История русской литературы. Ч.3. Полещук Л.З. - 14 стр.

UptoLike

Составители: 

15
Горянчикове. Он говорит о свидании в Сибири с декабристками, о получении от них Евангелия,
единственной книги, позволенной в остроге, о встрече с «давнишними школьными товарищами», о
чтении книг. А.Г.Достоевская в примечаниях к «Запискам…» по поводу копеечки, полученной
Достоевским на каторге «Христа ради», пишет: «Личное воспоминание Федора Михайловича. Он
несколько раз говорил про эту копеечку и жалел, что не удалось ее сохранить». «Записки…» насыщены
философскими размышлениями, волновавшими писателя в этот период. Мысли автора, наблюдения его
тоньше и умнее мыслей Горянчикова. Горянчиков определил установку Достоевского на внемемуарный,
беллетристический жанр.
«Записки из Мертвого дома» впервые в творчестве писателя ставят вопросы о причинах
преступления, исследуют психологию преступникатемы, которые займут столь важное место в
романах и повестях позднейшего Достоевского. В 1840-х годах вопрос о причинах преступности
интересовал писателя чисто теоретически в связи с тогдашними социальными учениями. В системе
общественно-политических и философских воззрений петрашевцев вопрос о побудительных причинах
преступлений связывался с их общими взглядами на природу человека, в чем петрашевцы следовали за
социалистами-утопистами: Оуэном, Фурье, Консидераном, Кабэ. Они смотрели на преступление не как
на злую волю преступника, а как на последствие социального устройства мира. Вступая в каторгу,
Достоевский находился также под воздействием традиции европейских романтиков: Нодье, Ж.Санд,
В.Гюго, обращавшихся к анализу преступных душ. Но каторга, давшая обильный реальный материал,
помогла писателю выработать свой взгляд на природу преступлений. Главные объективные причины
преступлений Достоевский видел в несовершенстве общественных условий, в конфликте между
личностью и обществом. Хотя для Достоевского этого периода характерно объяснение вины
преступника объективными обстоятельствами, уже в «Записках…» звучит недоверие к «теории среды».
Эта точка зрения, выдвинутая французскими материалистами, приводит, как пишет Достоевский, к
тому, «что чуть ли не придется оправдать самого преступника». Впоследствии «философия среды»,
взаимоотношения между личностью и обществом будут особенно интересовать его. Эти темы прозвучат
и в романах, и в публицистических статьях, где Достоевский вступит в полемику со сторонниками
«теории среды». Достоевский противопоставит им идею нравственной ответственности личности. Автор
всматривается в толпу разбойников и убийц: «Люди везде люди. И в каторге между разбойниками я, в
четыре года, отличил наконец людей», - писал Достоевский в письме брату. Глава «Представление»
опровергает мысль о природной, биологической предрасположенности человека к преступлению. Он
«несчастный», как называет преступника народ, а не прирожденный злодей и убийца. Позволили людям
жить не «по-острожному» - и человек нравственно меняется.
Во второй части книги возникает и тема наказания. В «Записках…» наказание понимается
только как внешнее, юридическое, а не внутреннее, нравственное наказание. Писателя волнует
жестокость, бессмысленность наказания, вопрос о соразмерности наказания и вины преступника. Мотив
добровольного страдания, идущий из раскола, также впервые звучит в «Записках…»: в рассказах о
старике-старообрядце, у которого «было свое спасение, свой выход: молитва и идея о мученичестве», и
об арестанте, начитавшемся Библии и решившем убить майора, чтобы найти «себе исход в
добровольном, почти искусственном мученичестве». Одно из основных требований «бегунов» -
«принять страдание».
Рассказчик «Записок…» стремится проникнуть в психологию не только жертвы, но и палача,
задается вопросом о возникновении палачества. Оно трактуется писателем в этико-философском
смысле. «Свойства палача в зародыше находятся почти в каждом современном человек», - утверждал
Достоевский. Писатель рассматривает два рода палачей: подневольных и добровольных. И плац-майор,
ставший палачом по велению «закона», как ярый его блюститель, и экзекутор Жеребятников, своего
рода «утонченный гастроном в исполнительном деле» - оба являются подтверждением того, что палачом
делаются. Достоевский заключает: «Трудно представить, до чего можно исказить природу
человеческую».
Тема «воли» возникает в первой главе «Записок». Она переплетается с темой денег. Без денег
нет могущества и свободы. Размышления об этом Достоевский продолжит в «Зимних заметках о летних
впечатлениях» («Дает ли свобода каждому по миллиону? Нет. Что такое человек без миллиона?…»).
Романтизация воли, которая кажется обитателям острога вольнее, чем есть на самом деле, приводит к
побегам, бродяжничеству. Напоминанием о порыве к свободе, живущем в душе каждого арестанта,
являются главы «Каторжные животные» и «Летняя пора». «А от чего же этот же счастливец рад бы хоть
сейчас же бежать и бродяжничать он знает это (трудности бродяжничества) и все-таки бежит из
острога от тепла и хлебаЧто хлеб! Хлеб едят, чтобы жить, а жизни-то нетРазъединение дворянства
и вообще образованного человека с народомодин из лейтмотивов «Записок…». Осознание пропасти
