ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
4
собою в силу этого неравномерный процесс, поэтому в истории мировой культуры речь идет о
золотом веке политики, искусства, философии и т.д. Золотой век позволяет в новом свете увидеть
проблемы современной культуры, нащупать пути их решения.
Лекция 1. ЗОЛОТОЙ ВЕК КАК ОБРАЗ КУЛЬТУРЫ
Мифологема золотого века. Периодизация истории человеческого общества в
произведениях Гесиода, Овидия и Махабхарате. Архаические корни мифа о золотом веке.
Мадлен -золотой вех палеолитического искусства. Росписи пещер Альтамира и Ласко. Магия
палеолитического искусства. Золотой вех как сад Эдема.
Золотой век - это мифологема, в которой зафиксирован образ счастливого человечества,
коему дарованы вечная юность, вечный мир и вечная праздность. Фантазия древних приписывала
золотому веку все блага беспечной и беспечальной жизни, что отражено в "Работах и днях" Гесиода:
"Жили те люди, как боги со спокойной и ясной душою, горя не зная, не зная трудов" (109). В те
времена человек жил во власти мифов и считал чудесное неоспоримой реальностью, к последней
относилась и мифологема о золотом вехе с ее картинами невиданной щедрости природы и
удивительного бескорыстия человека, не знающего ни жадности, ни насилия.
Золотой век как идеал земного существования бесчисленное число раз воспевается в
произведениях поэтов и описывается в картинах художников различных эпох и народов, начиная с
Овидия и кончая Пикассо. Тот же Овидий, истинный римлянин, наделил его неписаной и
неузаконенной справедливостью: "Первым век золотой народился, не знавший возмездий, Сам
соблюдавший всегда, без законов, и правду и верность..." (Метаморфозы). В мифологеме золотого
века выражена мысль о существовавшем некогда и утраченном затем совершенстве человеческой
жизни. Со временем представление о золотом веке подверглось переосмыслению, его стали
проецировать на будущее и таким образом миф превратился в утопию.
Понятно, почему многие теоретики социального утопизма находят в мифе о золотом веке
зерно истины. Ведь в идеализированном прошлом, в счастливом образе минувшего мире содержится
возможность социального творчества вообще. С развитием исторического мышления мифологема
золотого века постепенно превращается в идеал, притягивавший к себе социальных реформаторов,
утопистов и обездоленных. Достаточно вспомнить чаяния восставших таборитов, которые. не
сомневались в том, что вот-вот наступит золотое время и не придется больше "ни сеять, ни жать".
Идея сознательного воссоздания утраченного совершенства золотого века воспламеняла умы
в эпоху Великой французской революции, ее энергией заряжены социальные и эстетические утопия
XVII - начала XIX вв. И не случайно в эпилоге романа "Генрих фон Офтердинген" (начат Новалисом,
завершен Тиком) странствия героя в поисках идеала - Голубого цветка - венчает гармония золотого
века. Его олицетворяет не образ седого старца (времена Сатурна-Кроноса), а образ ребенка,
глядящего в вечность.
Золотой век является одним из фундаментальных голосов или образов культуры, которые не
исчезают из памяти человечества, постоянно, подобно птице Феникс, возрождаясь к жизни на новых
условиях и в новом значении. Корни этого античного мифа глубоко уходят в архаическую древность
и питают ветвистую крону, из века в век обрастающую новыми смыслами и значениями.
Исследования последнего времени показывает, что золотой век органически входит в
периодизацию древности, предложенную Гесиодом в его "Работах и днях"; свою периодизацию дает
Овидий в "Метаморфозах" (у Гесиода пять, у Овидия четыре периода), что эта периодизация точно
соответствует чертам выделяемых ныне археологических эпох (протонеолит, неолит, медный,
бронзовый и железный век). Действительно в поэме Гесиода говорится: "Создали прежде всего
поколенье людей золотое // Вечноживущие боги, владельцы жилищ олимпийских. // Был еще Крон-
повелитель в то время владыкою неба. // Жили те люди… горя не зная, не зная трудов. И печальная
старость // К ним приближаться не смела. Всегда одинаково сильны // Были их руки и ноги. В пирах
они жизнь проводили. // А умирали, как будто объятые сном" (109 и сл.).
Началом человечества Гесиод и Овидий считали «золотое поколение» золотого века, которое
было создано при Кроносе-Сатурне, но исчезло уже при Зевсе-царе. Эти счастливые люди жили в
условиях невиданного расцвета природы - "вечной весны", присваивали дары природы и владели
«стадами многими» скота.
При следующем - "серебряном" - поколении серебряного века, появившемся в эпоху
господства Зевса-Юпитера, климат ухудшился, дома стали строить из ветвей, склеенных лыком,
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- …
- следующая ›
- последняя »