История русской литературы. Ч.3. Полещук Л.З. - 32 стр.

UptoLike

Составители: 

33
усиливались хищнические, разрушительные стремления, выражаемые формулой «все позволено». Эту
формулу, играющую в романе роль своеобразного лейтмотива, выдвигает вслед за Иваном Карамазовым
лакей Смердяков. Федор Павлович Карамазов, разбогатевший приживальщик и шут, отличающийся
цинизмом и моральной распущенностью. Всех своих сынов Федор Павлович «спровадил» на попечение
слуги Григория, не чувствуя по отношению к ним никаких моральных обязательств. И хотя оба старших
сына отличаются от Федора Павловича, особенно Иван, своей образованностью, уровнем культуры,
интеллектом, по своим интересам и стремлениям, хотя оба они презирают отца и относятся к нему с
отвращением, они отмечены по-разному печатью той же самой роковой болезни. Старший сын Федора
ПавловичаДмитрий, в его душе живут смутные благородные порывы, но и он одолеваем страстями,
способен и на возвышенные, и на самые низкие поступки. Иван, в отличие от страстного,
непосредственного Дмитрия, - человек скептического, холодного, аналитического ума. Атеист и скептик
по своим убеждениям, он делает из атеистических идей анархические выводы, отрицая любовь к
ближнему и ответственность личности перед обществом. Иван явился идейным вдохновителем убийства
Федора Павловича, которое совершил лакей Смердяков. Достоевский изобразил в романе распад старых
нравственных и религиозных связей и идеалов.
Иван Карамазовгерой пятой книги «Про и контра» - и Зосимацентральное лицо следующей
книги «Русский инок» - не принимают непосредственного деятельного участия в главных событиях
романа. Тем важнее их моральное участие в этих событиях, то нравственное влияние, которое они
оказывают на поступки и судьбы других людей. Иван, отстраняясь от участия в ссоре старшего брата с
отцом и относясь к ним с одинаковым презрением, является в то же время идейным вдохновителем
Смердяковаубийцы Федора Карамазова. Зосима же своими идеалами оказывает решающее влияние на
формирование Алеши, а через его посредствона Митю, Грушеньку. Таким образом, по замыслу
Достоевского, для сюжета романа были важны мировоззрение, социально-философские и морально-
человеческие идеалы, суждения о жизни. Иван и Зосимаантиподы, из размышлений над одними и
теми же вопросами жизни, над одними и теми же социальными и моральными проблемами они делают
каждый прямо противоположные выводы. Выражаемые ими взгляды и идеалы являются, в понимании
Достоевского, как бы двумя крайними возможными точками, двумя противоположными полюсами
человеческой мысли, к которым то в большей, то в меньшей степени стихийно тяготеют в ходе своей
внутренней борьбы все персонажи.
Старец Зосима. Идея старца Зосимы: трагедия человека в том, что он стремится к уединению, от
уединения гибнет человеческий мир. Этот процесс уединения особенно быстро происходит на Западе.
Интерес личности, интерес самости приводит к братоубийственной войне (идея апокалиптическая), так
как в такой войне гибнут все. Только в России сохранилась идея, объединяющая людей. Это идея
православного Бога. Против уединения выступает старец Зосима и проповедует идею
«всечеловеческого» счастья. Именно этой идее следует служить (не то, что предлагал Чернышевский).
Каждый должен почувствовать свою вину перед другими, люди должны объединиться идеей всеобщей
совиновности, так устроен человеческий мир, что каждый виноват перед другими и за всех. По Зосиме,
это и есть путь борьбы против «уединения». Не нужно искать спасения вне себя, спасение внутри
каждого человека, только люди об этом не знают. Нужно любить каждого человека как себя. Это и есть
рай, который обретет человек в своей душе. Принять вину другого и ответить любовью. Адэто
неспособность любить. Эта идея в романе направлена против идеи материализма, социализма. Эту идею
утверждают Зосима и Алешаэто люди от жизни. Они знают, что такое человеческий мир. Старец
Зосима многое пережил, пока пришел к келье.
Алеше предлагается новая и особая дорога, путь, по которому и должно пойти христианство:
путь не от мира, а путьв мир, где окружают особые обстоятельства. Путь Алешипуть самого
сложного служения Богу, путь в миру. Зосима ничего не совершает в романе, он способен только
выслушивать, видеть в самом падшем человека. Неслучайно Грушенька увидела в Алеше брата, она и
любила в Алеше брата. Даже Федор Павлович называет Алешу Ангелом.
Дмитрий Карамазов дан не для того, чтобы предлагать свой путь: он выбирает путь, перед ним
стоит идея выбора. Дмитрий связан с «почвой» (Дмитрий означает «земной»), в нем в высшей степени
проявляется черная карамазовская сила. "Карамазов" – черный, татарские корни. В нем в высшей
степени воплощен инстинкт сладострастия. Но вместе с инстинктом сладострастиястремление к
шиллеровскому идеалу. Его душа по «мытарствам ходит». В Мите представлена жизненная цепкость,
любовь к жизненным радостям и греху в высшей форме, до предела. Но на этом пути побеждает Бог, и
Митя ближе к Алеше, чем к Ивану. Митяэто человек страсти, а не разума, вот почему он ближе к
Алеше. Страсти испепеляют человека и уничтожают его эго, направляют личность на мир объективный.
Митя находит для себя спасение в страдании. Вот идея, которая его воскресила. Он действительно
