История русской литературы. Ч.1. Полещук Л.З. - 6 стр.

UptoLike

Составители: 

6
демонстрируя знание избранного вопроса; при ответе важно всесторонне продемонстрировать
профессиональные навыки.
Общая характеристика общественной и литературной жизни России
(1801-1815гг.). Своеобразие русского романтизма
Начало XIX века – «золотой век» русской литературы, все более значительное в русской
литературе уходит своими «корнями» в «золотой век»; это период интереснейших исторических
событий, которые предопределили историю русского общества, русского государства:
государственный переворот, смена правителей в 1801 году, эпоха «наполеоновских войн» (1805-
1807), Отечественная война 1812 года, дворянский мятеж 1825 года на Сенатской площади. Век XIX
начинался с нового царствования: в 1801 году на русский престол вступил Александр I. Александр I,
молодой, двадцатичетырехлетний, воспитанный на идеалах французского Просвещения
(воспитанием Александра занимался швейцарец Лагарп), представлял разительный контраст с
Павлом I. Воодушевление в дворянских кругах было всеобщим, по воспоминаниям современников,
люди целовались на улицах и поздравляли друг друга, хорошим считалось уже то, что «можно было
не бояться бояться», как при Павле, можно было надеяться на лучшее, можно было даже подавать
государю проекты об освобождении крестьян, об учреждении Конституции. Все были «без ума» от
Александра, поэты хором слагали в его честь мадригалы и оды. Это было «дней Александровых
прекрасное начало». Дух новых веяний проникал повсюду, будоражил умы. Александр I, любимец
бабушкиЕкатерины Великой, поддерживал ее политический курс, защищал права дворянства.
Екатерина II подарила русскому дворянству безграничную власть над крестьянами. Александра I
воспитывал эмигрант швейцарец Лагарппредставитель либерального и республиканского
направления. Лагарп воспитывал Александра на началах правды и справедливости, глубокого
уважения к человеческому достоинству. Еще в юные годы вокруг будущего царя образовался тесный
круг лиц (Кочубей, Строганов, Новосильцев, Чарторыйский), воспитанных на просветительской
литературе XVIII века, в высшей степени честных, не домогавшихся для себя лично никаких выгод,
жаждущих служить на пользу Отечества. Все они видели отсталость России и жаждали
прогрессивных преобразований.
Александр I – государь, стоящий на позициях Просвещения, вступил на престол в результате
дворцового переворота: 11 марта 1801 года в Михайловском замке был удушен Павел I. Павел I –
личность сложная и противоречивая, в Европе его называли «русским Гамлетом», был рыцарем
Мальтийского Ордена, он многое изменил в политике, урезал права дворянства, чем вызвал
ненависть дворянской элиты. Эпоха Павла I – противоречивая, темная: он возвратил из ссылки
политических изгнанниковРадищева, Новикова, масонов; издал многие указы, облегчающие жизнь
крестьянства, начал реформирование армии. Казалось, эти благие намерения должны были
поддерживаться. Ю.Тынянов посвятил этому периоду русской культуры книгу «Поручик Киже», в
ней Павел I предстает как необузданный самодур, который не может быть политическим деятелем,
так как его решения менялись в течение часа. По Тынянову, Павлом правит настроение, а не трезвая,
холодная, политическая расчетливость. При Павле I было изъято из русского словаря то, что
напоминало Французскую революцию, употребление этих слов каралось даже казнью, были закрыты
многие журналы и учебные заведения, как не внушающие доверия правительствувсе это приводило
к тому, что дворянская элита воспринимала Павла как мракобеса, как личность психически
неустойчивую. В то же время в настоящее время появляются работы, которые «проливают свет» на
темные события того времени. Ведь одновременно Павел I заложил ряд реформ, над которыми будут
размышлять правительственные круги в течение полувека. Дм.Мережковский посвятил Павлу I
одноименную драму «Павел Первый», в которой русский царь представлен мистиком,
предугадывающим собственную трагическую кончину: Павел непрестанно жаловался на тесные
воротнички, которые, как ему казалось, «душили его», а накануне заговора, в последний вечер своей
жизни, Павел, взглянув в зеркало и видя в нем свое отражение, произнес, что «зеркало странно», так
как в нем «шея как будто свернута». Д.Мережковский в романе «Александрпишет о том, что
Александр в свои зрелые годы, на закате правления, испытывает муки совести по убиенному отцу, а
день 11 мартаэто страшный для него день; смерть же своих малолетних детей Александр
воспринимает как кару, ниспосланную ему свыше за убиенного отца. По легенде, Александр I бежал
с русского престола, не выдержав его тягот, не выдержав бремени власти, стал странником и умер
под именем странника Федора Кузьмича. В романе Мережковский пишет о том, как русский царь
мечтает оставить престол, как он желает стать странником, удалившись от всех мирских дел, от
демонстрируя знание избранного вопроса; при ответе важно всесторонне продемонстрировать
профессиональные навыки.

