ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
31
представляет собой большую, сложную и постоянно развивающуюся отрасль знания. Только благо-
даря ней в центральных книгохранилищах при необходимости отыскиваются все издания, когда бы
они ни появились на свет.
Логика закладывает лишь самые общие основы классификации. Они дополняются, уточняются, кон-
кретизируются в каждой, отдельно взятой науке.
Глава 3. (3) Суждение
В предыдущей главе мы часто называли понятие формой мышления, и в дальнейшем нам придется
называть таким же образом и суждение, и умозаключение. Из всего сказанного ранее вытекает, что
обозначение понятия как формы мышления, прежде всего, объясняется его предельной универсаль-
ностью в качестве логического инструмента. На основе понятия возникает суждение - более сложная
форма мышления.
§11. (1) Суждение и его типы
Если понятие является неким подобием слова естественного языка, то суждение можно сопоставить
с предложением в обычной речи. Понятие, как мы помним, является отражением действительности.
Но оно, тем не менее, не несет еще информации, потому что на стадии понятия логику не интересует
вопрос о том, насколько отражение соответствует действительности и соответствует ли ей вообще. В
этом смысле о самих вещах понятие еще ничего не говорит. Оно поэтому не может быть ни истин-
ным, ни ложным, пока не войдет в состав суждения.
Суждение же делает какие-то утверждения о вещах, говорит о том, чем они являются или не являют-
ся: "Ель зеленая", "Некоторые рефлексы не являются условными", "Продукция сельского хозяйства,
как правило, не является рентабельной", "Большинство граждан являются законопослушными",
"Экспортные товары обычно высококачественны". Поэтому в отличие от понятия суждение всегда
можно оценить как истинное или ложное. Оно, как говорят в таких случаях, обязательно имеет се-
мантическое значение; это его неотъемлемое свойство. Имеются у него еще и другие дополнитель-
ные свойства. В целом содержание этой формы мышления можно выразить в трех положениях.
Суждение - это такая форма мышления, которую отличают такие свойства: 1) что-либо утверждать
или отрицать 2) относительно всех или части предметов, свойств, явлений, процессов какого-либо
рода; 3) выражать либо истину, либо ложь.
Любое предложение допустимо рассматривать как суждение, когда его можно оценить с точки зре-
ния истинности. Таковыми не являются только побудительные и вопросительные предложения. В
них (в вопросах, призывах, командах), не делается сопоставления наших представлений о действи-
тельности с ней самой, по этой причине они не содержат ни истины, ни заблуждения. Так, не пред-
ставляют собой суждений высказывания вроде: "Что есть истина?"; "Встать, суд идет!"; "Шапки до-
лой, коли я говорю".
Суждения воспроизводят отношения и связи между вещами, а также между вещами и свойствами,
причем таковыми могут стать и предметы, и явления, и их различные особенности, и процессы, и
даже абстрактные мысленные образования - все, что угодно. Отмеченные в суждении отношения мо-
гут на самом деле иметь место, но могут и отсутствовать в действительности, когда суждение ложно;
они устанавливаются через наблюдение вещей или заимствуются из других наук. Наиболее распро-
страненными и лучше всего изученными являются так называемые суждения свойств, или категори-
ческие. В них указывается принадлежность (или не принадлежность) предметам тех или иных
свойств: "Металлы электропроводны", "Некоторые газеты не являются ежедневными", "Часть людей
имеет меланхолический темперамент", "Таможни относятся к государственным учреждениям".
Наряду с ними имеются также суждения отношений, или релятивные: "Киев древнее Москвы", "Де-
сять больше семи", "Каренин любит Анну". Их отличительная особенность состоит в том, что отме-
чаемое ими свойство нельзя отнести к одному объекту. Оно возникает из взаимодействия двух, а то и
большего их числа, называемых релятами. Для записи таких суждений часто используется символи-
ческая форма: aRb, где a и b обозначают реляты - предметы, связанные отношением.
