ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
17
«Униженные…» - это первый большой роман Достоевского после каторги. В нем отразилась
идейно-художественная эволюция писателя, вынесшего из Сибири убеждение о трагической
оторванности передовой русской интеллигенции от «почвы». Иван Петрович изображен как литератор
школы Белинского и идейный единомышленник критика. О внутренней связи между «Бедными
людьми» и «Униженными…» свидетельствует своеобразная перекличка заглавий романов. Эпитет
«бедные» многозначен. «Бедные» - это и люди несчастные, обездоленные, униженные и тем самым
вызывающие к себе сочувствие и сострадание. «Бедные», «униженные», «оскорбленные» - синонимы.
Валковский способен испытывать к обездоленному «маленькому человеку» лишь чувство высокомерия,
презрения. Образ Ивана Петровича напоминает Мечтателя из «Белых ночей».
Описываемые в романе события происходят в Петербурге. Писатель стремился к точному
воспроизведению топографии северной столицы. Вознесенский проспект, Большая Морская, Гороховая,
Шестая линия Васильевского острова, Литейный проспект, Фонтанка, Семеновский, Вознесенский,
Торговый мосты – все это исторически конкретные приметы Петербурга, который изображен со всеми
противоречиями и контрастами. Адреса героев «Униженных…» повторяют адреса героев некоторых
ранних произведений Достоевского и во многом предвосхищают топографию больших петербургских
романов писателя. Здесь самый главный князь Ротшильд, символизирующий власть денег. Мотив
призрачности, миражности Петербурга, возникший еще в «Слабом сердце» и в «Петербургских
сновидениях…», вновь появляется в «Униженных…». Герои романа живут в самом «отвлеченном и
умышленном городе», среди «груды мертвых камней», где даже солнце какое-то не настоящее, а
тусклое, неживое, чувствуют себя обреченными на гибель и тоскуют по природе, голубому небу, яркому
солнцу.
В «Петербургских сновидениях…» Достоевский выражает желание «обратиться в Эжена Сю,
чтобы описывать петербургские тайны». Это желание Достоевский осуществил в «Униженных и
оскорбленных». При изображении «петербургских тайн» Достоевский сознательно ориентировался на
знаменитый роман Э.Сю «Парижские тайны», предоставлявший ему богатые фабульные возможности, а
также использовал традиции «физиологического очерка» русской натуральной школы. В этом плане
роман «Униженные…» предвосхищает известный роман знаменитый Крестовского «Петербургские
трущобы».
История Нелли позволила Достоевскому изобразить петербургские трущобы и притоны с их
обитателями, жизнь городского социального «дна», где господствуют нищета, болезни, пороки,
преступления. «Маленький человек», затерявшийся в этом страшном мире, обречен на нищету, позор,
физическую и нравственную гибель. «Мрачная это была история» - характеризует Иван Петрович
судьбу Нелли. «Одна из тех мрачных и мучительных историй, которые так часто и неприметно, почти
таинственно сбываются под тяжелым петербургским небом, в темных, потаенных закоулках огромного
города, среди взбалмошного кипения жизни, тупого эгоизма, сталкивающихся интересов, угрюмого
разврата, сокровенных преступлений, среди всего этого кромешного ада бессмысленной и
ненормальной жизни…» Не менее трагичны судьбы и других героев романа, «униженных и
оскорбленных». Гибнут ограбленные и обманутые Валковским мать и дедушка Нелли; несчастья
обрушились на семью Ихменевых, разоренную и опозоренную тем же Валковским; разрушилась личная
жизнь и литературные планы Ивана Петровича. Всесильное и торжествующее зло представлено в
романе князем Валковским, по меткому замечанию Н.Добролюбова, «душа совсем вынута». Князь
Валковский – теоретик и практик откровенного, цинического, хищнического эгоизма и индивидуализма.
К этой зловещей фигуре тянутся все сюжетные линии романа. Он причина несчастий и страданий
«униженных и оскорбленных». Валковский – новый для писателя тип, это герой-идеолог, литературный
предшественник Свидригайлова, Ставрогина. Проповедь идей крайнего индивидуализма, откровенное
обожествление собственного «я». Князь декларирует: «Все для меня, и весь мир для меня создан. Я,
например, уже давно освободил себя от всех пут и даже обязанностей… Люби самого себя –вот одно
правило, которое я признаю». Достоевский не только глубоко и всесторонне исследует природу
крайнего индивидуализма и эгоизма человеческой личности, но и ищет пути их преодоления.
Деньги для Валковского – главный двигатель и вершитель человеческих судеб. Князь стремится
наслаждаться жизнью, к которой он относится потребительски. «Жизнь – коммерческая сделка», -
утверждает князь Валковский в беседе с Иваном Петровичем. Если Валковский принадлежит
«хищническому типу», то сын его Алеша относится к числу добрых, но слабых, безвольных людей.
