ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
5
люди начали обрабатывать поле и запрягать скот в ярмо. Жертвоприношения и алтари богам в то
время еще не существовали.
Во времена третьего - "медного" - поколения медного века появились медные орудия и
оружие, впервые возникли войны, хотя, вероятно, и не носившие грабительского характера. Вполне
допустимо существование в эту эпоху жилищ из глины цвета меди и храмов с медной кровлей
(вспомним храм Афины Меднодомной, медную крышу римского форума); Павсаний защищал
достоверность существования медного храма Аполлона в Дельфах.
Четвертое (по Гесиоду, у Овидия это поколение отсутствует) поколение, или род героев,
непосредственно предшествовало времени существования "железных" людей. Важнейшим
достижением здесь является развитие мореплавания, однако многочисленные войны и битвы (ярким
примером служит Троянская война) привели это поколение к гибели.
Последнее - обездоленное и обреченное на гибель "железное" поколение людей железного
века. Эта самая плохая и жестокая эпоха характеризуется падением нравов и разрушением
родственных связей, а также погоней за наживой и грабительскими войнами,
частнособственническим разделом общинных земель и хищническим использованием полезных
ископаемых.
Деление истории человечества на четыре века (как у Гесиода и Овидия) просматривается и в
памятнике древнеиндийской культуры "Махабхарате" (здесь века называются югами). В нем
вычленяются первый золотой, или божественный (Критаюга), второй серебряный (Третаюга), третий
медный (Двапараюга), последний четвертый железный (Калиюга) периоды. Подобно античной, эта
периодизация фиксирует постоянное ухудшение жизни человечества, что выражено в виде падения
моральных и мировоззренческих, устоев общества - дхарм: "Во время Крита (юги) дхарма - как бык о
четырех ногах, она властвует над людьми безраздельно, без хитростей и обмана. (Настает) Трета
(юга), и тогда дхарма сохраняет лишь три (четверти) своей силы, четвертая же часть повергнута
беззаконием. А во время Двапара (юги) дхарма уже наполовину вытеснена беззаконием. Затем
несправедливость на три (четверти) воцаряется в мире, а на долю людской добродетели приходится
лить четвертая часть... С каждою югою уменьшается продолжительность жизни людей, (слабеют) их
мужество, ум, сила, духовная мощь. Цари, брахманы, вайшьи и шудры... постепенно станут лишь
соблюдать видимость дхармы. Люди станут торговать дхармой, точно мясом" (Махабхарата, III,
188,9-119).
Необходимо отметить, что индийская периодизация рельефно циклична - после окончания
Калиюги вновь начинается Критаюга. Последняя изображается как эпоха самых высоких достижений
с цветущими городами, развитыми торговлей, ремеслом, земледелием и животноводством. Но и во
времена Критаюги гармония природы и общества не всегда была полной, они иногда, нарушались
военными столкновениями или применением оружия. Этот золотой век представлен идеальным
обществом, чей нормальный порядок жизни был нарушен, особенно военными действиями. Затем
происходит последовательная смена остальных веков, и так до бесконечности.
Картины с последовательно сменяющимися дворцами, лесами, садами, царствами и
соответствующими им яйцами из золота, серебра, меди (которые, по мнению В.Н. Топорова, можно
считать символами трех веков), а иногда из железа, довольно широко представлены в сказках славян
и германцев. Используя материалы археологии, этнографии, мифологии и философских учений
Н.А. Чмыхов в своей книге "Источники язычества Руси" показывает, что миф о золотом веке имеет
архаические корни, которыми являются указанные выше археологические эпохи.
Иными словами, периодизация истории человеческого общества, данная в произведениях
Гесиода и Овидия, в Махабхарате, в мифах и сказках славян и германцев и других народов совпадает
с принятой в современной археологии классификацией древних эпох. Это соответствие выглядит
следующим образом: первое ("золотое") поколение -протонеолит; второе ("серебряное") поколение –
неолит; третье ("медное") поколение - медный век, это у Гесиода, а у Овидия третье поколение ввиду
отсутствия четвертого поколения соответствует либо только медному веху (а поколение бронзового
века опущено), либо медному и бронзовому векам одновременно, т.е. эпохе палеометалла в целом,
начавшейся именно с медного века; четвертое ("героическое") .поколение (по Гесиоду) - бронзовый
век; у Овидия упоминание об этом поколении отсутствует; пятое ("железно") поколение - ранний
железный век. Это значит, что данные века - протонеолит, неолит, бронзовый (или медный и
бронзовый века вместе) и железный век - были историческими вехами в жизни индоевропейских
народов.
Высшего расцвета искусство эпохи палеолита (золотой век палеолитического искусства)
достигает в мадленский период (25-12 тыс. до н. э.). Рельеф и живопись приобретают черты
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- …
- следующая ›
- последняя »