Золотой век в истории мировой культуры. Поликарпов В.С. - 8 стр.

UptoLike

Составители: 

8
лаконичных надписей с царскими титулами до пространных и обстоятельных декретов царей; от
первых упоминаний имени усопшего и предназначенных для него жертвенных даров - до
развернутых биографических надписей вельмож и сложных религиозных текстов ("Тексты пирамид",
"Мемфисский богословский трактат"), от первых кирпичных мастаб - к величественным каменным
сооружениям: пирамиде Джосера, огромному надгробию в Медуме, Красной и Надломленной
пирамидам Снофру в Дашуре и от них - к классическим пирамидам в Гизе царей IV династии Хуфу,
Хафра и Менкаура; от скрытых архаических святилищ богов - к храмовым комплексам V династии,
посвященным Солнцу, с открытыми дворами и молельнями, со стройными каменными обелисками -
символами восходящего светила; от первых схематических изображений на палетках, стелах и
ремесленных изделиях - до многосюжетных высокохудожественных композиций на стенках гробниц
Ти, Мерерука в Саккара (V и -VI династии); от несовершенных и условных первых культовых статуй
умершего - до полного неповторимого, сугубо египетского своеобразия статуй-портретов царевича
Рахотепа и его жены Нофрет, Луврского писца, вельмож Хемиума и Каапера и символических
царских портретов (Менкаура с богинями, огромный каменный Сфинкс) - таковы лишь некоторые
вехи эволюции древнеегипетской культуры на протяжении нескольких веков.
Этой эволюции сопутствовали значительные внутренние изменения, которые выдвинули
Египет в ряд великих древневосточных цивилизаций. Эпоха Древнего царства воспринималась
самими египтянами как время могущественных царей и несравненных великих мудрецов - полубога
Имхотепа и Джедефхора, Кагемни и Птаххотепа, как золотой век древнеегипетской культуры.
Каждый социальный институт Древнего Египта имеет свою опору в фараоне, находившегося
на вершине общества и сочетавшего в себе одновременно царя и бога. Неудивительно, что египтяне
постоянно занимались разработкой теории власти фараона или теологией власти фараона. В
соответствии с этой теорией фараон отождествлялся с богом Гором - он правит землей так же, как бог
небом; фараон является тем–который–относится–к–Двум–Богиням, охраняющим и легализующим
его власть; он выступает в качестве царя Верхнего и Нижнего Египта, Золотого Гора. Однако и этого
недостаточно фараонам и поэтому при V династии к этим определениям добавляется еще одно - сын
Ра. В конце Древнего царства фараон как сын творца и господина мира имеет власть над всем
целостным космосом. Именно этот монументальный аспект фараоновской власти выражают
сохранившиеся до наших дней статуи фараонов той эпохи, и прежде всего шедевр среди них, статуя
Хефрена. Властный, бесстрастный, с устремленными в далекий горизонт очами, где находится его
отец Ра, фараон поддерживает равновесие мира, которому каждый момент грозит возвращение хаоса.
Благополучие страны зависит от фараона, все общество многочисленными нитями связано с ним и
его безопасность и стабильность находятся в руках фараона.
Ниже его находились вельможи, писцы, ремесленники, неквалифицированные рабочие и
рабы. Небольшая группа сановников и высших жрецов обладала богатством и властью, она
сосредоточивала у себя практически все полноту власти под верховенством фараона. Владели
богатством и имели власть также и представители администрации (правители номов или провинций -
номархи, жрецы различных храмов и офицеры). Знать, жречество, армия и бюрократия, находящиеся
у кормила правления мощной централизованной имперской машины, составляли меньшую часть
населения Древнего Египта. Остальные же (их было несколько миллионов) занимались тяжелым
трудом в мастерских и на полях. На эпоху золотого века приходится расцвет жречества, обладающего
колоссальным накопленным знанием и наряду с ном управляющего страной. Не случайно
древнеегипетское государство исследователи квалифицируют как теократическое в отличие от
обществ современного Запада здесь не существовало различия между гражданской бюрократией и
жречеством, ибо вся жизнь древнего египтянина была пронизана религией.
В иерархическом древнеегипетском обществе с утонченной культурой достаточно высокий
уровень развития, очевидно, достигло право. К сожалению, в этом случае ситуация с кодексами
законов практически безнадежна по сравнению с другими ближневосточными государствами.
Глиняные таблички сохранили для нас уложение законов шумеров, вавилонян, хеттов и ассирийцев.
На мощной, твердой стеле из диорита сохранился почти кодекс Хаммурапи, иудейское
законодательство известно благодаря Пятикнижию и только Древний Египет не оставил одного
правового кодекса.
Это не означает, что таковых сводов законов не существовало. Более того, имеется довод в
пользу того, что уже в III тыс. до н.э. законы были записаны. В одном из памятников литературы,
описывающем страшные последствия революции, которая положила конец существованию Древнего
царства, читаем:
"В самом деле, законы были выброшены из архивов,