Общая характеристика общественной и литературной жизни России
        (1801-1815гг.). Своеобразие русского романтизма
        Начало XIX века – «золотой век» русской литературы, все более значительное в русской
литературе уходит своими «корнями» в «золотой век»; это период интереснейших исторических
событий, которые предопределили историю русского общества, русского государства:
государственный переворот, смена правителей в 1801 году, эпоха «наполеоновских войн» (1805-
1807), Отечественная война 1812 года, дворянский мятеж 1825 года на Сенатской площади. Век XIX
начинался с нового царствования: в 1801 году на русский престол вступил Александр I. Александр I,
молодой, двадцатичетырехлетний, воспитанный на идеалах французского Просвещения
(воспитанием Александра занимался швейцарец Лагарп), представлял разительный контраст с
Павлом I. Воодушевление в дворянских кругах было всеобщим, по воспоминаниям современников,
люди целовались на улицах и поздравляли друг друга, хорошим считалось уже то, что «можно было
не бояться бояться», как при Павле, можно было надеяться на лучшее, можно было даже подавать
государю проекты об освобождении крестьян, об учреждении Конституции. Все были «без ума» от
Александра, поэты хором слагали в его честь мадригалы и оды. Это было «дней Александровых
прекрасное начало». Дух новых веяний проникал повсюду, будоражил умы. Александр I, любимец
бабушки – Екатерины Великой, поддерживал ее политический курс, защищал права дворянства.
Екатерина II подарила русскому дворянству безграничную власть над крестьянами. Александра I
воспитывал эмигрант швейцарец Лагарп –представитель либерального и республиканского
направления. Лагарп воспитывал Александра на началах правды и справедливости, глубокого
уважения к человеческому достоинству. Еще в юные годы вокруг будущего царя образовался тесный
круг лиц (Кочубей, Строганов, Новосильцев, Чарторыйский), воспитанных на просветительской
литературе XVIII века, в высшей степени честных, не домогавшихся для себя лично никаких выгод,
жаждущих служить на пользу Отечества. Все они видели отсталость России и жаждали
прогрессивных преобразований.
        Александр I – государь, стоящий на позициях Просвещения, вступил на престол в результате
дворцового переворота: 11 марта 1801 года в Михайловском замке был удушен Павел I. Павел I –
личность сложная и противоречивая, в Европе его называли «русским Гамлетом», был рыцарем
Мальтийского Ордена, он многое изменил в политике, урезал права дворянства, чем вызвал
ненависть дворянской элиты. Эпоха Павла I – противоречивая, темная: он возвратил из ссылки
политических изгнанников – Радищева, Новикова, масонов; издал многие указы, облегчающие жизнь
крестьянства, начал реформирование армии. Казалось, эти благие намерения должны были
поддерживаться. Ю.Тынянов посвятил этому периоду русской культуры книгу «Поручик Киже», в
ней Павел I предстает как необузданный самодур, который не может быть политическим деятелем,
так как его решения менялись в течение часа. По Тынянову, Павлом правит настроение, а не трезвая,
холодная, политическая расчетливость. При Павле I было изъято из русского словаря то, что
напоминало Французскую революцию, употребление этих слов каралось даже казнью, были закрыты
многие журналы и учебные заведения, как не внушающие доверия правительству – все это приводило
к тому, что дворянская элита воспринимала Павла как мракобеса, как личность психически
неустойчивую. В то же время в настоящее время появляются работы, которые «проливают свет» на
темные события того времени. Ведь одновременно Павел I заложил ряд реформ, над которыми будут
размышлять правительственные круги в течение полувека. Дм.Мережковский посвятил Павлу I
одноименную драму «Павел Первый», в которой русский царь представлен мистиком,
предугадывающим собственную трагическую кончину: Павел непрестанно жаловался на тесные
воротнички, которые, как ему казалось, «душили его», а накануне заговора, в последний вечер своей
жизни, Павел, взглянув в зеркало и видя в нем свое отражение, произнес, что «зеркало странно», так
как в нем «шея как будто свернута». Д.Мережковский в романе «Александр I» пишет о том, что
Александр в свои зрелые годы, на закате правления, испытывает муки совести по убиенному отцу, а
день 11 марта – это страшный для него день; смерть же своих малолетних детей Александр
воспринимает как кару, ниспосланную ему свыше за убиенного отца. По легенде, Александр I бежал
с русского престола, не выдержав его тягот, не выдержав бремени власти, стал странником и умер
под именем странника Федора Кузьмича. В романе Мережковский пишет о том, как русский царь
мечтает оставить престол, как он желает стать странником, удалившись от всех мирских дел, от

                                                6