История русской литературы. Ч.3. Полещук Л.З. - 28 стр.

UptoLike

Составители: 

29
разврату. У Ставрогина даже разврат рассчитан: есть большой, средний и малый. Всякий раз после
своих разгулов он испытывает трезвую, разумную злобу. У Ставрогина много «подвигов», и трудно
понять логику этих «подвигов», он как бы сознательно искалечил свою жизнь. Но Достоевский даже
такому бесу, как Ставрогин, посылает некую возможность для осознания собственной жизни, ее оценки.
Исповедь Ставрогина важна: здесь он предстает как страшный преступник, который заслуживает только
адского огня, потому что он насильник, убийца, клятвопреступник. Самое страшное его преступление
насилие над маленькой двенадцатилетней девочкой. Исповедь Ставрогина не вошла в роман по
цензурным соображениям (глава «У Тихона»). Ставрогин рассказывает об одном страшном случае своей
жизниразумном разврате, девочка, подвергшаяся насилию, сама наложила на себя руки, сама не
простила себе свое падение. Матреша упрекает Ставрогина в его преступлении, но и с себя не снимает
вины. Как-то вечером, когда он вернулся к себе в комнату, смотрел на лучи заходящего солнца, на
пороге появилась Матреша, угрожая ему кулачком. Ставрогин смотрел на часы ровно двадцать минут,
невероятный натурализм ощущений он запомнил до последних деталей и описал в своих записках. А
затем ушел из дому, в номерах встретился со своей ватагой, Ставрогин в это время был весел и
остроумен, такова картина его души, и ему предназначено нести своей крест. Если бы в душе
Ставрогина родились страдания, то возникла бы возможность на спасение, но страданий нет, а есть
равнодушие, поэтому Ставрогина ждет самоубийство, он покончит с собой, как и Матреша. Достоевский
создает образ, который соединяет в себе сатанинскую обольстительность с ничтожной прозаичностью.
Он заставляет Шатова бить его в лицо, Ставрогин не оправдал ожиданий и надежд, на него
возложенных. Лакей Шатов бьет Ставрогина в лицо. Ставрогин ничем не руководствуется, он всех
презирает, руководит ими идейно, как Кирилловым, так и Шатовым, он часть их сознания и часть их
психологии. Гросман подметил, что Ставрогин напоминает Михаила Бакунина, которому было
характерно единение атеистического и религиозного. Существует мнение исследователей, что в
Ставрогине отразились и некоторые черты Герцена. Ставрогину свойственна опустошенность души, он
и умер потому, что нечем стало жить. Ставрогинская широтаинфернальная широта душипризнак
антинародности, антинациональности, вот почему он стоит во главе русских нигилистов. Ставрогин из
тех, кто ненавидит Россию. Не случайно он мечтает жить среди скал и гор. Образ Ставрогина в романе
раздвоился (здесь даже можно говорить о своеобразно «тройничестве»), сущность его проникает и
остается жить в Шатове, Кириллове, Петре Верховенском.
Кириллов в какой-то мере напоминает Ипполита Терентьева, его идеи. Кирилловинженер,
техник, далек от духовной сферы жизни, он тоже антинароден и антинационален. По-русски говорит
плохо, странно, изъясняется глаголами, пропускает существительные, он даже сам не замечает, что
плохо говорит по-русски. Всю ночь пьет чай и думает о своей идее. Кирилловбогоборец, атеист. Идея
егов самоуничтожении. По мысли Кириллова, чтобы человек ощутил себя вполне свободным,
необходимо проявить своеволие. Своеволиечеловеку нужно осмелиться убить себя, не боясь
посмертной расплаты. Человек повторяет образ Бога, покушаясь на себя, он, следовательно, покушается
на образ Бога. Чтобы человеку стать свободным, нужно уничтожить Бога, нужно заявить своеволие. Но
эта идея не просто совершается: человек боится боли, и у человека есть страх перед потусторонней
жизнью. Если бы человек не боялся боли, то было бы много самоубийств. Останавливает страх перед
болью и перед потусторонним бытием, следовательно, нужно преодолеть это, следовательно,
преодолеть старого Бога. По мнению Кириллова, самоубийство приводит к тому моменту, когда
времени больше не будет. Человечество уничтожит себя, следовательно, время остановится. Когда
найдется тот, кто уничтожит себя по идейным соображениям, убьет в себе идею старого Бога, когда
человек станет новым Богом, то переменится все. Что же такое изменить мир с точки зрения Кириллова?
Идея изменения мира связывается с идеей самоубийства, так как это и есть высшее своеволие. Кто смеет
убить себя, тот и Бог. Об этом Кириллов и думает постоянно в длинные, осенние ночи. Кирилловская
идеяидея борьбы против Бога и вместе с темэто идея утверждения. Кириллов проповедует
философию самоубийства, он каждый день ждет приход ночи, ждет, что будет готов к самоубийству,
для этого он и покупает пистолет с особой ювелирной отделкой. Кириллов, несмотря на свое
одиночество, самодостаточен, и в одиночестве своем находит особое наслаждение. Кириллов очень
тонко чувствует природу, так его идея вступает в противоречие с самой жизнью. К тому же жизнелюбие
входит в общую концепцию жизни, в общий состав его философии об убийстве. Кириллов
воспринимает жизнь такой, как она есть, все, что идет своим чередом, все имеет свою ценность.
Необходимо любить жизнь такой, как она есть, во всех ее ничтожествах, и во имя этого жизнелюбия
уйти из жизни. Для Кириллова все хорошокрасота и сама жизнь, высшее проявление фатализма и
высшее проявление к добру и злу. Ставрогин может видеть красоту в самом отвратительном зле, и в
сознании Кириллова идея «золотого века» может соединиться с самым страшным насилием, именно эту
