ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
6
истинной монументальности, масштабность и богатство некоторых художественных ансамблей не
имеют себе равных. Исчезает мелкая пластика, господствуют рисунок и живопись, причем в
последней свершается переход от простейшего контурного рисунка, равномерно залитого краской,
к многоцветной росписи, В центре росписей находится мир животных, чьи фигуры передаются
крупными пятнами двумя-тремя красками; с помощью изменения силы тонов моделируются
объемные формы. Художник подмечает ритмические повторы и изгибы линий, симметрию в
расположении частей. Впервые рождается впечатление множественности в единой композиции.
Искусство палеолита формировалось долго и трудно, прежде чем достигло своей вершины,
положившей начало художественному творчеству, свободному от внешнего принуждения. По
мнению известного французского археолога А. Леруа-Гурана, высказанного в его книге
"Предыстория западного искусства", искусство палеолита представляет собой свидетельство первого
мысленного упорядочения мира в соответствии со структурой и потребностями первобытной
охотничьей общины. Он пишет: ―Наблюдение при помощи методов статистики тематики выявляет
существование системы символической репрезентации мира живых существ, системы, которая
сохраняется с небольшими вариациями на протяжении существования палеолитического искусства.
Эта система указывает на деление видов животных на две группы, которые соответствуют делению
человеческого мира на мужчин и женщин. С мужчиной связаны кони, олени, козлы, львы и носороги,
с женщиной - зубры и туры... люди палеолита изображали в пещерах две большие категории живых
существ, соответствующие им мужские и женские символы, а также символы смерти, которая кормит
охотника".
Существование человеческого порядка наряду с порядком природы, весь ужас и вся прелесть
животного мира, которому противостоял и с которым идентифицировался человек-охотник, дела
жизни и смерти выступали в качестве основы художественного ритуала и объясняющих его мифов.
Для нас существенно то, что в эпоху Мадлен была сформирована окончательно обширная система
мышления, чья фиксация в изумительных произведениях искусства сохраняет до сих пор ранг
свободной, творческой креации. Не удивительно, что золотой век палеолитического искусства
оказывается обаятельным для человека XX века, что не уменьшается число желающих посетить
пещеры Альтамира и Ласко, где находятся самые интересные пещерные росписи в Европе.
Расположенная в Испании Альтамира - наиболее значительная по художественному богатству
палеолитическая "картинная галерея". Славу ей принесла громадная многокрасочная роспись на
потолке бокового зала (ее размер равен 18 м на 9 м). Эта фреска изображает целое стадо бизонов и
других зверей (длина фигур - до 2,25 м) верхнепалеолитической фауны. Вся роспись представляет
собою нечто целое, вызывающее у зрителя сильные эмоции в силу художественного совершенства и
высокого уровня исполнения.
Не менее знаменитой является и "картинная галерея" пещеры Ласко, находящейся во
Франции. Она содержит великолепную серию верхнепалеолитической росписи и гравюр с их
животными и знаками, несущих некий смысл. Данное искусство и знаки могут быть
интерпретированы как одна из наиболее старших пиктограмм мира, как довод существования в
золотом веке мадленской культуры «способа записи проблемы». Во всяком случае несомненно то,
что перед нами древнейший исток письменности, без которой трудно, представить себе развитие
человечества и многих культур мира.
Анализ росписей Ласко позволяет сделать вывод об их связи с самыми древними
основаниями мифологии, росписи и гравюры Ласко (как и Альтамиры) выступали в вида мифо-
религиозных санктуариев, где человек находился перед лицом того, что является непонятным,
внечеловеческим, что не поддается обыденному опыту. Мифология в ее художественной ипостаси
вводит порядок в познаваемый мир, дает возможность человеку обороны перед наступлением
Великого Неизвестного Хаоса. Исследования содержания "картинной галереи" Ласко позволяет
выдвинуть гипотезу, что санктуарии палеолита можно трактовать как "первую своеобразную книгу о
Вселенной или же о живущих существах, созданную задолго до изобретения письменности"
(А. Ламинг). Мы имеем дело с древнейшей в истории нашей цивилизации попыткой систематизации
знания, причем не следует забывать того, что тогда магия и знание взаимно дополняли друг друга.
Золотой век палеолитического искусства (понято, что нужно учитывать синкретичность
первобытной культуры) ярко свидетельствует об отделении духовного от практического. Это
отделение произошло тогда, когда человек начал украшать свое оружие не в силу требований
охотничьей магии, а под влиянием зарождающихся в нем потребностей и стимула в эстетическом
освоении мира, когда начал творить магию своего искусства. Творение магии искусства, на
протяжении многих тысячелетий связанного с практической жизнью охотников, достигло в эпоху
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- …
- следующая ›
- последняя »