах, которые вечно
плачутся на свою судьбу: «Я бы их сек за то, что у них нет чувства собственного достоинства». «Я не
хочу Копперфильда». Аркадий Долгорукий рано осознал двусмысленность своего общественного
положения и болезненно переживал ее. Происхождение Аркадия поставило его между дворянством и
простыми людьми. Он вынужден был осознать свою неслиянность с окружающими.
Роман «Бесы»
Роман «Бесы» был впервые напечатан в журнале «Русский вестник» за 1871 год, в 1873 году
роман вышел отдельным изданием. Противоречивая оценка романа связана и с противоречивым
отношением автора. Достоевский признавался, что он хотел высказаться с бичом в руке о современной
действительности. Достоевский писал Н.Страхову в 1870 году: «На вещь, которую я теперь пишу, я
сильно надеюсь, но не с художественной, а с тенденциозной стороны; хочется высказать несколько
мыслей, хотя бы погибла при этом моя художественность. Но меня увлекает накопившееся в уме и в
сердце; пусть выйдет хоть памфлет, но я выскажусь». Это породило точку зрения, что роман
Достоевскогоантихудожественный, публицистика здесь взяла верх. Автор как бы дает понять, на чьей
он стороне и против чего выступает. Одна позиция – «Бесы» антихудожественный роман. Другая
прямо противоположная: это высшее достижение Достоевского. Романом Достоевского занимались
исследователи: Гроссман, Фридлендер, Долинин, Комарович.
«Бесы» - особый роман, стоит в ряду великих романов, но выделяется из них уже тем, что
писался особым образом. В это время Достоевский жил за границей, в России шел процесс над
Нечаевым и нечаевцами. Достоевский жадно следил за газетами. Политические вопросы в романе
поставлены прямо. Необходимость решения этих вопросов отдана группе революционеров. Достоевский
в романе как бы уклоняется от полифонической поэтики. В романе нет личности, которая бы
противостояла общему бесовству, идее бесовства. Оппонент князя МышкинаСтаврогин, Ставрогин в
черновиках назван «князем». Один несет идею воплощения Бога, другойСатаны. Дело Нечаева и
нечаевщиныкрупный политический процесс в России. Это событие стало фабульной основой романа.
Степан Нечаев родился в 1847 году в семье священника, умер в 1882 году в Петропавловской
крепости в Алексеевском равелине. В 1867 году он появился в Петербурге, определился преподавателем
в духовное училище и преподавал Закон Божий, параллельно учился в Петербургском университете,
был втянут в революционное движение. Нечаев был связан с революционерами крайнего анархического
толка. Выехав за границу, Нечаев познакомился с Бакуниным, Герценым. Бакунин стал его учителем.
Нечаевчеловек чрезвычайно активного, страстного темперамента, в России он создал общество
«Народная расправа», сюда входило пять человек, они называли себя народно-революционным
чести. Вот почему так много в этой среде благообразия. Версилов принадлежит старинному
дворянскому роду, люди чести и совести ушли в прошлое. Декабристская эпоха канула в Лету и никогда
не вернется. Тургенев – историк своей современности, когда все устойчиво. Но быть историком
времени, когда все пошатнулось и только начинает устанавливаться, быть историком хаоса чрезвычайно
трудно. Михайловский с этой идеей Достоевского вступил в полемику. Михайловский вступил в
полемику по идее того, что этот красивый тип дворянина ушел в прошлое, он с этим не согласен, не
согласен с тем, что в России в 70-е годы хаос, разброд и разложение. По мысли Михайловского, в
современности 70-х гг. народился новый и красивый тип: Михайловский имеет в виду народников.
Чтобы расстаться со своей средой, нужно иметь достаточно воли. Новых дворян отличает новое чувство
– чувство покаяния. Новый тип – кающегося дворянина – это позиция Михайловского. Эти люди
стремятся к ответственности перед собой и перед своей средой.