усиливались хищнические, разрушительные стремления, выражаемые формулой «все позволено». Эту
формулу, играющую в романе роль своеобразного лейтмотива, выдвигает вслед за Иваном Карамазовым
лакей Смердяков. Федор Павлович Карамазов, разбогатевший приживальщик и шут, отличающийся
цинизмом и моральной распущенностью. Всех своих сынов Федор Павлович «спровадил» на попечение
слуги Григория, не чувствуя по отношению к ним никаких моральных обязательств. И хотя оба старших
сына отличаются от Федора Павловича, особенно Иван, своей образованностью, уровнем культуры,
интеллектом, по своим интересам и стремлениям, хотя оба они презирают отца и относятся к нему с
отвращением, они отмечены по-разному печатью той же самой роковой болезни. Старший сын Федора
Павловича – Дмитрий, в его душе живут смутные благородные порывы, но и он одолеваем страстями,
способен и на возвышенные, и на самые низкие поступки. Иван, в отличие от страстного,
непосредственного Дмитрия, - человек скептического, холодного, аналитического ума. Атеист и скептик
по своим убеждениям, он делает из атеистических идей анархические выводы, отрицая любовь к
ближнему и ответственность личности перед обществом. Иван явился идейным вдохновителем убийства
Федора Павловича, которое совершил лакей Смердяков. Достоевский изобразил в романе распад старых
нравственных и религиозных связей и идеалов.
       Иван Карамазов – герой пятой книги «Про и контра» - и Зосима – центральное лицо следующей
книги «Русский инок» - не принимают непосредственного деятельного участия в главных событиях
романа. Тем важнее их моральное участие в этих событиях, то нравственное влияние, которое они
оказывают на поступки и судьбы других людей. Иван, отстраняясь от участия в ссоре старшего брата с
отцом и относясь к ним с одинаковым презрением, является в то же время идейным вдохновителем
Смердякова – убийцы Федора Карамазова. Зосима же своими идеалами оказывает решающее влияние на
формирование Алеши, а через его посредство – на Митю, Грушеньку. Таким образом, по замыслу
Достоевского, для сюжета романа были важны мировоззрение, социально-философские и морально-
человеческие идеалы, суждения о жизни. Иван и Зосима – антиподы, из размышлений над одними и
теми же вопросами жизни, над одними и теми же социальными и моральными проблемами они делают
каждый прямо противоположные выводы. Выражаемые ими взгляды и идеалы являются, в понимании
Достоевского, как бы двумя крайними возможными точками, двумя противоположными полюсами
человеческой мысли, к которым то в большей, то в меньшей степени стихийно тяготеют в ходе своей
внутренней борьбы все персонажи.
       Старец Зосима. Идея старца Зосимы: трагедия человека в том, что он стремится к уединению, от
уединения гибнет человеческий мир. Этот процесс уединения особенно быстро происходит на Западе.
Интерес личности, интерес самости приводит к братоубийственной войне (идея апокалиптическая), так
как в такой войне гибнут все. Только в России сохранилась идея, объединяющая людей. Это идея
православного Бога. Против уединения выступает старец Зосима и проповедует идею
«всечеловеческого» счастья. Именно этой идее следует служить (не то, что предлагал Чернышевский).
Каждый должен почувствовать свою вину перед другими, люди должны объединиться идеей всеобщей
совиновности, так устроен человеческий мир, что каждый виноват перед другими и за всех. По Зосиме,
это и есть путь борьбы против «уединения». Не нужно искать спасения вне себя, спасение внутри
каждого человека, только люди об этом не знают. Нужно любить каждого человека как себя. Это и есть
рай, который обретет человек в своей душе. Принять вину другого и ответить любовью. Ад – это
неспособность любить. Эта идея в романе направлена против идеи материализма, социализма. Эту идею
утверждают Зосима и Алеша – это люди от жизни. Они знают, что такое человеческий мир. Старец
Зосима многое пережил, пока пришел к келье.
       Алеше предлагается новая и особая дорога, путь, по которому и должно пойти христианство:
путь не от мира, а путь – в мир, где окружают особые обстоятельства. Путь Алеши – путь самого
сложного служения Богу, путь в миру. Зосима ничего не совершает в романе, он способен только
выслушивать, видеть в самом падшем человека. Неслучайно Грушенька увидела в Алеше брата, она и
любила в Алеше брата. Даже Федор Павлович называет Алешу Ангелом.
       Дмитрий Карамазов дан не для того, чтобы предлагать свой путь: он выбирает путь, перед ним
стоит идея выбора. Дмитрий связан с «почвой» (Дмитрий означает «земной»), в нем в высшей степени
проявляется черная карамазовская сила. "Карамазов" – черный, татарские корни. В нем в высшей
степени воплощен инстинкт сладострастия. Но вместе с инстинктом сладострастия – стремление к
шиллеровскому идеалу. Его душа по «мытарствам ходит». В Мите представлена жизненная цепкость,
любовь к жизненным радостям и греху в высшей форме, до предела. Но на этом пути побеждает Бог, и
Митя ближе к Алеше, чем к Ивану. Митя – это человек страсти, а не разума, вот почему он ближе к
Алеше. Страсти испепеляют человека и уничтожают его эго, направляют личность на мир объективный.
Митя находит для себя спасение в страдании. Вот идея, которая его воскресила. Он действительно

                                                33