ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
32
вызвало гнев Достоевского? Базаров как бы в прошлом, он на той ступени, куда автор его определил,
вместе с тем общественность как бы не могла простить Тургеневу его романа. В 1868 году выходит
роман Тургенева "Дым". «Дым» написан накануне романа «Бесы», своеобразным откликом на роман
«Дым» являются повести Тургенева «Призраки» и «Довольно», очень дорогие Достоевскому. В романе
«Дым» Тургенев выделяет три главные сферы: любовь, нигилисты, оппозиционеры и сатира. Предметом
сатиры становятся высшие круги, императорский двор. Но эта сатира носит отклик либерализма, налет
либерализма. Дети не вступают в конфликт с отцами, дети происходят от отцов. Достоевский покусился
на идеи Тургенева. Повесть Тургенева «Призраки» Достоевский принял, хвалил. «Дым» был
неприемлем для Достоевского. Что же не принял Достоевский: не время говорить о любви, когда Россия
в такой «страшной ситуации». Для Достоевского это Россия «бесов», «бесы» угрожают России. Вот что
угрожает. Тургенев обращается к событиям, происходящим на «водах». Они все далеки от России.
Правящая верхушка – это люди с налетом легчайшего либерализма. Достоевский считает, что если бы
эти люди занимались делом, то в России не было бы «бесов». Вот чем Россия должна заниматься –
делом. Тургенев как западник не выносил славянофилов. Мелкими и ничтожными в романе Тургенева
были показаны славянофилы. Шатов – славянофил. Это ответ на тургеневский образ. В душе Шатова
проснулась любовь к России и стремление помочь ей. Идея этих произведений, несомненно,
Достоевскому близка.
Роман «Бесы» был опубликован в «Русском вестнике» в 1871 году. Один из противоречивых
романов, долгое время стоял в ряду антинигилистических романов русской литературы (Лесков «На
ножах»). Роман «Бесы» был воспринят как памфлет, как жестокая сатира на революционное движение в
России. Эта точка зрения долгое время существовала именно тогда, когда роман вышел в свет.
Демократическая критика не приняла роман, роман осуждали как ту книгу, что направлена против
революции. Эта позиция занимала одно из ведущих мест, вплоть до 60-х годов 20 века. В период первой
оттепели появилась другая точка зрения, стремящаяся хоть как-то реабилитировать роман, спасти его
художественную ценность: роман направлен не против революции, а против подмены революции
анархизмом и прочими движениями.
Дореволюционная точка зрения, что созрела в кругах православных ученых: Сергей Булгаков (о.
Сергий) в 1914 году напечатал свою статью «Русская мистерия» по поводу романа Достоевского. Сергей
Булгаков считал роман религиозно-философским, а не социальным. С точки зрения философа, это
«средневековая мистерия» в духе современных коллизий. Пророческий роман, который провидел
развитие истории.
Братья Карамазовы (1878-1880)
Напечатан в «Русском Вестнике». Роман «Братья Карамазовы» был задуман Достоевским как
первый из двух романов, посвященных «жизнеописанию» Алексея Карамазова. Русское общество
находилось в состоянии глубокого брожения, переживало идейный и нравственный кризис огромной
силы и напряжения. Глубокое чувство неблагополучия. Последний, итоговый и, безусловно, самый
великий роман Достоевского, в основу которого положена драматическая интрига – убийство лица,
являющегося средоточием страстей, пороков. Убийство из ненависти, мести, денег, ревности, убийство
как виновника унижений, неравенства, затаенных обид – Федора Павловича Карамазова.
Действие романа перенесено из Петербурга в провинцию, но не в губернский, а в отдаленный от
центра небольшой уездный городок. Так, «брожение» охватило не только Петербург, но и провинцию. В
России не осталось ни одного самого тихого уголка, где бы не кипела скрытая борьба страстей, не
ощущалась напряженность существующего положения вещей. Даже в провинциальном монастыре, где
на поверхности царят спокойствие и «благообразие», на деле происходит упорная, скрытая борьба
старого и нового. А в провинциальном трактире никому не известные русские юноши, почти еще
«мальчики», отложив в сторону все свои непосредственные текущие дела и заботы, спорят о «мировых»
вопросах, без основательного решения которых, как они осознают, не может быть решен ни один
частный вопрос их личной жизни.