       В «Подростке» Достоевский делает попытку подвести как бы итог всем предыдущим
произведениям. Подросток, выписанный отцом в Петербург, приезжает «с готовой идеей: стать
Ротшильдом». Он ходит по менялам, по толкучкам, приценивается, скупится. Связан с революционным
кружком долгушинцев; шантажирует вместе с Ламбертом княгиню, будущую Ахмакову. Влюблен,
может быть, в нее, может быть, в Лизу, и соперничает с отцом. В центре романа – его Я, его восприятие.
Он как главный герой – над всеми и всем. И даже над ролью отца он господствует как автор. Он может
рассказывать в своей «Исповеди» о ком и о чем угодно. Важны чьи бы то ни было поступки не сами по
себе, не столько само событие, сколько то, какое оно оказало на него воздействие, как оно было
воспринято им. Вспоминаются Достоевскому пушкинские «Повести Белкина», в трактовке Аполлона
Григорьева.
       В новом романе форма должна полностью соответствовать содержанию: «Заставить полюбить
Подростка – полюбят и роман». Подросток с раздражением говорит о тех сиротах, которые вечно
плачутся на свою судьбу: «Я бы их сек за то, что у них нет чувства собственного достоинства». «Я не
хочу Копперфильда». Аркадий Долгорукий рано осознал двусмысленность своего общественного
положения и болезненно переживал ее. Происхождение Аркадия поставило его между дворянством и
простыми людьми. Он вынужден был осознать свою неслиянность с окружающими.



                                          Роман «Бесы»
       Роман «Бесы» был впервые напечатан в журнале «Русский вестник» за 1871 год, в 1873 году
роман вышел отдельным изданием. Противоречивая оценка романа связана и с противоречивым
отношением автора. Достоевский признавался, что он хотел высказаться с бичом в руке о современной
действительности. Достоевский писал Н.Страхову в 1870 году: «На вещь, которую я теперь пишу, я
сильно надеюсь, но не с художественной, а с тенденциозной стороны; хочется высказать несколько
мыслей, хотя бы погибла при этом моя художественность. Но меня увлекает накопившееся в уме и в
сердце; пусть выйдет хоть памфлет, но я выскажусь». Это породило точку зрения, что роман
Достоевского – антихудожественный, публицистика здесь взяла верх. Автор как бы дает понять, на чьей
он стороне и против чего выступает. Одна позиция – «Бесы» антихудожественный роман. Другая –
прямо противоположная: это высшее достижение Достоевского. Романом Достоевского занимались
исследователи: Гроссман, Фридлендер, Долинин, Комарович.
       «Бесы» - особый роман, стоит в ряду великих романов, но выделяется из них уже тем, что
писался особым образом. В это время Достоевский жил за границей, в России шел процесс над
Нечаевым и нечаевцами. Достоевский жадно следил за газетами. Политические вопросы в романе
поставлены прямо. Необходимость решения этих вопросов отдана группе революционеров. Достоевский
в романе как бы уклоняется от полифонической поэтики. В романе нет личности, которая бы
противостояла общему бесовству, идее бесовства. Оппонент князя Мышкина – Ставрогин, Ставрогин в
черновиках назван «князем». Один несет идею воплощения Бога, другой – Сатаны. Дело Нечаева и
нечаевщины – крупный политический процесс в России. Это событие стало фабульной основой романа.
       Степан Нечаев родился в 1847 году в семье священника, умер в 1882 году в Петропавловской
крепости в Алексеевском равелине. В 1867 году он появился в Петербурге, определился преподавателем
в духовное училище и преподавал Закон Божий, параллельно учился в Петербургском университете,
был втянут в революционное движение. Нечаев был связан с революционерами крайнего анархического
толка. Выехав за границу, Нечаев познакомился с Бакуниным, Герценым. Бакунин стал его учителем.
Нечаев – человек чрезвычайно активного, страстного темперамента, в России он создал общество
«Народная расправа», сюда входило пять человек, они называли себя народно-революционным

                                                 27