Суждения отношений делятся на транзитивные и не транзитивные, симметричные и несимметрич-
ные, рефлексивные и нерефлексивные, а также некоторые другие. Транзитивными являются те, у ко-
торых отношения могут переноситься на другие пары. Так, если Киев древнее Москвы, а Москва
древнее Костромы, то тогда правильно будет утверждать: Киев древнее Костромы. Можно это выра-
зить и с помощью символов: если aRb и bRc, то тогда aRc. С отношением же "любить" такой перенос
представляет собой большую, сложную и постоянно развивающуюся отрасль знания. Только благо- даря ней в центральных книгохранилищах при необходимости отыскиваются все издания, когда бы они ни появились на свет. Логика закладывает лишь самые общие основы классификации. Они дополняются, уточняются, кон- кретизируются в каждой, отдельно взятой науке. Глава 3. (3) Суждение В предыдущей главе мы часто называли понятие формой мышления, и в дальнейшем нам придется называть таким же образом и суждение, и умозаключение. Из всего сказанного ранее вытекает, что обозначение понятия как формы мышления, прежде всего, объясняется его предельной универсаль- ностью в качестве логического инструмента. На основе понятия возникает суждение - более сложная форма мышления. §11. (1) Суждение и его типы Если понятие является неким подобием слова естественного языка, то суждение можно сопоставить с предложением в обычной речи. Понятие, как мы помним, является отражением действительности. Но оно, тем не менее, не несет еще информации, потому что на стадии понятия логику не интересует вопрос о том, насколько отражение соответствует действительности и соответствует ли ей вообще. В этом смысле о самих вещах понятие еще ничего не говорит. Оно поэтому не может быть ни истин- ным, ни ложным, пока не войдет в состав суждения. Суждение же делает какие-то утверждения о вещах, говорит о том, чем они являются или не являют- ся: "Ель зеленая", "Некоторые рефлексы не являются условными", "Продукция сельского хозяйства, как правило, не является рентабельной", "Большинство граждан являются законопослушными", "Экспортные товары обычно высококачественны". Поэтому в отличие от понятия суждение всегда можно оценить как истинное или ложное. Оно, как говорят в таких случаях, обязательно имеет се- мантическое значение; это его неотъемлемое свойство. Имеются у него еще и другие дополнитель- ные свойства. В целом содержание этой формы мышления можно выразить в трех положениях. Суждение - это такая форма мышления, которую отличают такие свойства: 1) что-либо утверждать или отрицать 2) относительно всех или части предметов, свойств, явлений, процессов какого-либо рода; 3) выражать либо истину, либо ложь. Любое предложение допустимо рассматривать как суждение, когда его можно оценить с точки зре- ния истинности. Таковыми не являются только побудительные и вопросительные предложения. В них (в вопросах, призывах, командах), не делается сопоставления наших представлений о действи- тельности с ней самой, по этой причине они не содержат ни истины, ни заблуждения. Так, не пред- ставляют собой суждений высказывания вроде: "Что есть истина?"; "Встать, суд идет!"; "Шапки до- лой, коли я говорю". Суждения воспроизводят отношения и связи между вещами, а также между вещами и свойствами, причем таковыми могут стать и предметы, и явления, и их различные особенности, и процессы, и даже абстрактные мысленные образования - все, что угодно. Отмеченные в суждении отношения мо- гут на самом деле иметь место, но могут и отсутствовать в действительности, когда суждение ложно; они устанавливаются через наблюдение вещей или заимствуются из других наук. Наиболее распро- страненными и лучше всего изученными являются так называемые суждения свойств, или категори- ческие. В них указывается принадлежность (или не принадлежность) предметам тех или иных свойств: "Металлы электропроводны", "Некоторые газеты не являются ежедневными", "Часть людей имеет меланхолический темперамент", "Таможни относятся к государственным учреждениям". Наряду с ними имеются также суждения отношений, или релятивные: "Киев древнее Москвы", "Де- сять больше семи", "Каренин любит Анну". Их отличительная особенность состоит в том, что отме- чаемое ими свойство нельзя отнести к одному объекту. Оно возникает из взаимодействия двух, а то и большего их числа, называемых релятами. Для записи таких суждений часто используется символи- ческая форма: aRb, где a и b обозначают реляты - предметы, связанные отношением. Суждения отношений делятся на транзитивные и не транзитивные, симметричные и несимметрич- ные, рефлексивные и нерефлексивные, а также некоторые другие. Транзитивными являются те, у ко- торых отношения могут переноситься на другие пары. Так, если Киев древнее Москвы, а Москва древнее Костромы, то тогда правильно будет утверждать: Киев древнее Костромы. Можно это выра- зить и с помощью символов: если aRb и bRc, то тогда aRc. С отношением же "любить" такой перенос 31
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 29
- 30
- 31
- 32
- 33
- …
- следующая ›
- последняя »