Логика. Ч.1. Попов Ю.П. - 33 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

33
субъекта используется латинская буква S. Предикат же можно уподобить логическому сказуемому,
поскольку этот структурный элемент выражает свойства, приписываемые предметам из объема по-
нятия-субъекта или отрицаемые у них. Обозначают предикат латинской P. В суждениях "Роза крас-
ная", "Гитара семиструнная" субъектами являются "роза" и "гитара", а предикатами - "красная" (все
то, что называется красным) и "семиструнная" (все то, что называется семиструнным). Само собой
понятно, что и тот, и другой компонент могут задаваться многими словами. Например: "Небесные
тела, движущиеся по гиперболическим орбитам, обладают энергией, достаточной, чтобы преодолеть
тяготение Солнца и выйти за пределы Солнечной системы" - в этом суждении субъект записан сло-
вами: "Небесные тела, движущиеся по гиперболическим орбитам", в то время как предикатом явля-
ется вся остальная часть всего утверждения.
В отличие от предложения все содержание суждения распределяется только между двумя составны-
ми частями - субъектом и предикатом. У предложения структурных элементов бывает больше. Тео-
ретически это означает, что некоторые оттенки смысла, выражаемые словами в естественных языках,
выпадают из рассмотрения, когда на предложение смотрят как на суждение. Оно в этом случае теря-
ет какую-то часть окраски, хотя утрату чаще всего трудно заметить. Скажем, выражение вроде: "На
нем лица нет" может иметь в виду в качестве предмета внимания и выражение лица, и растерявшего-
ся человека (лицо только признак). Имея дело с такими выражениями, надо каждый раз оговаривать,
что будет рассматриваться как субъект, а что как предикат. Еще лучше просто переформулировать
предложение, чтобы отчетливее обозначить в нем структурные элементы суждения. Скажем, извест-
ное изречение "Повинную голову меч не сечет" может иногда характеризовать правосудие и тогда
оно означает: "Карающий меч не (есть то, что) обращают на повинившегося человека" (S - карающий
меч, P - то, что обращают на повинившегося человека). Но бывает, что эти слова прилагаются к рас-
каявшемуся преступнику и тогда в качестве суждения они должны звучать так: "Повинившийся че-
ловек не (есть такой, кого) карают мечем" S - повинившийся человек, P - те, кого карает меч).
Еще одна ступень упрощения мысли в суждении состоит в том, что оно не передает так называемое
логическое ударение. Так, в суждение "Фабрика поставляет новые игрушки" можно вложить до не-
которой степени различный смысл, если интонационно выделить в нем разные слова:
"Фабрика поставляет новые игрушки",
"Фабрика поставляет новые игрушки",
"Фабрика поставляет новые игрушки",
"Фабрика поставляет новые игрушки".
Правда, ради точности надо отметить, что такие тонкости могут не передаваться и при написании
тоже, если не прибегать к подчеркиванию, следовательно, они могут исчезать уже при переходе сло-
ва из звучащего в написанное. Однако в художественных текстах хорошие мастера слова умеют вы-
делить нужное звено фразы, используя различные стилистические приемы; в стихе с его ритмикой
это достигается еще вернее. Но можно и наоборот, сознательно не делать стилистического выделе-
ния, сохраняя актуальными все возможные оттенки смысла, поскольку художественный образ тем
совершеннее, чем он полнее. "Белеет парус одинокий в тумане моря голубом" - эти знаменитые лер-
монтовские строчки тоже представляют собой предложение и потому тоже могут быть превращены в
суждение. Но однозначное разбиение его на субъект и предикат вряд ли выполнимо (если иметь в
виду разбиение без утраты поэтических красок). Можно считать субъектом "белеющее", которое ха-
рактеризуется как одинокий парус в голубом тумане. Но допустимо также предположить, что здесь
речь идет о "белеющем парусе", одиноко маячащим в голубом однообразии. Нельзя отбрасывать в
качестве субъекта и "одинокий парус", белеющий в морском мареве. На каком же из вариантов оста-
новиться? Думается, неповторимое очарование этих строк создается как раз тем, что в них вложены
все эти смыслы вместе. Картина является, таким образом, многомерной. Между тем если бы нам
вздумалось рассуждать по поводу мыслей, высказанных в этих стихах, или если бы мы захотели про-
верить, не отступил ли поэт в последующих выражениях от того, что сказал сначала, то тогда нам
пришлось бы оставить в рассмотрении только один какой-нибудь смысл; иначе рассуждение невоз-
можно будет построить.
Художественное слово создает образы, а не понятия. В образах же передаются настроения и пережи-
вания - текучие, мимолетные. Логика полностью отвлекается от них.
