История русской литературы. Ч.3. Полещук Л.З. - 19 стр.

UptoLike

Составители: 

20
старушонку», жизнь которой, как он полагает, «не более, чем жизнь вши»; а затем помочь матери,
сестре и многим несчастным, используя деньги процентщицы, нажитые, конечно, не вполне честным
путём. Раскольников размышляет: одно убийство оправдается тысячью добрых дел. Герой романа
непросто пошел на преступление: он создал свою теорию о «праве сильной личности на кровь».
Обращаясь к истории человечества, Родион Раскольников пришел к выводу, что кровь лилась всегда: из
года в год человечество вело войны, и люди уничтожали друг друга. Те же христиане, по мнению героя,
утверждали: «Не убий!», - а вели крестовые походы, и во имя «идеи Иисусовой уничтожали целые
народы и государства». С точки зрения Раскольникова, история прощает великим людям их злодеяния,
сохраняет память об их величии и славе. Родион не случайно обращается к личности великого
Наполеона.
Достоевский проводит определённые параллели: РаскольниковНаполеон. Ведь и Наполеон
когда-то был беден и безвестен, а стал великим человеком. Раскольников задаётся вопросом: «Что, если
бы на моём месте был НаполеонИ для начала карьеры у Бонапарта не было ничего, кроме жалкой
старушонки-регистраторши. Так неужели и Бонапарт не переступил бы через жалкую и ничтожную
тварь? По мнению Раскольникова, конечно бы преступил. Однако история, рассуждает Раскольников,
простила Наполеону все его преступления. Кто же помнит, что он Тулон расстрелял пушками, армию
оставил в Египте, «полмиллиона людей растратил в российском походе». Однако, как считает
Раскольников, все помнят о величии и славе Бонапарта. Следовательно, «кровь великим прощается».
Самое удивительное, что мысль Раскольникова не нова. В начале 60-х годов XIX века в России
была опубликована книга Наполеона III «Юлий Цезарь», который, являясь племянником великого
полководца, утверждал: «Кровь великим прощается». В чём же тогда новизна Раскольниковской идеи?
Родион утверждал, что кровь великим не только прощается, но и разрешается по совести. Человечество,
по мнению Родиона Романовича, делится на две неравные категории: большинство, так называемый
«человеческий муравейник», твари дрожащие, и меньшинство, избранные, властители, что и управляют
этим «муравейником». Сильные личности во имя достижения своей цели, как полагает Раскольников,
имеют право преступить через боль, кровь и страдания человеческие.
Все свои рассуждения Раскольников изложил в статье «О преступлении», что и была
опубликована в журнале «Периодическая речь». Раскольников думал оправдать пролитую им кровь
облагодетельствованием ближних. Путь, избранный героем романа, - это путь логики и разума. Если
«большинство» страдает, а «меньшинство» «пользуется», то не будет ли справедливым, взять и
уничтожить это «зловредное меньшинство» во имя счастья большинства.
Однако, кроме логики и разума, у человека есть душа. Неслучайно, путь Раскольникова к
преступлению автор прерывает снами. Сныэто напоминание души. Первый свой сон Родион видит
накануне совершенного им злодеяния. Это сон из детства, напоминание души, чистой, светлой, не
запятнанной никакими социальными пороками. Как мы видим, сны символичны и играют особую роль в
романе Достоевского. Первый сон привиделся Раскольникову на Петровском острове, вдали от шумных,
пыльных улиц Петербурга, особенно той его части, где ютилась беднота. Зелень, чистый воздух острова
вскоре утомили Раскольникова. Достоевский пишет: «Страшный сон приснился Раскольникову». Герой
видит себя ребенком, отец ведёт его за руку, и их путь лежит в церковь, т.е. к Богу. Отец и сын идут
навестить могилку маленького умершего брата Родиона, а перед этим, конечно, зайдут в храм, поставят
свечи, будут молиться об упокоении души. Однако на этом пути страшная и безобразная сцена, которая
навсегда осталась в памяти Родиона Раскольникова.
Все свои рассуждения Раскольников изложил в статье «О преступлении», что и была
опубликована в журнале «Периодическая речь».
Ф.М. Достоевский был человеком глубоко религиозным, он верил, что Бог и дьявол (Добро и
зло) ведут бесконечную борьбу, а «поле их битвы» - сердца и души человеческие. Так что же спасает
человека от зла? Что сохраняет его душу? Соня Мармеладова уверена, что Бог её спасал.
По утверждению писателя, душа человека, совершившего даже самое страшное злодеяние,
способна к падению и возрождению. Отметим, что роман Ф.М.Достоевского «Преступление и
наказание» наполнен образами-символами. Символичны сны. Кроме того, мы можем говорить о
символике цветажёлтый цвет»). Поэтому неслучайно на пути героя романа (путь тоже символичен,
это не только дорога, но и путь самой жизни) к Богутрактир, как символ хаоса, дисгармонии,
уродливости всех человеческих отношений. Маленький Родион наблюдает, как эта обезумевшая толпа
взбирается в телегу. Ребёнка поражает, что маленькая лошадёнка, изможденная трудами, годами,
впряжена в этот огромный воз. И, конечно, она не в состоянии будет сдвинуть его с места. Однако
хозяин этой «дрожащей твари», Миколка, утверждает, что его лошадка может увезти всех, и начинает
избивать эту «жалкую тварь», а потом бьет несчастную оглоблей. А в это время толпа продолжает
