История русской литературы. Ч.3. Полещук Л.З. - 29 стр.

UptoLike

Составители: 

30
идею воспринял Кириллов у Ставрогина. В нем отрицание жизни соединяется с величайшим
жизнелюбием. Кириллов будто бы и живет с людьми, но живет как отшельник. Он претендует быть
новым «человекобогом», утверждая эту идею самоубийства. Гибель Кириллова страшна: он гибнет, как
кривляющаяся обезьяна, в узком простенке между дверью и шкафом, сцена гибели Кириллова не
передается переводу на логический язык, потому что «великий человек» гибнет как самая низкая
«скотина». Бунт Ипполита в том, что он не смог примириться с неизбежностью своей смерти, жизнь для
него была бесконечно важна, он оказывается ниже идеи самоубийства, следовательно, оказывается
человечнее. В этомвысота его души. Кириллов же совершил преступление над собой; он застрелился
в этом его страшное осуждение, Бог его «мучил всю жизнь», и он ушел от Бога. Кириллов как будто
предвосхитил главную религиозную мысль Ницше о «сверхчеловеке». Кириллов в своем пророческом
исступлении перед самоубийством говорит своему «черту», Петру Верховенскому: «Слушай, слушай
большую идею: был на земле один день, и в середине земли стояли три креста. Один на кресте до того
веровал, что сказал другому: «Будешь со мною в раю». Кончился день, оба померли, пошли и не нашли
ни рая, ни воскресения. Не оправдалось сказанное. Слушай: этот человек был высший на земле,
составлял то, для чего ей жить. Вся планета, со всем, что на ней, без этого человекаодно
сумасшествие. Не было ни прежде, ни после ему такого же, и никогда, даже до чуда. В том и чудо, что
не было и не будет такого же никогда. А если так, если законы природы не пожалели и Этого, даже чудо
свое не пожалели, а заставили Его жить среди лжи и умереть за ложь, то, стало быть, вся планета есть
ложь и стоит на лжи и глупой насмешке. Стало быть, самые законы планетыложь и дьяволов
водевиль. Для чего же жить, отвечай, если ты человек
Достоевский совсем не знал Ницше, даже по имени, хотя лишь полгода спустя после окончания
«Братьев Карамазовых» и смерти Достоевского, задуман был, отчасти и набросан первый очерк
«Заратустры». Таким образом, два величайшие последние произведения Достоевского и Ницше почти
совпадают по времени. Кириллов говорит: «Для меня нет выше идеи, что Бога нет. За меня человеческая
история. Человек только и делал, что выдумывал Бога, чтобы жить, не убивая себя Я один во
всемирной истории не захотел первый раз выдумывать Бога. Если нет Бога, то я Бог!сознать, что нет
Бога и не сознать в то же время, что сам Богом стал, есть нелепость, иначе непременно убьешь себя
сам». Путь Кирилловапуть от непризнания Бога, к желанию истребить Его, к отрицанию Бога,
отрицанию самой «идеи о Боге», то есть к последнему безбожию, и, наконец, от безбожия к
самоотрицанию, самоистреблениювесь этот страшный путь, всю эту неразрывную цепь мистических
посылок и выводов проследил Достоевский в самом пророческом из всех созданных им образов
Кириллове.
Второй двойник СтаврогинаШатов. Шатов воплощает идею религиозную. Он подчеркнуто
национален. Шатов проповедует идею русского народа, но Шатова также всю жизнь мучает Бог. Бог для
Шатоваэто тело народа. Шатов ищет Бога и находит его в народной идее. Идея Бога всегда
осуществляется в народе: нет народа без Бога, если это великий народ. Когда Боги становятся общими,
тогда умирают Боги и народы. В истории человечества не было ни одного народа без своего Бога. В идее
народности лежит коренная идея Бога. Каждый народ имеет своего Бога и исключает другого. В истории
человечества именно евреи дали истинного БогаХриста. Греческие боги потрудились для того, чтобы
развивались искусства. Рим дал идею государства, идею католицизма. Франция развила эту идею до
всемирного владычества и породила социалистическую идею. Только один народ остался с Богом, народ
Богоносецрусский народ. Именно ему принадлежит будущее. Именно Россия должна спасти мир
своим православием, России принадлежит путь миссионерства. Но вместе с тем Шатов в этом
сомневается. Верит ли он в Бога? «Верю в Россию», в русский народ, в православие, а в Бога буду
верить. Так, атеистическое сознание окрашивается в православные тона. Шатовбывший крепостной,
сын лакея. Лакействознак несамостоятельности, подражательности. Лакей в нижней средеэто тот
же барин. Шатову нужно порвать с барством.
Для Ставрогина, его цельподжечь Россию с четырех сторон, свалить ее, уничтожить, чтобы
она погрязла в смуте и разврате. Петр Верховенскиймелкий бес, создал себе идолаСтаврогина.
Вокруг Ставрогина появляются и стягиваются все женские образы. Варвара Петровна Ставрогина
мать, она первопричина, физическое порождение Ставрогина. Варвара Петровнавластная
аристократка, играющая в нигилистические игры. Подобная игра в нигилистические игры показывает
отклонение от веры. Для Достоевского нигилизмэто проявление и барства, и лакейства. Даша
воспитанница Варвары Петровны, сестра Шатова, ей обещаны капитал, самостоятельность, но после
только смерти Варвары Петровны. Дашачистая и невинная, пожертвовала бы собой, если бы
приказала Варвара Петровна и если бы ее выбрал Ставрогин. Лизажертва Ставрогина, она не может
быть равнодушна к изящной внешней форме. Лиза безумно влюбилась в Ставрогина. По своему
