ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
18
возможностей своих героев. Это не только хорошие, благородные, несчастные и страдающие люди,
достойные любви и участия, они в то же время нравственно больны, ущербны, потому что постоянное
оскорбление человеческого достоинства не проходит безнаказанно, но калечит душу человека,
озлобляет его.
Проблему эгоизма в ее религиозно-этическом, философском и социальном аспектах,
занимающую центральное место в романе, Достоевский исследует всесторонне. Эгоизм в его
разнообразных видах и проявлениях является большим социальным злом, источником «неблагообразия»
мира и человеческих отношений. Эгоизм разъединяет, разобщает даже самых близких, дорогих друг
другу людей (семья Ихменевых), препятствует их человеческому взаимопониманию и единению.
Характерен ранний интерес писателя к этой проблеме: в кругу петрашевцев молодой Достоевский,
согласно показаниям Следственной комиссии, делал сообщение на тему: «О личности и эгоизме».
Валковский – носитель самого страшного, хищнического, цинического, волчьего эгоизма. Алеша
Валковский и Катя представляют в романе эгоизм наивный, непосредственный. Наташе присущ эгоизм
больной, исключительной, жертвенной любви к недостойному избраннику, делающей ее глухой к
страданиям близких людей (родителей, Ивана Петровича). Ей, как и Нелли. В высшей степени свойстве
эгоизм страдания, в котором она гордо и ожесточенно замыкается: «Мне показалось, что она сама
нарочно растравляет свою рану, чувствуя в этом какую-то потребность, потребность отчаяния,
страданий…» Эгоизм страдания характерен и для старика Ихменева. Нелли, по проницательному
замечанию Ивана Петровича, «как бы нарочно старалась растравлять свою рану этой таинственностью,
этой недоверчивостью ко всем нам, точно она наслаждалась сама своей болью, этим эгоизмом
страдания, если можно так выразиться…»
Страдание оказывает на людей различное действие: очищает, смягчает одних, делая чуткими к
чужой беде; ожесточает, озлобляет других. Герои романа за редким исключением не могут испытать
очистительной силы страдания, эти гордые и возвышенные «шиллеровские натуры» не желают
поступиться своим нравственным максимализмом, они не умеют и не хотят прощать обиды. Нелли,
которая так жаждет любви и прощения, которая из Евангелия знает, что «Христос сказал: любите друг
друга и прощайте обиды, сама не способна прощать». Она умирает непримиренная, проклиная своего
отца князя Валковского, как прокляла его же, умирая ее мать, в свою очередь тоже проклятая отцом,
стариком Смитом. Выход из заколдованного круга ожесточенного страдания, безысходного отчаяния и
гордого одиночества, по мысли писателя, лишь один – в милосердии, любви, прощении и забвении обид.
Достоевский напоминает о вечных христианских истинах. Старик Ихменев, потрясенный трагической
историей матери Нелли, наконец, прозревает и находит в себе силы простить Наташу. Это он
трогательно и наивно выражает идею о своеобразном духовном братстве всех «униженных и
оскорбленных»: «О! Пусть мы униженные, пусть мы оскорбленные, но мы опять вместе, и пусть, пусть
теперь торжествуют эти гордые и надменные, унизившие и оскорбившие нас! Пусть они бросят в нас
камень… Мы пойдем рука в руку…»
Неоднократно отмечалось, что «Униженные и оскорбленные» - самый книжный, самый
«литературный» роман Достоевского; он связан многообразными связями с традициями русской
литературы (Грибоедов, Пушкин, Гоголь, «физиологический очерк»). Традиционны сопоставления
Нелли с героинями Гете и Диккенса. Сюжетные, идейные, характерологические параллели усматривают
ученые между драмами Шиллера и романом Достоевского. Имя Шиллера нередко упоминается в
романе, является символом высокого и бескомпромиссного идеализма, постоянно подвергающегося со
стороны циника Валковского злобному осмеянию, издевательству. Для Валковского «шиллеровская
натура» - синоним мечтательства и прекраснодушия. «Униженные и оскорбленные» - во многом
переходное в творчестве Достоевского произведение. Это первый опыт «идеологического романа».
Юную Нелли роднит с Настасьей Филипповной не только гордость, благородство, но и ожесточение,
неумение прощать, своеобразный «эгоизм страдания».
