ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
9
Топчатся по ним на общественных площадях,
Бедняки уничтожают их."
Имеются определенные фрагментарные данные о праве в Древнем Египте немногочисленные
документы о функционировании правовых институтов в Древнем царстве.
Прежде всего следует отметить, что в соответствии с теологией власти источником права
является фараон, чья особа излучает справедливость. Как сын бога-творца он продолжал, его дело,
устанавливая, уточняя и расширяя принципы организации мира, впервые введенной в момент
творения. Кто не подчинялся этим принципам, тот - бунтовщик. Исполнение функции судьи есть
атрибут фараона, но так как ему трудно выполнять данную функцию, то им создаются правовые
институты. Высшим судьей после фараона был везир, которому помогала судебная администрация.
Во время V династии существовало 6 судебных трибуналов, впоследствии появились в эпоху
децентрализации локальные судьи. Они-то, и осуществляли весь судебный процесс со всеми его
перипетиями, в том числе и пытками (их применяли и к свидетелям).
Сфера права включала в себя гражданское право (имущественное, наследственное, торговое,
супружеское, частнособственническое право и пр.) и уголовное право, о котором известно весьма
немного. Впоследствии было разработано международное право, это относится к правлению Тутмоса
IV, когда оружию стадо сопутствовать право в отношениях между государствами. Постепенно
вырабатываются определенные правовые нормы международных отношений при активном участии
жрецов из так называемых "Домов жизни".
В этих "Домах жизни" - интеллектуальных центрах (мозговых трестах) Древнего Египта -
разрабатывались и мировоззренческие проблемы. Все, что мы знаем о древнеегипетской культуре и
цивилизации, суммируется в образе несравнимо мощного порядка веры в ее религиозной ипостаси. В
данном культурном пространстве человек находится в состоянии социального и идеологического
рабства - фундаментальным принципом здесь является идея о вечной жизни, бессмертии (в самом
начале она применялась только к фараону, а затем после происшедшей в эпоху Древнего царства
революции - к рядовому человеку). Именно древние египтяне являются самым религиозным народом
в истории человеческого общества.
Свою цивилизацию они изначально считали созданной богами. Согласно хронологии
Манефона, основанной на священных текстах, до земных царей Египтом правили боги, затем -
полубоги. В "Мемфисском богословском трактате", творении жрецов Птаха, восходящем к эпохе
Древнего царства, сказано: "Умиротворился Птах, создав все вещи и божественные слова. Он
породил богов, создал города, основал номы, поместил богов в их святилища, учредил им
жертвоприношения, основал их храмы, сотворил их тела ради умиротворения их сердец".
Высочайшим интеллектуальным достижением является философия "Мемфисского
богословского трактата", в котором неизменными принципами созидания были сердце, зачинавшее
мысль, и язык, порождавший приказание. В этом тексте творение выражается в философских
терминах в той мере, в какой египтянин был вообще на это способен. Такое творение при помощи
мысленного представления и словесного произнесения имеет эмпирические корни в человеческой
жизни: власть правителя создавать посредством повеления. В "Мемфисском богословском трактате",
по мнение Дж. Брестеда, мы вплотную подходим к подоплеке учения о Логосе в Новом завете:
"Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог".
Понятно, что не всегда легко установить истоки философской рефлексии, особенно потому,
что во многих Древних цивилизациях просто невозможно отделить философию от религиозной
мысли, Ф. де Куланж верно заметил, что теология возникла из наблюдения смерти: «Смерть била
первой тайной. Она открыла путь человеку к иным тайнам. Она лежит в основе переориентации его
мышления с видимого на невидимое, с бренного на вечное, с человеческого на божественное».
Теология и философия весьма тесно между собой переплетены: судя по тому, что нам известно о
попытках древних египтян интерпретировать мир и в целом жизнь, они не разделяли верований от
утверждений или духовных переживаний (философия же и есть выражение духовных переживаний).
Французскому египтологу Ф. Дома удалось в трактате, посвящением творению мира богом Птахом,
вычленить элементы эссе психологии познания. Если к этому добавить то, что один из хирургических
трактатов, изложенный в папирусе Смита, из времен Древнего царства, опирается на принципы
строгого рационализма и при постановке диагноза и лечении ран или переломов рекомендует
пользоваться эмпирическими критериями, тогда возникает впечатление о рождении тенденции
рационального познания у самой зари человеческой истории.
Отец истории Геродот утверждал, что древнеегипетские врачи были высоко
специализированы и что это свидетельствует о высоком уровне, достигнутом их медициной. Однако
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- …
- следующая ›
- последняя »