ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
34
страшный грешник: пьяница, дебошир, вор, попратель любви. Но безвинное страдание поднимает его к
высокому духу. Митя принимает страдание не потому, что убил, а потому, что хотел убить. Ивана не
любит, так как Иван его Бога отнимает. Находит спасение на каторге.
Один только герой в романе становится выразителем идеи Ивана Карамазова – лакей Смердяков
(если Бога нет, то все позволено). Смердяков – убийца, потому что он человек вне почвы, ему нет места
в русском мире.
Роман показывает встречное движение «идей». Иван и Зосима – две равновеликие силы, каждый
отстаивает свой путь. Сила духа противников одинакова. В этом и есть особенность поэтики
Достоевского, полифонизм романа. Это и есть «про» и «контра». Как строится согласие и несогласие
героев. Первый вопрос поднимается с самых первых сцен. Иван заводит ученый спор о церкви и
государстве. Что такое церковь и что такое государство. Для католического мира государство стало
церковью, произошла подмена, с помощью Христа стали управлять миром, идею Христа превратили в
идею власти.
Православные богословы: церковь должна быть отделена от государства, государство
располагает возможностями наказания преступника, но оно никого не может исправить, и преступник
находит среду, его поддерживающую. Должны наступить такие времена, когда влияние церкви
распространится на все государство. Когда государство поглотится церковью, тогда и наступит мировая
гармония, тогда убийца будет ощущать себя изгоем. Это очень хорошо понимают Иван и Зосима. Для
Зосимы это мир будущего, для Ивана – мечта, так как никогда государство не поглотится церковью.
Второй вопрос-спор – бессмертие души и вопрос о Боге. Если Бог есть, то стоит жить, а если его
нет? Если есть Бог, следовательно, есть бессмертие, есть жизнь, которая имеется за гранью этого бытия,
человек может жить за гранью этого будущего. Если нет Бога, то человек погибнет еще здесь, загниет в
собственном смраде. Позиция Ивана: если Бога нет, то все позволено и человек – шеф земли. Позиция
Зосимы другая: не противиться злу насилием (толстовская, Достоевский высказал ее раньше?) Если есть
Бог, то человек живет не для себя, а служит другим, ощущает свою совиновность. Эта совиновность
распространяется не только на мир людей, но и на мир природы. Зосима просит прощения перед всем
миром и у всего мира. Чтобы переделать мир, нужно, чтобы люди сами повернулись на другую дорогу.
Эту идею Бога, братства отчетливо понимают Иван и Зосима, только дают разные ответы.
Что их объединяет и разъединяет?
Иван и Зосима понимают, что мир погибает от уединения. Иван: стать братом другому
невозможно, человек так не может любить другого человека, все люди грешны, грешен человек, и
любить он не может. Понимая, что мир гибнет от ужаса и уединения, Иван Карамазов не может с этим
миром примириться. В самом семействе Карамазовых не лада: там совершается самое страшное
преступление – отцеубийство. Можно ли не бунтовать? Что заставляет появляться таких, как Иван
Карамазов? Иван не может не бунтовать. Об одном болит его сердце, почему бедны люди, почему
плачут дети? Этот вопрос не дает покоя никому из них. Этот вопрос порождает бунтарей, нигилистов, в
самом романе есть глава «Бунт». Есть глава «Грешники», рассказывающая о том, как искушает старший
брат брата младшего. Иван говорит о мировой гармонии. Иван человек фактов, он собирает и
анализирует фактики для своих целей. Достоевский не придумывает факты, это факты
публицистические, реальные. В Алеше тоже живет темная карамазовская сила. Что она заставляет
делать? Сопротивляться злу. Зосима говорит о непротивлении, а карамазовская сила заставляет
сопротивляться. Ведь если есть Бог, почему он допускает такие эксперименты над детьми. Что же это за
гармония, в основе которой должно лежать измученное дитя. Иван Карамазов не принимает такой
гармонии: «Я не Бога, я мир, созданный им не принимаю», - позиция Ив. Карамазова. Иван не верит в
возможность примирения убийцы и убиенного. Достоевский все-таки не за Иваном открывает путь,
Иван в романе одинок. Не одинок Алеша, Алеша идет в мир. Вокруг собираются мальчики – 12, как
двенадцать Апостолов. Они дают клятву у могилы Илюши Снегирева. Сцена символическая. Это
должно было произойти в новом романе, который Достоевский хотел посвятить Алеше. Черновые
записи, что Алеша стал бы революционером, учителем, содержал бы приют, но все это осталось в
заметках писателя.
Нередко остро обличительную критику Ивана Карамазова сближают с мефистофельской – и в
Иване усматривают черты самого Мефистофеля. Это сближение особенно последовательно проводит
В.Ветловская, которая видит в Иване дьявола-искусителя, пишет о дьявольской природе его философии:
«Ясно, что тот, от которого желал бы навеки спастись Алеша, не столько Иван, сколько дьявол,
принимающий здесь чужое обличие. И не потому ли, что это действительно так, Алеша именно сейчас,
именно после искусительной речи брата, замечает, что правое плечо его несколько ниже левого?» (О
книге Гете «Фауст» Достоевский упоминает в черновиках к «Братьям Карамазовым»).
