Логика. Ч.1. Попов Ю.П. - 43 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

43
ложения: "Возможно, вирус СПИДа не существовал прежде", "Возможно месторождение окажется
перспективным".
Исследование атлетической модальности началось еще Аристотелем, так как его философия отводит
очень большую роль категории возможности в ее противопоставлении действительности. В возмож-
ном бытии, говорит древний мыслитель, очень много специфического, например, там не действует
запрет на противоречие; спектр заключенных в любой вещи возможностей колеблется с размахом от
одной противоположности до другой, так что в возможности вещь является одновременно и той, и не
той: медь как материал, возможно, станет шаром, но возможно и не шаром. Необходимые же связи,
наоборот, избирательны, не допускают варьирования. Равносторонний треугольник всегда является
равноугольным и не может быть иным. Нас, впрочем, сейчас интересует не различие этих модальных
категорий, а, наоборот, связь их между собой.
Позднее в логике стали изучаться и неатлетические модальности. Обычно в каждой из них выделя-
ются, как и в атлетической, по три категории суждений - две противоположные в каком-либо отно-
шении и одна нейтральная. Например: "раньше", "одновременно", "позже". Мы ограничимся здесь
лишь перечислением этих видов модальных суждений.
Аксиологические модальности (от греч. axios - ценный). Она объединяет суждения, в которых дается
оценка тех или иных явлений: "хорошо", "безразлично", "плохо". Эту модальность иногда называют
также ценностной. Высказывания вроде: "Хорошо, что университет находится в центре города",
"Плохо, что цены возрастают" - относятся к этой разновидности. Само собой понятно, что в языко-
вых выражениях в качестве операторов выступают и другие слова тоже: "полезно", "вредно", "раду-
ет", "огорчает", "мило", "отвратительно" и др. Может быть эта модальность выражена и в сравни-
тельной форме. Тогда ее модальные операторы выглядят иначе: "лучше", "равноценно", "хуже". Уче-
ние о ценностях в философии называют аксиологией. Ее задача - вскрыть основные человеческие
ценности, показать историю их возникновения, определить их возможности, перспективы и место в
жизни общества.
Деонтическая модальность (от греч. deontos - нужное, должное). В ней охватываются высказывания,
описывающие различного рода предписания (запреты) и, прежде всего, морально-правовые нормы,
могут быть сюда отнесены медицинские, технические и прочие рекомендации, ограничения, запреты.
Модальными операторами для это служат: "обязательно" ("подлежит исполнению"), "безразлично",
"запрещено"; к этим трем обычно добавляют еще один дополнительный оператор - "разрешено".
Существует раздел этики, называемый деонтологией, в котором рассматриваются проблемы долга и
должного. Деонтологией называют также врачебную этику, предписывающую нормы поведения ме-
дицинского персонала и его взаимоотношения с пациентами.
Временные модальности. Их название говорит само за себя. Подобно аксиологическим, они распа-
даются на две разновидности - абсолютную и относительную. Первая из них задается операторами:
"всегда", "временами", "никогда". Вторая: "раньше (чем что-либо)", "одновременно", "позже (чем
что-либо)".
Эпистемические модальности (от греч. episteme - знание). Эпистемологией в западной философской
литературе называют теорию познания. Поэтому данную разновидность модальных суждений можно
было бы называть еще и теоретико-познавательной. Здесь отмечается степень изученности явлений,
о которых говорится в высказываниях. В зависимости от того, идет ли речь об уровне знания или об
уровне убежденности, различают две разновидности эпистемической модальности. Одна из них вы-
ражается операторами: "доказуемо" ("верифицируемо"), "неразрешимо", "опровержимо" ("фальси-
фицируемо"). Для другой операторами служат: "отстаивает" ("убежден"), "сомневается", "отвергает".
