История русской литературы. Ч.3. Полещук Л.З. - 15 стр.

UptoLike

Составители: 

16
между дворянством и народом, размышления о ее причинах. Одна из основных художественных идей
«Записок…» - стремление Достоевского в каждом из обитателей острога «откопать человека», по
собственному выражению писателя, выявить ценность и неповторимость его человеческой
индивидуальности, которую не смогли убить жестокость и обезличивающее влияние каторги.
Достоевский подчеркивает трудолюбие и мастерство людей из народа. Это люди талантливые,
преимущественно грамотные. Персонажи «Записок…» одновременно и яркие индивидуальности и
типы; каждый из них воплощает определенную авторскую мысль. Газинполное извращение «природы
человеческой», «исполинский паук с человека величиной»; Петров, метко названный Шкловским
революционером в потенции, привлекает душевной чистотой, прямотой, искренностью, смелостью,
дерзостью. Петроводин из самых решительных арестантов во всей каторге: «… этот Петров был тот
самый, который хотел убить плац-майора, когда его позвали к наказанию». Глава «Претензия» - Петров
первый выходит на претензию, ясно выражает свое отношение к дворянству. Но Достоевский обвиняет
Петрова за безрассудность, не видит применения его силам и считает лиц, подобных ему, обреченными
на гибель.
Тема «чистого сердца», естественного добра воплощена в образе вдовы Настасьи Ивановны
это человек с бесконечным желанием «сделать для вас «непременно что-нибудь приятное», старик
старообрядец и гордая и сильная духом Акулька. Эти образы очень важны для понимания
мировоззрения Достоевского периода каторги. В них намечен тот нравственный идеал, который он
разовьет в своих позднейших произведениях: черты Мышкина и Алеши Карамазова. Наблюдая
каторжный народ, Достоевский пристально вглядывается в его отношение к религии. Особенно
характерна глава «Праздник рождества Христова», сцены великопостной службы и Святой недели. В
«Записках…» писатель не ставил проблему личного христианства, проблему Бога. В остроге лишь
старик старообрядец да «зачитавшийся Библией арестант», который «выдумал себе исход в
добровольном, почти искусственном мученичестве», живут внутренней, своей собственной религиозной
идеей. Старик старообрядец был осужден за поджог церкви.
«Униженные и оскорбленные»
Впервые роман опубликован в журнале «Время» (1861г.). Роман имел подзаголовок «Из записок
неудавшегося литератора». С посвящением брату М.Достоевскому. Возникновение замысла, очевидно,
следует отнести к 1857 году. Достоевский из Семипалатинска сообщал брату Михаилу о намерении
написать роман из «петербургского быта вроде «Бедных людей», а мысль еще лучше «Бедных людей».
После переезда в Петербург весной 1860 года Достоевский приступил к работе над романом: «Хочу
написать хорошо, чувствую, что в нем есть поэзия, знаю, что от удачи его зависит вся моя литературная
карьера».
Повествование в «Униженных…» ведется от первого лица. Иван Петровичначинающий
бедный петербургский литератор, разночинец, является одновременно рассказчиком и действующим
лицом романа. Образ носит отчасти автобиографический характер. Рассказ о литературном дебюте
Ивана Петровича, восторженная оценка его первого романа «критиком Б.», взаимоотношения молодого
писателя с его «антрепренером» (издателем) – эти и некоторые другие факты восходят к биографии
молодого Достоевского. Неожиданный и необъясненный в романе крах (после удачного дебюта)
литературных надежд Ивана Петровича. В романе «Униженные и оскорбленные» Достоевский отказался
от соблюдения строгого хронологического принципа, характерного для его последующих сочинений.
Хронология романа, как неоднократно отмечали исследователи, сбивчива, а исторический фон, на
котором совершаются события, условен. Действие романа происходит в течение полутора лет, однако
его начало приурочено к середине 40-х годов, а в дальнейшем в романе упоминаются события и факты
исторической, общественной и литературной жизни России вплоть до конца 1850-х годов.
Ироническое описание кружка «передовой молодежи», собирающейся по средам у «Левеньки и
Бореньки» (сами эти имена вызывают в памяти Левона и Бореньку, друзей Репетилова в комедии «Горе
от ума»). Достоевский преднамеренно смещает хронологические границы и сближает различные эпохи.
В кружке Левеньки и Бореньки обсуждались проблемы отвлеченного философского характера. Споры
Алешиных друзей «по поводу современных вопросов»: «Мы говорим о гласности, о начинающихся
реформах, о любви к человечеству, о современных деятелях» - были характерны для разночинно-
демократической среды конца 1850-хначала 1860-х годов. Смешение хронологии позволило
Достоевскому создать произведение с более широким, чем предполагалось первоначально, охватом
частной и общественной жизни России той эпохи.
между дворянством и народом, размышления о ее причинах. Одна из основных художественных идей
«Записок…» - стремление Достоевского в каждом из обитателей острога «откопать человека», по
собственному выражению писателя, выявить ценность и неповторимость его человеческой
индивидуальности, которую не смогли убить жестокость и обезличивающее влияние каторги.
Достоевский подчеркивает трудолюбие и мастерство людей из народа. Это люди талантливые,
преимущественно грамотные. Персонажи «Записок…» одновременно и яркие индивидуальности и
типы; каждый из них воплощает определенную авторскую мысль. Газин – полное извращение «природы
человеческой», «исполинский паук с человека величиной»; Петров, метко названный Шкловским
революционером в потенции, привлекает душевной чистотой, прямотой, искренностью, смелостью,
дерзостью. Петров –один из самых решительных арестантов во всей каторге: «… этот Петров был тот
самый, который хотел убить плац-майора, когда его позвали к наказанию». Глава «Претензия» - Петров
первый выходит на претензию, ясно выражает свое отношение к дворянству. Но Достоевский обвиняет
Петрова за безрассудность, не видит применения его силам и считает лиц, подобных ему, обреченными
на гибель.
       Тема «чистого сердца», естественного добра воплощена в образе вдовы Настасьи Ивановны –
это человек с бесконечным желанием «сделать для вас «непременно что-нибудь приятное», старик
старообрядец и гордая и сильная духом Акулька. Эти образы очень важны для понимания
мировоззрения Достоевского периода каторги. В них намечен тот нравственный идеал, который он
разовьет в своих позднейших произведениях: черты Мышкина и Алеши Карамазова. Наблюдая
каторжный народ, Достоевский пристально вглядывается в его отношение к религии. Особенно
характерна глава «Праздник рождества Христова», сцены великопостной службы и Святой недели. В
«Записках…» писатель не ставил проблему личного христианства, проблему Бога. В остроге лишь
старик старообрядец да «зачитавшийся Библией арестант», который «выдумал себе исход в
добровольном, почти искусственном мученичестве», живут внутренней, своей собственной религиозной
идеей. Старик старообрядец был осужден за поджог церкви.