страшный грешник: пьяница, дебошир, вор, попратель любви. Но безвинное страдание поднимает его к высокому духу. Митя принимает страдание не потому, что убил, а потому, что хотел убить. Ивана не любит, так как Иван его Бога отнимает. Находит спасение на каторге. Один только герой в романе становится выразителем идеи Ивана Карамазова – лакей Смердяков (если Бога нет, то все позволено). Смердяков – убийца, потому что он человек вне почвы, ему нет места в русском мире. Роман показывает встречное движение «идей». Иван и Зосима – две равновеликие силы, каждый отстаивает свой путь. Сила духа противников одинакова. В этом и есть особенность поэтики Достоевского, полифонизм романа. Это и есть «про» и «контра». Как строится согласие и несогласие героев. Первый вопрос поднимается с самых первых сцен. Иван заводит ученый спор о церкви и государстве. Что такое церковь и что такое государство. Для католического мира государство стало церковью, произошла подмена, с помощью Христа стали управлять миром, идею Христа превратили в идею власти. Православные богословы: церковь должна быть отделена от государства, государство располагает возможностями наказания преступника, но оно никого не может исправить, и преступник находит среду, его поддерживающую. Должны наступить такие времена, когда влияние церкви распространится на все государство. Когда государство поглотится церковью, тогда и наступит мировая гармония, тогда убийца будет ощущать себя изгоем. Это очень хорошо понимают Иван и Зосима. Для Зосимы это мир будущего, для Ивана – мечта, так как никогда государство не поглотится церковью. Второй вопрос-спор – бессмертие души и вопрос о Боге. Если Бог есть, то стоит жить, а если его нет? Если есть Бог, следовательно, есть бессмертие, есть жизнь, которая имеется за гранью этого бытия, человек может жить за гранью этого будущего. Если нет Бога, то человек погибнет еще здесь, загниет в собственном смраде. Позиция Ивана: если Бога нет, то все позволено и человек – шеф земли. Позиция Зосимы другая: не противиться злу насилием (толстовская, Достоевский высказал ее раньше?) Если есть Бог, то человек живет не для себя, а служит другим, ощущает свою совиновность. Эта совиновность распространяется не только на мир людей, но и на мир природы. Зосима просит прощения перед всем миром и у всего мира. Чтобы переделать мир, нужно, чтобы люди сами повернулись на другую дорогу. Эту идею Бога, братства отчетливо понимают Иван и Зосима, только дают разные ответы. Что их объединяет и разъединяет? Иван и Зосима понимают, что мир погибает от уединения. Иван: стать братом другому невозможно, человек так не может любить другого человека, все люди грешны, грешен человек, и любить он не может. Понимая, что мир гибнет от ужаса и уединения, Иван Карамазов не может с этим миром примириться. В самом семействе Карамазовых не лада: там совершается самое страшное преступление – отцеубийство. Можно ли не бунтовать? Что заставляет появляться таких, как Иван Карамазов? Иван не может не бунтовать. Об одном болит его сердце, почему бедны люди, почему плачут дети? Этот вопрос не дает покоя никому из них. Этот вопрос порождает бунтарей, нигилистов, в самом романе есть глава «Бунт». Есть глава «Грешники», рассказывающая о том, как искушает старший брат брата младшего. Иван говорит о мировой гармонии. Иван человек фактов, он собирает и анализирует фактики для своих целей. Достоевский не придумывает факты, это факты публицистические, реальные. В Алеше тоже живет темная карамазовская сила. Что она заставляет делать? Сопротивляться злу. Зосима говорит о непротивлении, а карамазовская сила заставляет сопротивляться. Ведь если есть Бог, почему он допускает такие эксперименты над детьми. Что же это за гармония, в основе которой должно лежать измученное дитя. Иван Карамазов не принимает такой гармонии: «Я не Бога, я мир, созданный им не принимаю», - позиция Ив. Карамазова. Иван не верит в возможность примирения убийцы и убиенного. Достоевский все-таки не за Иваном открывает путь, Иван в романе одинок. Не одинок Алеша, Алеша идет в мир. Вокруг собираются мальчики – 12, как двенадцать Апостолов. Они дают клятву у могилы Илюши Снегирева. Сцена символическая. Это должно было произойти в новом романе, который Достоевский хотел посвятить Алеше. Черновые записи, что Алеша стал бы революционером, учителем, содержал бы приют, но все это осталось в заметках писателя. Нередко остро обличительную критику Ивана Карамазова сближают с мефистофельской – и в Иване усматривают черты самого Мефистофеля. Это сближение особенно последовательно проводит В.Ветловская, которая видит в Иване дьявола-искусителя, пишет о дьявольской природе его философии: «Ясно, что тот, от которого желал бы навеки спастись Алеша, не столько Иван, сколько дьявол, принимающий здесь чужое обличие. И не потому ли, что это действительно так, Алеша именно сейчас, именно после искусительной речи брата, замечает, что правое плечо его несколько ниже левого?» (О книге Гете «Фауст» Достоевский упоминает в черновиках к «Братьям Карамазовым»). 34
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 31
- 32
- 33
- 34
- 35
- …
- следующая ›
- последняя »