Сказанное ни в коем случае не следует понимать как некую необязательность законов логики в опре-
деленных условиях. Логические законы универсальны, и нарушать их нельзя. Поэту тоже непозволи-
тельно называть парус то белым, то голубым; и отыскание таких нарушений, когда они случаются, не
субъекта используется латинская буква S. Предикат же можно уподобить логическому сказуемому,
поскольку этот структурный элемент выражает свойства, приписываемые предметам из объема по-
нятия-субъекта или отрицаемые у них. Обозначают предикат латинской P. В суждениях "Роза крас-
ная", "Гитара семиструнная" субъектами являются "роза" и "гитара", а предикатами - "красная" (все
то, что называется красным) и "семиструнная" (все то, что называется семиструнным). Само собой
понятно, что и тот, и другой компонент могут задаваться многими словами. Например: "Небесные
тела, движущиеся по гиперболическим орбитам, обладают энергией, достаточной, чтобы преодолеть
тяготение Солнца и выйти за пределы Солнечной системы" - в этом суждении субъект записан сло-
вами: "Небесные тела, движущиеся по гиперболическим орбитам", в то время как предикатом явля-
ется вся остальная часть всего утверждения.
В отличие от предложения все содержание суждения распределяется только между двумя составны-
ми частями - субъектом и предикатом. У предложения структурных элементов бывает больше. Тео-
ретически это означает, что некоторые оттенки смысла, выражаемые словами в естественных языках,
выпадают из рассмотрения, когда на предложение смотрят как на суждение. Оно в этом случае теря-
ет какую-то часть окраски, хотя утрату чаще всего трудно заметить. Скажем, выражение вроде: "На
нем лица нет" может иметь в виду в качестве предмета внимания и выражение лица, и растерявшего-
ся человека (лицо только признак). Имея дело с такими выражениями, надо каждый раз оговаривать,
что будет рассматриваться как субъект, а что как предикат. Еще лучше просто переформулировать
предложение, чтобы отчетливее обозначить в нем структурные элементы суждения. Скажем, извест-
ное изречение "Повинную голову меч не сечет" может иногда характеризовать правосудие и тогда
оно означает: "Карающий меч не (есть то, что) обращают на повинившегося человека" (S - карающий
меч, P - то, что обращают на повинившегося человека). Но бывает, что эти слова прилагаются к рас-
каявшемуся преступнику и тогда в качестве суждения они должны звучать так: "Повинившийся че-
ловек не (есть такой, кого) карают мечем" S - повинившийся человек, P - те, кого карает меч).
Еще одна ступень упрощения мысли в суждении состоит в том, что оно не передает так называемое
логическое ударение. Так, в суждение "Фабрика поставляет новые игрушки" можно вложить до не-
которой степени различный смысл, если интонационно выделить в нем разные слова:
"Фабрика поставляет новые игрушки",
"Фабрика поставляет новые игрушки",
"Фабрика поставляет новые игрушки",
"Фабрика поставляет новые игрушки".
Правда, ради точности надо отметить, что такие тонкости могут не передаваться и при написании
тоже, если не прибегать к подчеркиванию, следовательно, они могут исчезать уже при переходе сло-
ва из звучащего в написанное. Однако в художественных текстах хорошие мастера слова умеют вы-
делить нужное звено фразы, используя различные стилистические приемы; в стихе с его ритмикой
это достигается еще вернее. Но можно и наоборот, сознательно не делать стилистического выделе-
ния, сохраняя актуальными все возможные оттенки смысла, поскольку художественный образ тем
совершеннее, чем он полнее. "Белеет парус одинокий в тумане моря голубом" - эти знаменитые лер-
монтовские строчки тоже представляют собой предложение и потому тоже могут быть превращены в
суждение. Но однозначное разбиение его на субъект и предикат вряд ли выполнимо (если иметь в
виду разбиение без утраты поэтических красок). Можно считать субъектом "белеющее", которое ха-
рактеризуется как одинокий парус в голубом тумане. Но допустимо также предположить, что здесь
речь идет о "белеющем парусе", одиноко маячащим в голубом однообразии. Нельзя отбрасывать в
качестве субъекта и "одинокий парус", белеющий в морском мареве. На каком же из вариантов оста-
новиться? Думается, неповторимое очарование этих строк создается как раз тем, что в них вложены
все эти смыслы вместе. Картина является, таким образом, многомерной. Между тем если бы нам
вздумалось рассуждать по поводу мыслей, высказанных в этих стихах, или если бы мы захотели про-
верить, не отступил ли поэт в последующих выражениях от того, что сказал сначала, то тогда нам
пришлось бы оставить в рассмотрении только один какой-нибудь смысл; иначе рассуждение невоз-
можно будет построить.
Художественное слово создает образы, а не понятия. В образах же передаются настроения и пережи-
вания - текучие, мимолетные. Логика полностью отвлекается от них.
Сказанное ни в коем случае не следует понимать как некую необязательность законов логики в опре-
деленных условиях. Логические законы универсальны, и нарушать их нельзя. Поэту тоже непозволи-
тельно называть парус то белым, то голубым; и отыскание таких нарушений, когда они случаются, не


                                               33