ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
31
духовному облику Лиза близка с Аглаей Епанчиной, Полиной («Игрок»), она не может дорожить ни
своей, ни чужой жизнью, вот почему она так играет судьбой Маврикия Петровича. Поэтому Лиза
обречена на гибель, гибнет за Ставрогина от темного мужицкого кулака, народ ее обрекает на эту
гибель. Лиза оказалась на пожарище, она гибнет с проклятиями, ее называют Ставрогинской. Гибель
Лизы – это гибель от темного разума народа. Хромоножка – юродивая, ее Ставрогин выбрал себе в
жены. Это случилось в один из петербургских дней, когда он гулял со своей ватагой в Петербурге в
каких-то клоаках. Ставрогин женился на ней из-за смеха: он решил посмеяться над своей жизнью. Но
Марья Тимофеевна любит Ставрогина, она прозорливее ученых барышень. Именно она в Ставрогине
ощущает двойственную натуру, что он не настоящий. Она полюбила в нем князя, а он оказался
самозванцем. Не случайно она – Мария. Над ней грешно посмеяться. Она, как и Лиза, гибнет, но гибнет
от ножа наемного убийцы. Но если Лиза не защищается, то Марья Тимофеевна защищается. Некоторые
считают, что только она противопоставлена слугам бесовства. Хромоножка противопоставлена боли,
страданиям, но она тоже одержима бесом, ее также мучат и душат бесы, она тоже крутится в кругу этих
бесов (притча о Соломоне). Следовательно, образ Хромоножки дан в двояком плане: реальном и
мифологическом.
Роман «Бесы» - роман антинигилистический. Каков же генезис нигилизма в романе? Что же
порождает нигилизм? Достоевский предлагает антитургеневскую схему. У Тургенева нигилисты были
порождены в борьбе с отцами. А у Достоевского они были порождены от отцов. «Отцы» породили
нигилистов (Герцен, Грановский), отсюда пошло бесовское начало. Тургеневская тема для «Бесов»
имеет чрезвычайно важное значение, эта тема получает новое направление (сам Тургенев становится
героем в «Бесах» Достоевского). Совсем не случайно Варвара Петровна и Степан Верховенский –
приятели. Степан Верховенский – именно он создатель новых идей, именно он постоянно трепещет, что
могут арестовать за грехи молодости. Они дали «физическую жизнь» бесам. Степан Верховенский как
бы «списан» с Грановского. Верховенский был учителем у барчука Ставрогина, человек 40-х годов, сам
себя всю жизнь считает опасным человеком, говорит о каких-то отвлеченных идеях, о равенстве,
братстве, свободе, говорит о мужиках, которые «несут топоры». Когда же наступил день освобождения,
то он удрал за границу: одно дело сочинять о мужике; другое дело – жить с мужиком. Мужик порождает
в его душе ужас. У Тургенева тема «нигилизма» показана как тема борьбы «отцов и детей», то у
Достоевского «отцы» удостаиваются только презрения. Образ Базарова Достоевским переосмысляется.
В сочинении «Зимние заметки о летнем путешествии» Достоевский называет Базарова удивительными
словами: «беспокойный и тоскующий Базаров – признак великого сердца». В «Бесах» Базаров – смесь
Байрона и Ноздрева. Он был воздвигнут на пьедестал и свергнут с него. Такое толкование было
необходимо, чтобы оттенить, чем отличаются «новые» нигилисты от «старых». Базаровская концепция
тут чрезвычайно важна: Базаров отрицает красоту, всякая эстетика вызывает в нем раздражение. Степан
Верховенский – тот романтик, который так похож на романтиков Кирсановых. Степан Трофимович ото
всего отрекся в этом мире, кроме красоты. Воплощение красоты – искусство, Сикстинская Мадонна,
этого он никогда не отдаст и не предаст. По мысли Степана Трофимовича Верховенского, мир может
существовать без химии, без науки, но он не может существовать без красоты. Красота – это его высшая,
святая вера. Степан Верховенский – персонаж трагикомический. Но на смертном одре его посещает
благость. Он как бы смиряется, примиряется с Богом (он поклоняется красоте). Герцен объяснял, почему
он разошелся с Грановским: Грановский уверовал в бессмертие души, для него идея бессмертия души
подкреплялась идеей единства тела и духа. Степан Трофимович в своей вере в красоту расходится с
нигилистами, Добролюбовым, Чернышевским. Достоевский отрицал утверждение Добролюбова в том,
что реализм – это утилитарное искусство, реализм может быть и метафизическим, именно
метафизический реализм может отразить всю многогранность жизни. Часть богатой тургеневской
натуры вошла в образ Степана Верховенского, а часть в писателя Кармазинова. Кармазинов появляется
на празднике, предстает как слава и гордость России. Но как на него смотрит молодежь? Смотрят те,
кого он изобразил. Кармазинов – маленький, болезненный, тщедушный человек, который вечно носится
со своим талантом. Это, конечно, пародия.
Достоевский преклонялся перед молодым Тургеневым – все дано: богатство, слава, талант.
Кармазинов же – ничтожный, приспосабливающийся, маленький человечек. Зачем так понадобилось
изобразить Тургенева? Загляните в глубину и поймете: «кармазин» - по-французски означает «красный».