Находящаяся в центре романа семья Карамазовых и другие описанные в нем семьи (Хохлаковы,
Снегиревы) представляют собой различные с социальной и психологической точек зрения варианты
того общего типа семьи, который Достоевский охарактеризовал как тип «случайного семейства». Во
всех этих семьях нет «благообразия», в них происходит скрытая или открытая борьба, усиливается
взаимный антагонизм между поколениями. В семье Карамазовых этот антагонизм приводит к убийству
Федора Павловича Карамазова. Это убийство – глубокая социально-психологическая драма. Вместе с
распадом старых нравственных норм росло осознание относительности всякой нравственности,
вызвало гнев Достоевского? Базаров как бы в прошлом, он на той ступени, куда автор его определил, вместе с тем общественность как бы не могла простить Тургеневу его романа. В 1868 году выходит роман Тургенева "Дым". «Дым» написан накануне романа «Бесы», своеобразным откликом на роман «Дым» являются повести Тургенева «Призраки» и «Довольно», очень дорогие Достоевскому. В романе «Дым» Тургенев выделяет три главные сферы: любовь, нигилисты, оппозиционеры и сатира. Предметом сатиры становятся высшие круги, императорский двор. Но эта сатира носит отклик либерализма, налет либерализма. Дети не вступают в конфликт с отцами, дети происходят от отцов. Достоевский покусился на идеи Тургенева. Повесть Тургенева «Призраки» Достоевский принял, хвалил. «Дым» был неприемлем для Достоевского. Что же не принял Достоевский: не время говорить о любви, когда Россия в такой «страшной ситуации». Для Достоевского это Россия «бесов», «бесы» угрожают России. Вот что угрожает. Тургенев обращается к событиям, происходящим на «водах». Они все далеки от России. Правящая верхушка – это люди с налетом легчайшего либерализма. Достоевский считает, что если бы эти люди занимались делом, то в России не было бы «бесов». Вот чем Россия должна заниматься – делом. Тургенев как западник не выносил славянофилов. Мелкими и ничтожными в романе Тургенева были показаны славянофилы. Шатов – славянофил. Это ответ на тургеневский образ. В душе Шатова проснулась любовь к России и стремление помочь ей. Идея этих произведений, несомненно, Достоевскому близка. Роман «Бесы» был опубликован в «Русском вестнике» в 1871 году. Один из противоречивых романов, долгое время стоял в ряду антинигилистических романов русской литературы (Лесков «На ножах»). Роман «Бесы» был воспринят как памфлет, как жестокая сатира на революционное движение в России. Эта точка зрения долгое время существовала именно тогда, когда роман вышел в свет. Демократическая критика не приняла роман, роман осуждали как ту книгу, что направлена против революции. Эта позиция занимала одно из ведущих мест, вплоть до 60-х годов 20 века. В период первой оттепели появилась другая точка зрения, стремящаяся хоть как-то реабилитировать роман, спасти его художественную ценность: роман направлен не против революции, а против подмены революции анархизмом и прочими движениями. Дореволюционная точка зрения, что созрела в кругах православных ученых: Сергей Булгаков (о. Сергий) в 1914 году напечатал свою статью «Русская мистерия» по поводу романа Достоевского. Сергей Булгаков считал роман религиозно-философским, а не социальным. С точки зрения философа, это «средневековая мистерия» в духе современных коллизий. Пророческий роман, который провидел развитие истории. Братья Карамазовы (1878-1880) Напечатан в «Русском Вестнике». Роман «Братья Карамазовы» был задуман Достоевским как первый из двух романов, посвященных «жизнеописанию» Алексея Карамазова. Русское общество находилось в состоянии глубокого брожения, переживало идейный и нравственный кризис огромной силы и напряжения. Глубокое чувство неблагополучия. Последний, итоговый и, безусловно, самый великий роман Достоевского, в основу которого положена драматическая интрига – убийство лица, являющегося средоточием страстей, пороков. Убийство из ненависти, мести, денег, ревности, убийство как виновника унижений, неравенства, затаенных обид – Федора Павловича Карамазова. Действие романа перенесено из Петербурга в провинцию, но не в губернский, а в отдаленный от центра небольшой уездный городок. Так, «брожение» охватило не только Петербург, но и провинцию. В России не осталось ни одного самого тихого уголка, где бы не кипела скрытая борьба страстей, не ощущалась напряженность существующего положения вещей. Даже в провинциальном монастыре, где на поверхности царят спокойствие и «благообразие», на деле происходит упорная, скрытая борьба старого и нового. А в провинциальном трактире никому не известные русские юноши, почти еще «мальчики», отложив в сторону все свои непосредственные текущие дела и заботы, спорят о «мировых» вопросах, без основательного решения которых, как они осознают, не может быть решен ни один частный вопрос их личной жизни. Находящаяся в центре романа семья Карамазовых и другие описанные в нем семьи (Хохлаковы, Снегиревы) представляют собой различные с социальной и психологической точек зрения варианты того общего типа семьи, который Достоевский охарактеризовал как тип «случайного семейства». Во всех этих семьях нет «благообразия», в них происходит скрытая или открытая борьба, усиливается взаимный антагонизм между поколениями. В семье Карамазовых этот антагонизм приводит к убийству Федора Павловича Карамазова. Это убийство – глубокая социально-психологическая драма. Вместе с распадом старых нравственных норм росло осознание относительности всякой нравственности, 32
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 29
- 30
- 31
- 32
- 33
- …
- следующая ›
- последняя »