идею воспринял Кириллов у Ставрогина. В нем отрицание жизни соединяется с величайшим
жизнелюбием. Кириллов будто бы и живет с людьми, но живет как отшельник. Он претендует быть
новым «человекобогом», утверждая эту идею самоубийства. Гибель Кириллова страшна: он гибнет, как
кривляющаяся обезьяна, в узком простенке между дверью и шкафом, сцена гибели Кириллова не
передается переводу на логический язык, потому что «великий человек» гибнет как самая низкая
«скотина». Бунт Ипполита в том, что он не смог примириться с неизбежностью своей смерти, жизнь для
него была бесконечно важна, он оказывается ниже идеи самоубийства, следовательно, оказывается
человечнее. В этом – высота его души. Кириллов же совершил преступление над собой; он застрелился –
в этом его страшное осуждение, Бог его «мучил всю жизнь», и он ушел от Бога. Кириллов как будто
предвосхитил главную религиозную мысль Ницше о «сверхчеловеке». Кириллов в своем пророческом
исступлении перед самоубийством говорит своему «черту», Петру Верховенскому: «Слушай, слушай
большую идею: был на земле один день, и в середине земли стояли три креста. Один на кресте до того
веровал, что сказал другому: «Будешь со мною в раю». Кончился день, оба померли, пошли и не нашли
ни рая, ни воскресения. Не оправдалось сказанное. Слушай: этот человек был высший на земле,
составлял то, для чего ей жить. Вся планета, со всем, что на ней, без этого человека – одно
сумасшествие. Не было ни прежде, ни после ему такого же, и никогда, даже до чуда. В том и чудо, что
не было и не будет такого же никогда. А если так, если законы природы не пожалели и Этого, даже чудо
свое не пожалели, а заставили Его жить среди лжи и умереть за ложь, то, стало быть, вся планета есть
ложь и стоит на лжи и глупой насмешке. Стало быть, самые законы планеты – ложь и дьяволов
водевиль. Для чего же жить, отвечай, если ты человек?»
        Достоевский совсем не знал Ницше, даже по имени, хотя лишь полгода спустя после окончания
«Братьев Карамазовых» и смерти Достоевского, задуман был, отчасти и набросан первый очерк
«Заратустры». Таким образом, два величайшие последние произведения Достоевского и Ницше почти
совпадают по времени. Кириллов говорит: «Для меня нет выше идеи, что Бога нет. За меня человеческая
история. Человек только и делал, что выдумывал Бога, чтобы жить, не убивая себя… Я один во
всемирной истории не захотел первый раз выдумывать Бога. Если нет Бога, то я Бог! – сознать, что нет
Бога и не сознать в то же время, что сам Богом стал, есть нелепость, иначе непременно убьешь себя
сам». Путь Кириллова – путь от непризнания Бога, к желанию истребить Его, к отрицанию Бога,
отрицанию самой «идеи о Боге», то есть к последнему безбожию, и, наконец, от безбожия к
самоотрицанию, самоистреблению – весь этот страшный путь, всю эту неразрывную цепь мистических
посылок и выводов проследил Достоевский в самом пророческом из всех созданных им образов –
Кириллове.
        Второй двойник Ставрогина – Шатов. Шатов воплощает идею религиозную. Он подчеркнуто
национален. Шатов проповедует идею русского народа, но Шатова также всю жизнь мучает Бог. Бог для
Шатова – это тело народа. Шатов ищет Бога и находит его в народной идее. Идея Бога всегда
осуществляется в народе: нет народа без Бога, если это великий народ. Когда Боги становятся общими,
тогда умирают Боги и народы. В истории человечества не было ни одного народа без своего Бога. В идее
народности лежит коренная идея Бога. Каждый народ имеет своего Бога и исключает другого. В истории
человечества именно евреи дали истинного Бога – Христа. Греческие боги потрудились для того, чтобы
развивались искусства. Рим дал идею государства, идею католицизма. Франция развила эту идею до
всемирного владычества и породила социалистическую идею. Только один народ остался с Богом, народ
Богоносец – русский народ. Именно ему принадлежит будущее. Именно Россия должна спасти мир
своим православием, России принадлежит путь миссионерства. Но вместе с тем Шатов в этом
сомневается. Верит ли он в Бога? «Верю в Россию», в русский народ, в православие, а в Бога буду
верить. Так, атеистическое сознание окрашивается в православные тона. Шатов – бывший крепостной,
сын лакея. Лакейство – знак несамостоятельности, подражательности. Лакей в нижней среде – это тот
же барин. Шатову нужно порвать с барством.
        Для Ставрогина, его цель – поджечь Россию с четырех сторон, свалить ее, уничтожить, чтобы
она погрязла в смуте и разврате. Петр Верховенский – мелкий бес, создал себе идола – Ставрогина.
Вокруг Ставрогина появляются и стягиваются все женские образы. Варвара Петровна Ставрогина –
мать, она первопричина, физическое порождение Ставрогина. Варвара Петровна – властная
аристократка, играющая в нигилистические игры. Подобная игра в нигилистические игры показывает
отклонение от веры. Для Достоевского нигилизм – это проявление и барства, и лакейства. Даша –
воспитанница Варвары Петровны, сестра Шатова, ей обещаны капитал, самостоятельность, но после
только смерти Варвары Петровны. Даша – чистая и невинная, пожертвовала бы собой, если бы
приказала Варвара Петровна и если бы ее выбрал Ставрогин. Лиза – жертва Ставрогина, она не может
быть равнодушна к изящной внешней форме. Лиза безумно влюбилась в Ставрогина. По своему

                                                30