Карамзин (нельзя не вспомнить), т.е. сентиментальный. Кармазинов – западник, все время живет за
границей, появляется в России только время от времени, когда нужно публиковать только очередной
опус. Лучше бы ему вовсе не появляться в России. Говорили, что Тургенев заискивает перед
нигилистами, поклоняется им. Тургенев пережил литературную борьбу вокруг своего романа и считает,
что его оболгали перед новым поколением. Тургенев увидел в Базарове особое величие. Что же теперь
духовному облику Лиза близка с Аглаей Епанчиной, Полиной («Игрок»), она не может дорожить ни своей, ни чужой жизнью, вот почему она так играет судьбой Маврикия Петровича. Поэтому Лиза обречена на гибель, гибнет за Ставрогина от темного мужицкого кулака, народ ее обрекает на эту гибель. Лиза оказалась на пожарище, она гибнет с проклятиями, ее называют Ставрогинской. Гибель Лизы – это гибель от темного разума народа. Хромоножка – юродивая, ее Ставрогин выбрал себе в жены. Это случилось в один из петербургских дней, когда он гулял со своей ватагой в Петербурге в каких-то клоаках. Ставрогин женился на ней из-за смеха: он решил посмеяться над своей жизнью. Но Марья Тимофеевна любит Ставрогина, она прозорливее ученых барышень. Именно она в Ставрогине ощущает двойственную натуру, что он не настоящий. Она полюбила в нем князя, а он оказался самозванцем. Не случайно она – Мария. Над ней грешно посмеяться. Она, как и Лиза, гибнет, но гибнет от ножа наемного убийцы. Но если Лиза не защищается, то Марья Тимофеевна защищается. Некоторые считают, что только она противопоставлена слугам бесовства. Хромоножка противопоставлена боли, страданиям, но она тоже одержима бесом, ее также мучат и душат бесы, она тоже крутится в кругу этих бесов (притча о Соломоне). Следовательно, образ Хромоножки дан в двояком плане: реальном и мифологическом. Роман «Бесы» - роман антинигилистический. Каков же генезис нигилизма в романе? Что же порождает нигилизм? Достоевский предлагает антитургеневскую схему. У Тургенева нигилисты были порождены в борьбе с отцами. А у Достоевского они были порождены от отцов. «Отцы» породили нигилистов (Герцен, Грановский), отсюда пошло бесовское начало. Тургеневская тема для «Бесов» имеет чрезвычайно важное значение, эта тема получает новое направление (сам Тургенев становится героем в «Бесах» Достоевского). Совсем не случайно Варвара Петровна и Степан Верховенский – приятели. Степан Верховенский – именно он создатель новых идей, именно он постоянно трепещет, что могут арестовать за грехи молодости. Они дали «физическую жизнь» бесам. Степан Верховенский как бы «списан» с Грановского. Верховенский был учителем у барчука Ставрогина, человек 40-х годов, сам себя всю жизнь считает опасным человеком, говорит о каких-то отвлеченных идеях, о равенстве, братстве, свободе, говорит о мужиках, которые «несут топоры». Когда же наступил день освобождения, то он удрал за границу: одно дело сочинять о мужике; другое дело – жить с мужиком. Мужик порождает в его душе ужас. У Тургенева тема «нигилизма» показана как тема борьбы «отцов и детей», то у Достоевского «отцы» удостаиваются только презрения. Образ Базарова Достоевским переосмысляется. В сочинении «Зимние заметки о летнем путешествии» Достоевский называет Базарова удивительными словами: «беспокойный и тоскующий Базаров – признак великого сердца». В «Бесах» Базаров – смесь Байрона и Ноздрева. Он был воздвигнут на пьедестал и свергнут с него. Такое толкование было необходимо, чтобы оттенить, чем отличаются «новые» нигилисты от «старых». Базаровская концепция тут чрезвычайно важна: Базаров отрицает красоту, всякая эстетика вызывает в нем раздражение. Степан Верховенский – тот романтик, который так похож на романтиков Кирсановых. Степан Трофимович ото всего отрекся в этом мире, кроме красоты. Воплощение красоты – искусство, Сикстинская Мадонна, этого он никогда не отдаст и не предаст. По мысли Степана Трофимовича Верховенского, мир может существовать без химии, без науки, но он не может существовать без красоты. Красота – это его высшая, святая вера. Степан Верховенский – персонаж трагикомический. Но на смертном одре его посещает благость. Он как бы смиряется, примиряется с Богом (он поклоняется красоте). Герцен объяснял, почему он разошелся с Грановским: Грановский уверовал в бессмертие души, для него идея бессмертия души подкреплялась идеей единства тела и духа. Степан Трофимович в своей вере в красоту расходится с нигилистами, Добролюбовым, Чернышевским. Достоевский отрицал утверждение Добролюбова в том, что реализм – это утилитарное искусство, реализм может быть и метафизическим, именно метафизический реализм может отразить всю многогранность жизни. Часть богатой тургеневской натуры вошла в образ Степана Верховенского, а часть в писателя Кармазинова. Кармазинов появляется на празднике, предстает как слава и гордость России. Но как на него смотрит молодежь? Смотрят те, кого он изобразил. Кармазинов – маленький, болезненный, тщедушный человек, который вечно носится со своим талантом. Это, конечно, пародия. Достоевский преклонялся перед молодым Тургеневым – все дано: богатство, слава, талант. Кармазинов же – ничтожный, приспосабливающийся, маленький человечек. Зачем так понадобилось изобразить Тургенева? Загляните в глубину и поймете: «кармазин» - по-французски означает «красный». Карамзин (нельзя не вспомнить), т.е. сентиментальный. Кармазинов – западник, все время живет за границей, появляется в России только время от времени, когда нужно публиковать только очередной опус. Лучше бы ему вовсе не появляться в России. Говорили, что Тургенев заискивает перед нигилистами, поклоняется им. Тургенев пережил литературную борьбу вокруг своего романа и считает, что его оболгали перед новым поколением. Тургенев увидел в Базарове особое величие. Что же теперь 31
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 28
- 29
- 30
- 31
- 32
- …
- следующая ›
- последняя »