ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
19
году было начато «Преступление и наказание», в 1868 году Достоевский напишет «Идиота», в 1870-м -
«Бесов».
Именно в «Преступлении и наказании» Достоевский открыто сказал о Христе, правда попытка
была в «Записках из подполья», по замыслу которых выход из тупика был в вере во Христа, но цензура
вычеркнула это место. В этой повести звучат мысли о том, что никакая разумность, никакая социальная
необходимость или полезность вне живой веры в Бога не удержат человека от той или иной
безнравственности; неразрывность веры и нравственности, неверия и безнравственности. В черновике
«Преступления и наказания» Достоевский написал: «Покупается счастье страданием». И эта фраза стоит
после слов «православное воззрение». Гроссман писал: «Все последующие книги Достоевского
(«Записки из подполья») посвящены проблеме Христа в современности». Христианство Достоевского –
это точка зрения на мир. Стихия больших романов Достоевского – это стихия христианского
миропонимания. Достоевский прямо именует Христа, начиная с рассказа Мармеладова и заканчивая
видением Алеши в «Кане Галилейской», это любящее слово и Христе. Сцену чтения Евангелия
Гроссман называет «одной из величайших страниц Достоевского». То же самое можно сказать о
страницах, где Христос целует мертвые уста инквизитора или где Хромоножка плачет, припав к земле в
молитве, а «солнце заходит, да такое большое, да пышное, да славное».
Начиная с 1865 года Достоевский по-новому подошел к основной идее своего творчества – к
нравственному дуализму человека, к идее «двойника», причем победа двойника в том и заключается,
чтобы вытравить из сознания человека само понятие о нравственной темноте, о различии между добром
и злом, чтобы убедить человека, что никакой духовной борьбы не должно быть, по той простой
причине, что никакого духовного зла и не существует. Победа двойника в том, чтобы доказать, что его
вовсе нет. Так, Шатов говорит Ставрогину: «Я тоже не знаю, почему зло скверно, а добро прекрасно, но
я знаю, почему ощущение этого различия стирается и теряется у таких господ, как Ставрогин».
Достоевский напишет в «Дневнике писателя»: «Раньше делали подлое, но знали, что делают подлое, а
что есть хорошее; теперь же не веруют в хорошее и даже в необходимость его». Об этом же говорит
старец Зосима: «Высшие классы уже провозгласили, что нет преступления, нет уже греха. Да оно и
правильно по-ихнему: ибо если нет у тебя Бога, то какое же тогда преступление?» В «Макбете» хор
ведьм поет: «Грань между добром и злом, сотрись». Это заклинание начало звучать не с эпохи
Шекспира. В результате потери чувства Бога – чувства света – люди стали терять и чувство тьмы,
ощущение греха. В Патерике есть рассказ о том, как одного святого спросили, почему человек не
замечает грехов своих. Он ответил, когда луч солнца входит в комнату, он делает заметными даже
малейшие пылинки, летающие в воздухе. Об этом осознании своего преступления и был написан роман
о Раскольникове.
Не случайно вечерние лучи солнца появляются в романе с самого начала, как только
Раскольников приходит к старухе для «пробы» убийства. Достоевский дает здесь свой любимый символ
как предостережение, укор, мольбу, чтобы не свершилось преступление. Тот же «господин
Лебезятников, следящий за новыми мыслями, объяснил намедни, что сострадание в наше время даже
наукой воспрещено и что так уже делается в Англии, где политическая экономия», - говорит в романе
Мармеладов. И перед убийством в душе Раскольникова вновь была борьба и почти победа совести, и
опять разговор вечерних лучей: «Ему вдруг стало дышать как бы легче… Господи, - молил он, - покажи
мне путь мой, а я отрекаюсь от этой проклятой мечты моей!» Проходя через мост, он тихо и спокойно
смотрел на Неву, на яркий закат красного солнца… Точно нарыв на сердце его, нарывавший весь месяц,
вдруг прорвался. Свобода, свобода. Он свободен теперь от этих чар…»
Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» обращается к вопросам социальным и
философским, нравственным и религиозным. Писатель стремится показать нам, что же происходит с
человеческой душой, когда сам человек нарушает заповедь «не убий». Достоевский обратился к одному
из самых трагических периодов истории – пореформенная эпоха. Один из героев Достоевского так
характеризует духовное состояние общества: «Помутились нравственные источники жизни» (князь
Мышкин, роман «Идиот»). «Преступление и наказание» - это роман о «расколе» социальном,
нравственном и религиозном. Прежние нормы жизни были разрушены, а новые – ещё не созданы.
Утрачена была традиция. А когда нет традиции, то миром начинает править идея, даже самая
фантастическая.
В центре романа жизнь и судьба Родиона Раскольникова. Герой романа – бывший студент
университета, вынужденный оставить учение из-за крайней бедности. Родион глубоко страдает от
своего бедственного положения и от того, что не может помочь матери и сестре, да и в Петербурге на
каждом шагу он встречает «униженных и оскорблённых». Самому Раскольникову тоже «некуда идти».