Детскость, простодушие, «невинность» придают Алеше своеобразное обаяние и отчасти даже роднят его
образ с Алешей Карамазовым. В противоположность отцу Алеша не является сознательным носителем
зла, однако его бездумный эгоизм, легкомыслие, безответственность в поступках объективно
содействуют злу. Рисуя мир «униженных и оскорбленных», Достоевский не идеализирует внутренних
«Униженные…» - это первый большой роман Достоевского после каторги. В нем отразилась идейно-художественная эволюция писателя, вынесшего из Сибири убеждение о трагической оторванности передовой русской интеллигенции от «почвы». Иван Петрович изображен как литератор школы Белинского и идейный единомышленник критика. О внутренней связи между «Бедными людьми» и «Униженными…» свидетельствует своеобразная перекличка заглавий романов. Эпитет «бедные» многозначен. «Бедные» - это и люди несчастные, обездоленные, униженные и тем самым вызывающие к себе сочувствие и сострадание. «Бедные», «униженные», «оскорбленные» - синонимы. Валковский способен испытывать к обездоленному «маленькому человеку» лишь чувство высокомерия, презрения. Образ Ивана Петровича напоминает Мечтателя из «Белых ночей». Описываемые в романе события происходят в Петербурге. Писатель стремился к точному воспроизведению топографии северной столицы. Вознесенский проспект, Большая Морская, Гороховая, Шестая линия Васильевского острова, Литейный проспект, Фонтанка, Семеновский, Вознесенский, Торговый мосты – все это исторически конкретные приметы Петербурга, который изображен со всеми противоречиями и контрастами. Адреса героев «Униженных…» повторяют адреса героев некоторых ранних произведений Достоевского и во многом предвосхищают топографию больших петербургских романов писателя. Здесь самый главный князь Ротшильд, символизирующий власть денег. Мотив призрачности, миражности Петербурга, возникший еще в «Слабом сердце» и в «Петербургских сновидениях…», вновь появляется в «Униженных…». Герои романа живут в самом «отвлеченном и умышленном городе», среди «груды мертвых камней», где даже солнце какое-то не настоящее, а тусклое, неживое, чувствуют себя обреченными на гибель и тоскуют по природе, голубому небу, яркому солнцу. В «Петербургских сновидениях…» Достоевский выражает желание «обратиться в Эжена Сю, чтобы описывать петербургские тайны». Это желание Достоевский осуществил в «Униженных и оскорбленных». При изображении «петербургских тайн» Достоевский сознательно ориентировался на знаменитый роман Э.Сю «Парижские тайны», предоставлявший ему богатые фабульные возможности, а также использовал традиции «физиологического очерка» русской натуральной школы. В этом плане роман «Униженные…» предвосхищает известный роман знаменитый Крестовского «Петербургские трущобы». История Нелли позволила Достоевскому изобразить петербургские трущобы и притоны с их обитателями, жизнь городского социального «дна», где господствуют нищета, болезни, пороки, преступления. «Маленький человек», затерявшийся в этом страшном мире, обречен на нищету, позор, физическую и нравственную гибель. «Мрачная это была история» - характеризует Иван Петрович судьбу Нелли. «Одна из тех мрачных и мучительных историй, которые так часто и неприметно, почти таинственно сбываются под тяжелым петербургским небом, в темных, потаенных закоулках огромного города, среди взбалмошного кипения жизни, тупого эгоизма, сталкивающихся интересов, угрюмого разврата, сокровенных преступлений, среди всего этого кромешного ада бессмысленной и ненормальной жизни…» Не менее трагичны судьбы и других героев романа, «униженных и оскорбленных». Гибнут ограбленные и обманутые Валковским мать и дедушка Нелли; несчастья обрушились на семью Ихменевых, разоренную и опозоренную тем же Валковским; разрушилась личная жизнь и литературные планы Ивана Петровича. Всесильное и торжествующее зло представлено в романе князем Валковским, по меткому замечанию Н.Добролюбова, «душа совсем вынута». Князь Валковский – теоретик и практик откровенного, цинического, хищнического эгоизма и индивидуализма. К этой зловещей фигуре тянутся все сюжетные линии романа. Он причина несчастий и страданий «униженных и оскорбленных». Валковский – новый для писателя тип, это герой-идеолог, литературный предшественник Свидригайлова, Ставрогина. Проповедь идей крайнего индивидуализма, откровенное обожествление собственного «я». Князь декларирует: «Все для меня, и весь мир для меня создан. Я, например, уже давно освободил себя от всех пут и даже обязанностей… Люби самого себя –вот одно правило, которое я признаю». Достоевский не только глубоко и всесторонне исследует природу крайнего индивидуализма и эгоизма человеческой личности, но и ищет пути их преодоления. Деньги для Валковского – главный двигатель и вершитель человеческих судеб. Князь стремится наслаждаться жизнью, к которой он относится потребительски. «Жизнь – коммерческая сделка», - утверждает князь Валковский в беседе с Иваном Петровичем. Если Валковский принадлежит «хищническому типу», то сын его Алеша относится к числу добрых, но слабых, безвольных людей. Детскость, простодушие, «невинность» придают Алеше своеобразное обаяние и отчасти даже роднят его образ с Алешей Карамазовым. В противоположность отцу Алеша не является сознательным носителем зла, однако его бездумный эгоизм, легкомыслие, безответственность в поступках объективно содействуют злу. Рисуя мир «униженных и оскорбленных», Достоевский не идеализирует внутренних 17
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 14
- 15
- 16
- 17
- 18
- …
- следующая ›
- последняя »