Горянчикове. Он говорит о свидании в Сибири с декабристками, о получении от них Евангелия,
единственной книги, позволенной в остроге, о встрече с «давнишними школьными товарищами», о
чтении книг. А.Г.Достоевская в примечаниях к «Запискам…» по поводу копеечки, полученной
Достоевским на каторге «Христа ради», пишет: «Личное воспоминание Федора Михайловича. Он
несколько раз говорил про эту копеечку и жалел, что не удалось ее сохранить». «Записки…» насыщены
философскими размышлениями, волновавшими писателя в этот период. Мысли автора, наблюдения его
тоньше и умнее мыслей Горянчикова. Горянчиков определил установку Достоевского на внемемуарный,
беллетристический жанр.
       «Записки из Мертвого дома» впервые в творчестве писателя ставят вопросы о причинах
преступления, исследуют психологию преступника – темы, которые займут столь важное место в
романах и повестях позднейшего Достоевского. В 1840-х годах вопрос о причинах преступности
интересовал писателя чисто теоретически в связи с тогдашними социальными учениями. В системе
общественно-политических и философских воззрений петрашевцев вопрос о побудительных причинах
преступлений связывался с их общими взглядами на природу человека, в чем петрашевцы следовали за
социалистами-утопистами: Оуэном, Фурье, Консидераном, Кабэ. Они смотрели на преступление не как
на злую волю преступника, а как на последствие социального устройства мира. Вступая в каторгу,
Достоевский находился также под воздействием традиции европейских романтиков: Нодье, Ж.Санд,
В.Гюго, обращавшихся к анализу преступных душ. Но каторга, давшая обильный реальный материал,
помогла писателю выработать свой взгляд на природу преступлений. Главные объективные причины
преступлений Достоевский видел в несовершенстве общественных условий, в конфликте между
личностью и обществом. Хотя для Достоевского этого периода характерно объяснение вины
преступника объективными обстоятельствами, уже в «Записках…» звучит недоверие к «теории среды».
Эта точка зрения, выдвинутая французскими материалистами, приводит, как пишет Достоевский, к
тому, «что чуть ли не придется оправдать самого преступника». Впоследствии «философия среды»,
взаимоотношения между личностью и обществом будут особенно интересовать его. Эти темы прозвучат
и в романах, и в публицистических статьях, где Достоевский вступит в полемику со сторонниками
«теории среды». Достоевский противопоставит им идею нравственной ответственности личности. Автор
всматривается в толпу разбойников и убийц: «Люди везде люди. И в каторге между разбойниками я, в
четыре года, отличил наконец людей», - писал Достоевский в письме брату. Глава «Представление»
опровергает мысль о природной, биологической предрасположенности человека к преступлению. Он –
«несчастный», как называет преступника народ, а не прирожденный злодей и убийца. Позволили людям
жить не «по-острожному» - и человек нравственно меняется.
       Во второй части книги возникает и тема наказания. В «Записках…» наказание понимается
только как внешнее, юридическое, а не внутреннее, нравственное наказание. Писателя волнует
жестокость, бессмысленность наказания, вопрос о соразмерности наказания и вины преступника. Мотив
добровольного страдания, идущий из раскола, также впервые звучит в «Записках…»: в рассказах о
старике-старообрядце, у которого «было свое спасение, свой выход: молитва и идея о мученичестве», и
об арестанте, начитавшемся Библии и решившем убить майора, чтобы найти «себе исход в
добровольном, почти искусственном мученичестве». Одно из основных требований «бегунов» -
«принять страдание».
       Рассказчик «Записок…» стремится проникнуть в психологию не только жертвы, но и палача,
задается вопросом о возникновении палачества. Оно трактуется писателем в этико-философском
смысле. «Свойства палача в зародыше находятся почти в каждом современном человек», - утверждал
Достоевский. Писатель рассматривает два рода палачей: подневольных и добровольных. И плац-майор,
ставший палачом по велению «закона», как ярый его блюститель, и экзекутор Жеребятников, своего
рода «утонченный гастроном в исполнительном деле» - оба являются подтверждением того, что палачом
делаются. Достоевский заключает: «Трудно представить, до чего можно исказить природу
человеческую».
       Тема «воли» возникает в первой главе «Записок». Она переплетается с темой денег. Без денег
нет могущества и свободы. Размышления об этом Достоевский продолжит в «Зимних заметках о летних
впечатлениях» («Дает ли свобода каждому по миллиону? Нет. Что такое человек без миллиона?…»).
Романтизация воли, которая кажется обитателям острога вольнее, чем есть на самом деле, приводит к
побегам, бродяжничеству. Напоминанием о порыве к свободе, живущем в душе каждого арестанта,
являются главы «Каторжные животные» и «Летняя пора». «А от чего же этот же счастливец рад бы хоть
сейчас же бежать и бродяжничать… он знает это (трудности бродяжничества) и все-таки бежит из
острога от тепла и хлеба… Что хлеб! Хлеб едят, чтобы жить, а жизни-то нет!» Разъединение дворянства
и вообще образованного человека с народом – один из лейтмотивов «Записок…». Осознание пропасти

                                                15