старушонку», жизнь которой, как он полагает, «не более, чем жизнь вши»; а затем помочь матери,
сестре и многим несчастным, используя деньги процентщицы, нажитые, конечно, не вполне честным
путём. Раскольников размышляет: одно убийство оправдается тысячью добрых дел. Герой романа
непросто пошел на преступление: он создал свою теорию о «праве сильной личности на кровь».
Обращаясь к истории человечества, Родион Раскольников пришел к выводу, что кровь лилась всегда: из
года в год человечество вело войны, и люди уничтожали друг друга. Те же христиане, по мнению героя,
утверждали: «Не убий!», - а вели крестовые походы, и во имя «идеи Иисусовой уничтожали целые
народы и государства». С точки зрения Раскольникова, история прощает великим людям их злодеяния,
сохраняет память об их величии и славе. Родион не случайно обращается к личности великого
Наполеона.
        Достоевский проводит определённые параллели: Раскольников – Наполеон. Ведь и Наполеон
когда-то был беден и безвестен, а стал великим человеком. Раскольников задаётся вопросом: «Что, если
бы на моём месте был Наполеон?» И для начала карьеры у Бонапарта не было ничего, кроме жалкой
старушонки-регистраторши. Так неужели и Бонапарт не переступил бы через жалкую и ничтожную
тварь? По мнению Раскольникова, конечно бы преступил. Однако история, рассуждает Раскольников,
простила Наполеону все его преступления. Кто же помнит, что он Тулон расстрелял пушками, армию
оставил в Египте, «полмиллиона людей растратил в российском походе». Однако, как считает
Раскольников, все помнят о величии и славе Бонапарта. Следовательно, «кровь великим прощается».
        Самое удивительное, что мысль Раскольникова не нова. В начале 60-х годов XIX века в России
была опубликована книга Наполеона III «Юлий Цезарь», который, являясь племянником великого
полководца, утверждал: «Кровь великим прощается». В чём же тогда новизна Раскольниковской идеи?
Родион утверждал, что кровь великим не только прощается, но и разрешается по совести. Человечество,
по мнению Родиона Романовича, делится на две неравные категории: большинство, так называемый
«человеческий муравейник», твари дрожащие, и меньшинство, избранные, властители, что и управляют
этим «муравейником». Сильные личности во имя достижения своей цели, как полагает Раскольников,
имеют право преступить через боль, кровь и страдания человеческие.
        Все свои рассуждения Раскольников изложил в статье «О преступлении», что и была
опубликована в журнале «Периодическая речь». Раскольников думал оправдать пролитую им кровь
облагодетельствованием ближних. Путь, избранный героем романа, - это путь логики и разума. Если
«большинство» страдает, а «меньшинство» «пользуется», то не будет ли справедливым, взять и
уничтожить это «зловредное меньшинство» во имя счастья большинства.
        Однако, кроме логики и разума, у человека есть душа. Неслучайно, путь Раскольникова к
преступлению автор прерывает снами. Сны – это напоминание души. Первый свой сон Родион видит
накануне совершенного им злодеяния. Это сон из детства, напоминание души, чистой, светлой, не
запятнанной никакими социальными пороками. Как мы видим, сны символичны и играют особую роль в
романе Достоевского. Первый сон привиделся Раскольникову на Петровском острове, вдали от шумных,
пыльных улиц Петербурга, особенно той его части, где ютилась беднота. Зелень, чистый воздух острова
вскоре утомили Раскольникова. Достоевский пишет: «Страшный сон приснился Раскольникову». Герой
видит себя ребенком, отец ведёт его за руку, и их путь лежит в церковь, т.е. к Богу. Отец и сын идут
навестить могилку маленького умершего брата Родиона, а перед этим, конечно, зайдут в храм, поставят
свечи, будут молиться об упокоении души. Однако на этом пути страшная и безобразная сцена, которая
навсегда осталась в памяти Родиона Раскольникова.
        Все свои рассуждения Раскольников изложил в статье «О преступлении», что и была
опубликована в журнале «Периодическая речь».
        Ф.М. Достоевский был человеком глубоко религиозным, он верил, что Бог и дьявол (Добро и
зло) ведут бесконечную борьбу, а «поле их битвы» - сердца и души человеческие. Так что же спасает
человека от зла? Что сохраняет его душу? Соня Мармеладова уверена, что Бог её спасал.
        По утверждению писателя, душа человека, совершившего даже самое страшное злодеяние,
способна к падению и возрождению. Отметим, что роман Ф.М.Достоевского «Преступление и
наказание» наполнен образами-символами. Символичны сны. Кроме того, мы можем говорить о
символике цвета («жёлтый цвет»). Поэтому неслучайно на пути героя романа (путь тоже символичен,
это не только дорога, но и путь самой жизни) к Богу – трактир, как символ хаоса, дисгармонии,
уродливости всех человеческих отношений. Маленький Родион наблюдает, как эта обезумевшая толпа
взбирается в телегу. Ребёнка поражает, что маленькая лошадёнка, изможденная трудами, годами,
впряжена в этот огромный воз. И, конечно, она не в состоянии будет сдвинуть его с места. Однако
хозяин этой «дрожащей твари», Миколка, утверждает, что его лошадка может увезти всех, и начинает
избивать эту «жалкую тварь», а потом бьет несчастную оглоблей. А в это время толпа продолжает

                                                20