Золотой век в истории мировой культуры. Поликарпов В.С. - 7 стр.

UptoLike

Составители: 

7
мадленской культуры уровня и размаха, свидетельствующих о том что человек наконец оценил свои
великие возможности. Тогда он начал покрывать росписями, гравюрами и фресками стены и потолки
своих пещер-санктуариев из внутренней потребности поразить себя, стал творить искусство,
освобождающее его от религиозного ритуала, от охотничьей магии. Возникает искусство, чьим
господином и волшебником становится талант человека.
Живописные образы золотого века палеолита будут существовать независимо от магии, от
религии. Впервые человек повествовал в санктуариях, как протекает жизнь природы, как рождаются
животные, как женское и мужское начала дают новую жизнь и как жизнь должна уступить свое место
смерти. Человек осмелился создать в санктуариях искусство для себя и к удивлению племени он
изобразил могучих и прекрасных зверей и они здесь останутся навсегда. До этого он создавал гарпун,
нож, топор, сети и другие необходимые для жизни вещи, но разве может все это сравниться с
радостью и волнением, возникающим тогда, когда рождается многоцветный мир живописи? Лук со
временем рассыпется, сети истлеют, на смену молодости придет старость, жизнь сменится смертью и
только росписи в пещере останутся и никто не осмелится к ним прикоснуться. Более того, их магия
настолько сильна, что они завораживают нас, людей конца XX в.
Древний миф о золотом веке со временем получил новый смысл в образе сада Эдема, «рая»
который характерен для многих религий Запада и Востока, Достаточно привести античное описание
рая - Острова Блаженных, куда отправляется душа праведника. Когда душа приближается к этой
стране вечного счастья, ее уже издалека охватывает чрезвычайно приятный и пахучий ветерок, в
котором различаются ароматы роз, нарциссов, гиацинтов, лилий, фиалок, мирта, лавра и цветущего
винограда. Там текут реки, прозрачные, подобно хрусталю, нежный ветерок легко колышет лес, а
среди ветвей безумолчно звучит волшебная песня, будто нежные звуки висящей где-то дудки.
Посреди острова расположен город блаженных, весь из золота, окруженный изумрудной стеной;
дороги выложены слоновой костью, все храмы богов из берилла, а алтари из больших плит аметиста.
Вокруг города течет река пахучего масла. Жители этой страны - бесплотные и призрачные существа -
никогда не ссорятся и спокойно прогуливаются при свете вечной утренней зари. Здесь царит вечная
весна: цветы на лугах и густые деревья никогда не вянут, виноградные грозди зреют каждый месяц, а
пшеница родит уже выпеченные буханки хлеба. В этой чудесной стране жизнь проходит в банкетах,
прогулках и развлечениях, причем место для них расположено на так называемых Елисейских полях.
Это изумительный луг, окруженный густым лесом самых различных деревьев, в тени которых на
ложах из цветов возлежат пирующие. Соловьи и другие лесные певчие птицы, пролетая над ними,
засыпают их цветами, собранными на соседних лугах.
Чудесные приметы золотого века различимы в данной райской символике сада, возникшей в
Далеком прошлом. Достаточно .вспомнить "Божественные сады" в эпосе о Гильгамеше, чудесный
Аваллон ("яблоневая земля") кельтских мифов, мифические сказания древних греков о садах
Гесперид с золотым яблоками, предания о висячих садах Семирамиды в Вавилоне, о бальзамическом
саде царя Соломона и о библейском образе сада Эдема, где первым садовником был Адам. И
знаменательно то, что в истории мировой культуры мы встречаемся с попытками создать подобие
рая, золотого века на нашей Земле от грандиозных творений знати до скромных домашних «райских
уголков».
Лекция 2. ЗОЛОТОЙ ВЕК ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
Золотой век, запечатленный в камне. Теократия и общество при фараонах. Право и правовые
институты. Религия и философия. Расцвет медицины. Литература и гуманизм. Искусство перед
лицом вечности.
В отличие от очерченных временных границ древнеегипетской цивилизации еѐ культура
своими истоками уходит в глубокую древность, причем по своему происхождению она является
африканской и приобретает свое лицо только по мере приближения к династическому Египту.
Кристаллизация собственно древнеегипетской культуры произошла в сравнительно небольшой
исторический срок - конец протодинастического периода (3300-3000 гг. до н.э.) и Раннее царство,
когда возникает и складывается единое государство, дуальное по своей природе, ибо оно объединило
царства Севера и Юга. За несколько столетий, отделяющих эпоху древнего царства от времени
появления двуединого государства в долине Нила, древнеегипетская культура получила
неповторимый облик и достигла расцвета - золотого века.
От первых незамысловатых полунадписей-полурисунков, запечатленных на булаве царя
Скорпиона или на знаменитой Палетке "Нармера" (своего рода царских манифестов), и от первых