Преступление и наказание (1866)
Годы 1864-1865-й были для Достоевского временем «перелома его жизни надвое», как он писал
в одном письме. В 1864 году умерла первая жена писателя, Марья Исаева, в июле того же года
неожиданно скончался любимый брат и верный друг Михаил; в начале 1865 года прекратил свое
существование его второй журнал «Эпоха». В марте-апреле 1865 года Достоевский пишет Врангелю:
«… И вот я остался вдруг один, и стало мне просто страшно. Вся жизнь переломилась разом надвое». А
еще через несколько месяцев Достоевский начал писать роман «Преступление и наказание», началась
его новая и большая жизнь. Страхов писал: «Отсюда начинается лучшая половина его жизни». В 1865-м
возможностей своих героев. Это не только хорошие, благородные, несчастные и страдающие люди, достойные любви и участия, они в то же время нравственно больны, ущербны, потому что постоянное оскорбление человеческого достоинства не проходит безнаказанно, но калечит душу человека, озлобляет его. Проблему эгоизма в ее религиозно-этическом, философском и социальном аспектах, занимающую центральное место в романе, Достоевский исследует всесторонне. Эгоизм в его разнообразных видах и проявлениях является большим социальным злом, источником «неблагообразия» мира и человеческих отношений. Эгоизм разъединяет, разобщает даже самых близких, дорогих друг другу людей (семья Ихменевых), препятствует их человеческому взаимопониманию и единению. Характерен ранний интерес писателя к этой проблеме: в кругу петрашевцев молодой Достоевский, согласно показаниям Следственной комиссии, делал сообщение на тему: «О личности и эгоизме». Валковский – носитель самого страшного, хищнического, цинического, волчьего эгоизма. Алеша Валковский и Катя представляют в романе эгоизм наивный, непосредственный. Наташе присущ эгоизм больной, исключительной, жертвенной любви к недостойному избраннику, делающей ее глухой к страданиям близких людей (родителей, Ивана Петровича). Ей, как и Нелли. В высшей степени свойстве эгоизм страдания, в котором она гордо и ожесточенно замыкается: «Мне показалось, что она сама нарочно растравляет свою рану, чувствуя в этом какую-то потребность, потребность отчаяния, страданий…» Эгоизм страдания характерен и для старика Ихменева. Нелли, по проницательному замечанию Ивана Петровича, «как бы нарочно старалась растравлять свою рану этой таинственностью, этой недоверчивостью ко всем нам, точно она наслаждалась сама своей болью, этим эгоизмом страдания, если можно так выразиться…» Страдание оказывает на людей различное действие: очищает, смягчает одних, делая чуткими к чужой беде; ожесточает, озлобляет других. Герои романа за редким исключением не могут испытать очистительной силы страдания, эти гордые и возвышенные «шиллеровские натуры» не желают поступиться своим нравственным максимализмом, они не умеют и не хотят прощать обиды. Нелли, которая так жаждет любви и прощения, которая из Евангелия знает, что «Христос сказал: любите друг друга и прощайте обиды, сама не способна прощать». Она умирает непримиренная, проклиная своего отца князя Валковского, как прокляла его же, умирая ее мать, в свою очередь тоже проклятая отцом, стариком Смитом. Выход из заколдованного круга ожесточенного страдания, безысходного отчаяния и гордого одиночества, по мысли писателя, лишь один – в милосердии, любви, прощении и забвении обид. Достоевский напоминает о вечных христианских истинах. Старик Ихменев, потрясенный трагической историей матери Нелли, наконец, прозревает и находит в себе силы простить Наташу. Это он трогательно и наивно выражает идею о своеобразном духовном братстве всех «униженных и оскорбленных»: «О! Пусть мы униженные, пусть мы оскорбленные, но мы опять вместе, и пусть, пусть теперь торжествуют эти гордые и надменные, унизившие и оскорбившие нас! Пусть они бросят в нас камень… Мы пойдем рука в руку…» Неоднократно отмечалось, что «Униженные и оскорбленные» - самый книжный, самый «литературный» роман Достоевского; он связан многообразными связями с традициями русской литературы (Грибоедов, Пушкин, Гоголь, «физиологический очерк»). Традиционны сопоставления Нелли с героинями Гете и Диккенса. Сюжетные, идейные, характерологические параллели усматривают ученые между драмами Шиллера и романом Достоевского. Имя Шиллера нередко упоминается в романе, является символом высокого и бескомпромиссного идеализма, постоянно подвергающегося со стороны циника Валковского злобному осмеянию, издевательству. Для Валковского «шиллеровская натура» - синоним мечтательства и прекраснодушия. «Униженные и оскорбленные» - во многом переходное в творчестве Достоевского произведение. Это первый опыт «идеологического романа». Юную Нелли роднит с Настасьей Филипповной не только гордость, благородство, но и ожесточение, неумение прощать, своеобразный «эгоизм страдания». Преступление и наказание (1866) Годы 1864-1865-й были для Достоевского временем «перелома его жизни надвое», как он писал в одном письме. В 1864 году умерла первая жена писателя, Марья Исаева, в июле того же года неожиданно скончался любимый брат и верный друг Михаил; в начале 1865 года прекратил свое существование его второй журнал «Эпоха». В марте-апреле 1865 года Достоевский пишет Врангелю: «… И вот я остался вдруг один, и стало мне просто страшно. Вся жизнь переломилась разом надвое». А еще через несколько месяцев Достоевский начал писать роман «Преступление и наказание», началась его новая и большая жизнь. Страхов писал: «Отсюда начинается лучшая половина его жизни». В 1865-м 18
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 15
- 16
- 17
- 18
- 19
- …
- следующая ›
- последняя »