Студент Раскольников замышляет злодеяние: он решает убить «жалкую, ничтожную, никому ненужную
году было начато «Преступление и наказание», в 1868 году Достоевский напишет «Идиота», в 1870-м - «Бесов». Именно в «Преступлении и наказании» Достоевский открыто сказал о Христе, правда попытка была в «Записках из подполья», по замыслу которых выход из тупика был в вере во Христа, но цензура вычеркнула это место. В этой повести звучат мысли о том, что никакая разумность, никакая социальная необходимость или полезность вне живой веры в Бога не удержат человека от той или иной безнравственности; неразрывность веры и нравственности, неверия и безнравственности. В черновике «Преступления и наказания» Достоевский написал: «Покупается счастье страданием». И эта фраза стоит после слов «православное воззрение». Гроссман писал: «Все последующие книги Достоевского («Записки из подполья») посвящены проблеме Христа в современности». Христианство Достоевского – это точка зрения на мир. Стихия больших романов Достоевского – это стихия христианского миропонимания. Достоевский прямо именует Христа, начиная с рассказа Мармеладова и заканчивая видением Алеши в «Кане Галилейской», это любящее слово и Христе. Сцену чтения Евангелия Гроссман называет «одной из величайших страниц Достоевского». То же самое можно сказать о страницах, где Христос целует мертвые уста инквизитора или где Хромоножка плачет, припав к земле в молитве, а «солнце заходит, да такое большое, да пышное, да славное». Начиная с 1865 года Достоевский по-новому подошел к основной идее своего творчества – к нравственному дуализму человека, к идее «двойника», причем победа двойника в том и заключается, чтобы вытравить из сознания человека само понятие о нравственной темноте, о различии между добром и злом, чтобы убедить человека, что никакой духовной борьбы не должно быть, по той простой причине, что никакого духовного зла и не существует. Победа двойника в том, чтобы доказать, что его вовсе нет. Так, Шатов говорит Ставрогину: «Я тоже не знаю, почему зло скверно, а добро прекрасно, но я знаю, почему ощущение этого различия стирается и теряется у таких господ, как Ставрогин». Достоевский напишет в «Дневнике писателя»: «Раньше делали подлое, но знали, что делают подлое, а что есть хорошее; теперь же не веруют в хорошее и даже в необходимость его». Об этом же говорит старец Зосима: «Высшие классы уже провозгласили, что нет преступления, нет уже греха. Да оно и правильно по-ихнему: ибо если нет у тебя Бога, то какое же тогда преступление?» В «Макбете» хор ведьм поет: «Грань между добром и злом, сотрись». Это заклинание начало звучать не с эпохи Шекспира. В результате потери чувства Бога – чувства света – люди стали терять и чувство тьмы, ощущение греха. В Патерике есть рассказ о том, как одного святого спросили, почему человек не замечает грехов своих. Он ответил, когда луч солнца входит в комнату, он делает заметными даже малейшие пылинки, летающие в воздухе. Об этом осознании своего преступления и был написан роман о Раскольникове. Не случайно вечерние лучи солнца появляются в романе с самого начала, как только Раскольников приходит к старухе для «пробы» убийства. Достоевский дает здесь свой любимый символ как предостережение, укор, мольбу, чтобы не свершилось преступление. Тот же «господин Лебезятников, следящий за новыми мыслями, объяснил намедни, что сострадание в наше время даже наукой воспрещено и что так уже делается в Англии, где политическая экономия», - говорит в романе Мармеладов. И перед убийством в душе Раскольникова вновь была борьба и почти победа совести, и опять разговор вечерних лучей: «Ему вдруг стало дышать как бы легче… Господи, - молил он, - покажи мне путь мой, а я отрекаюсь от этой проклятой мечты моей!» Проходя через мост, он тихо и спокойно смотрел на Неву, на яркий закат красного солнца… Точно нарыв на сердце его, нарывавший весь месяц, вдруг прорвался. Свобода, свобода. Он свободен теперь от этих чар…» Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» обращается к вопросам социальным и философским, нравственным и религиозным. Писатель стремится показать нам, что же происходит с человеческой душой, когда сам человек нарушает заповедь «не убий». Достоевский обратился к одному из самых трагических периодов истории – пореформенная эпоха. Один из героев Достоевского так характеризует духовное состояние общества: «Помутились нравственные источники жизни» (князь Мышкин, роман «Идиот»). «Преступление и наказание» - это роман о «расколе» социальном, нравственном и религиозном. Прежние нормы жизни были разрушены, а новые – ещё не созданы. Утрачена была традиция. А когда нет традиции, то миром начинает править идея, даже самая фантастическая. В центре романа жизнь и судьба Родиона Раскольникова. Герой романа – бывший студент университета, вынужденный оставить учение из-за крайней бедности. Родион глубоко страдает от своего бедственного положения и от того, что не может помочь матери и сестре, да и в Петербурге на каждом шагу он встречает «униженных и оскорблённых». Самому Раскольникову тоже «некуда идти». Студент Раскольников замышляет злодеяние: он решает убить «жалкую, ничтожную, никому ненужную 19
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 16
- 17
- 18
- 19
- 20
- …
- следующая ›
- последняя »