разврату. У Ставрогина даже разврат рассчитан: есть большой, средний и малый. Всякий раз после
своих разгулов он испытывает трезвую, разумную злобу. У Ставрогина много «подвигов», и трудно
понять логику этих «подвигов», он как бы сознательно искалечил свою жизнь. Но Достоевский даже
такому бесу, как Ставрогин, посылает некую возможность для осознания собственной жизни, ее оценки.
Исповедь Ставрогина важна: здесь он предстает как страшный преступник, который заслуживает только
адского огня, потому что он насильник, убийца, клятвопреступник. Самое страшное его преступление –
насилие над маленькой двенадцатилетней девочкой. Исповедь Ставрогина не вошла в роман по
цензурным соображениям (глава «У Тихона»). Ставрогин рассказывает об одном страшном случае своей
жизни – разумном разврате, девочка, подвергшаяся насилию, сама наложила на себя руки, сама не
простила себе свое падение. Матреша упрекает Ставрогина в его преступлении, но и с себя не снимает
вины. Как-то вечером, когда он вернулся к себе в комнату, смотрел на лучи заходящего солнца, на
пороге появилась Матреша, угрожая ему кулачком. Ставрогин смотрел на часы ровно двадцать минут,
невероятный натурализм ощущений он запомнил до последних деталей и описал в своих записках. А
затем ушел из дому, в номерах встретился со своей ватагой, Ставрогин в это время был весел и
остроумен, такова картина его души, и ему предназначено нести своей крест. Если бы в душе
Ставрогина родились страдания, то возникла бы возможность на спасение, но страданий нет, а есть
равнодушие, поэтому Ставрогина ждет самоубийство, он покончит с собой, как и Матреша. Достоевский
создает образ, который соединяет в себе сатанинскую обольстительность с ничтожной прозаичностью.
Он заставляет Шатова бить его в лицо, Ставрогин не оправдал ожиданий и надежд, на него
возложенных. Лакей Шатов бьет Ставрогина в лицо. Ставрогин ничем не руководствуется, он всех
презирает, руководит ими идейно, как Кирилловым, так и Шатовым, он часть их сознания и часть их
психологии. Гросман подметил, что Ставрогин напоминает Михаила Бакунина, которому было
характерно единение атеистического и религиозного. Существует мнение исследователей, что в
Ставрогине отразились и некоторые черты Герцена. Ставрогину свойственна опустошенность души, он
и умер потому, что нечем стало жить. Ставрогинская широта – инфернальная широта души – признак
антинародности, антинациональности, вот почему он стоит во главе русских нигилистов. Ставрогин из
тех, кто ненавидит Россию. Не случайно он мечтает жить среди скал и гор. Образ Ставрогина в романе
раздвоился (здесь даже можно говорить о своеобразно «тройничестве»), сущность его проникает и
остается жить в Шатове, Кириллове, Петре Верховенском.
        Кириллов в какой-то мере напоминает Ипполита Терентьева, его идеи. Кириллов – инженер,
техник, далек от духовной сферы жизни, он тоже антинароден и антинационален. По-русски говорит
плохо, странно, изъясняется глаголами, пропускает существительные, он даже сам не замечает, что
плохо говорит по-русски. Всю ночь пьет чай и думает о своей идее. Кириллов – богоборец, атеист. Идея
его – в самоуничтожении. По мысли Кириллова, чтобы человек ощутил себя вполне свободным,
необходимо проявить своеволие. Своеволие – человеку нужно осмелиться убить себя, не боясь
посмертной расплаты. Человек повторяет образ Бога, покушаясь на себя, он, следовательно, покушается
на образ Бога. Чтобы человеку стать свободным, нужно уничтожить Бога, нужно заявить своеволие. Но
эта идея не просто совершается: человек боится боли, и у человека есть страх перед потусторонней
жизнью. Если бы человек не боялся боли, то было бы много самоубийств. Останавливает страх перед
болью и перед потусторонним бытием, следовательно, нужно преодолеть это, следовательно,
преодолеть старого Бога. По мнению Кириллова, самоубийство приводит к тому моменту, когда
времени больше не будет. Человечество уничтожит себя, следовательно, время остановится. Когда
найдется тот, кто уничтожит себя по идейным соображениям, убьет в себе идею старого Бога, когда
человек станет новым Богом, то переменится все. Что же такое изменить мир с точки зрения Кириллова?
Идея изменения мира связывается с идеей самоубийства, так как это и есть высшее своеволие. Кто смеет
убить себя, тот и Бог. Об этом Кириллов и думает постоянно в длинные, осенние ночи. Кирилловская
идея – идея борьбы против Бога и вместе с тем –это идея утверждения. Кириллов проповедует
философию самоубийства, он каждый день ждет приход ночи, ждет, что будет готов к самоубийству,
для этого он и покупает пистолет с особой ювелирной отделкой. Кириллов, несмотря на свое
одиночество, самодостаточен, и в одиночестве своем находит особое наслаждение. Кириллов очень
тонко чувствует природу, так его идея вступает в противоречие с самой жизнью. К тому же жизнелюбие
входит в общую концепцию жизни, в общий состав его философии об убийстве. Кириллов
воспринимает жизнь такой, как она есть, все, что идет своим чередом, все имеет свою ценность.
Необходимо любить жизнь такой, как она есть, во всех ее ничтожествах, и во имя этого жизнелюбия
уйти из жизни. Для Кириллова все хорошо – красота и сама жизнь, высшее проявление фатализма и
высшее проявление к добру и злу. Ставрогин может видеть красоту в самом отвратительном зле, и в
сознании Кириллова идея «золотого века» может соединиться с самым страшным насилием, именно эту

                                                29