                               «Униженные и оскорбленные»
       Впервые роман опубликован в журнале «Время» (1861г.). Роман имел подзаголовок «Из записок
неудавшегося литератора». С посвящением брату М.Достоевскому. Возникновение замысла, очевидно,
следует отнести к 1857 году. Достоевский из Семипалатинска сообщал брату Михаилу о намерении
написать роман из «петербургского быта вроде «Бедных людей», а мысль еще лучше «Бедных людей».
После переезда в Петербург весной 1860 года Достоевский приступил к работе над романом: «Хочу
написать хорошо, чувствую, что в нем есть поэзия, знаю, что от удачи его зависит вся моя литературная
карьера».
       Повествование в «Униженных…» ведется от первого лица. Иван Петрович – начинающий
бедный петербургский литератор, разночинец, является одновременно рассказчиком и действующим
лицом романа. Образ носит отчасти автобиографический характер. Рассказ о литературном дебюте
Ивана Петровича, восторженная оценка его первого романа «критиком Б.», взаимоотношения молодого
писателя с его «антрепренером» (издателем) – эти и некоторые другие факты восходят к биографии
молодого Достоевского. Неожиданный и необъясненный в романе крах (после удачного дебюта)
литературных надежд Ивана Петровича. В романе «Униженные и оскорбленные» Достоевский отказался
от соблюдения строгого хронологического принципа, характерного для его последующих сочинений.
Хронология романа, как неоднократно отмечали исследователи, сбивчива, а исторический фон, на
котором совершаются события, условен. Действие романа происходит в течение полутора лет, однако
его начало приурочено к середине 40-х годов, а в дальнейшем в романе упоминаются события и факты
исторической, общественной и литературной жизни России вплоть до конца 1850-х годов.
       Ироническое описание кружка «передовой молодежи», собирающейся по средам у «Левеньки и
Бореньки» (сами эти имена вызывают в памяти Левона и Бореньку, друзей Репетилова в комедии «Горе
от ума»). Достоевский преднамеренно смещает хронологические границы и сближает различные эпохи.
В кружке Левеньки и Бореньки обсуждались проблемы отвлеченного философского характера. Споры
Алешиных друзей «по поводу современных вопросов»: «Мы говорим о гласности, о начинающихся
реформах, о любви к человечеству, о современных деятелях» - были характерны для разночинно-
демократической среды конца 1850-х – начала 1860-х годов. Смешение хронологии позволило
Достоевскому создать произведение с более широким, чем предполагалось первоначально, охватом
частной и общественной жизни России той эпохи.


                                                 16