Глава 4. Умозаключение
Из суждений составляется более сложная и важная в теоретическом отношении форма логического
мышления - умозаключение. Иногда к ним прилагают название "силлогизм", хотя, строго говоря,
силлогизм - только одна из разновидностей умозаключения, правда, наисложнейшая и, пожалуй, са-
мая распространенная. С помощью умозаключения мысли, выражаемые через суждения, связывают-
ся между собой, образуя новую мысль, которую можно рассматривать результатом их сцепления,
взаимодействия. Возьмем для наглядности такое рассуждение:
Если число 64 делится на 3 и на 4, то оно делится на 12.
Число 64 не делится на 12.
ложения: "Возможно, вирус СПИДа не существовал прежде", "Возможно месторождение окажется
перспективным".
Исследование атлетической модальности началось еще Аристотелем, так как его философия отводит
очень большую роль категории возможности в ее противопоставлении действительности. В возмож-
ном бытии, говорит древний мыслитель, очень много специфического, например, там не действует
запрет на противоречие; спектр заключенных в любой вещи возможностей колеблется с размахом от
одной противоположности до другой, так что в возможности вещь является одновременно и той, и не
той: медь как материал, возможно, станет шаром, но возможно и не шаром. Необходимые же связи,
наоборот, избирательны, не допускают варьирования. Равносторонний треугольник всегда является
равноугольным и не может быть иным. Нас, впрочем, сейчас интересует не различие этих модальных
категорий, а, наоборот, связь их между собой.
Позднее в логике стали изучаться и неатлетические модальности. Обычно в каждой из них выделя-
ются, как и в атлетической, по три категории суждений - две противоположные в каком-либо отно-
шении и одна нейтральная. Например: "раньше", "одновременно", "позже". Мы ограничимся здесь
лишь перечислением этих видов модальных суждений.
Аксиологические модальности (от греч. axios - ценный). Она объединяет суждения, в которых дается
оценка тех или иных явлений: "хорошо", "безразлично", "плохо". Эту модальность иногда называют
также ценностной. Высказывания вроде: "Хорошо, что университет находится в центре города",
"Плохо, что цены возрастают" - относятся к этой разновидности. Само собой понятно, что в языко-
вых выражениях в качестве операторов выступают и другие слова тоже: "полезно", "вредно", "раду-
ет", "огорчает", "мило", "отвратительно" и др. Может быть эта модальность выражена и в сравни-
тельной форме. Тогда ее модальные операторы выглядят иначе: "лучше", "равноценно", "хуже". Уче-
ние о ценностях в философии называют аксиологией. Ее задача - вскрыть основные человеческие
ценности, показать историю их возникновения, определить их возможности, перспективы и место в
жизни общества.
Деонтическая модальность (от греч. deontos - нужное, должное). В ней охватываются высказывания,
описывающие различного рода предписания (запреты) и, прежде всего, морально-правовые нормы,
могут быть сюда отнесены медицинские, технические и прочие рекомендации, ограничения, запреты.
Модальными операторами для это служат: "обязательно" ("подлежит исполнению"), "безразлично",
"запрещено"; к этим трем обычно добавляют еще один дополнительный оператор - "разрешено".
Существует раздел этики, называемый деонтологией, в котором рассматриваются проблемы долга и
должного. Деонтологией называют также врачебную этику, предписывающую нормы поведения ме-
дицинского персонала и его взаимоотношения с пациентами.
Временные модальности. Их название говорит само за себя. Подобно аксиологическим, они распа-
даются на две разновидности - абсолютную и относительную. Первая из них задается операторами:
"всегда", "временами", "никогда". Вторая: "раньше (чем что-либо)", "одновременно", "позже (чем
что-либо)".
Эпистемические модальности (от греч. episteme - знание). Эпистемологией в западной философской
литературе называют теорию познания. Поэтому данную разновидность модальных суждений можно
было бы называть еще и теоретико-познавательной. Здесь отмечается степень изученности явлений,
о которых говорится в высказываниях. В зависимости от того, идет ли речь об уровне знания или об
уровне убежденности, различают две разновидности эпистемической модальности. Одна из них вы-
ражается операторами: "доказуемо" ("верифицируемо"), "неразрешимо", "опровержимо" ("фальси-
фицируемо"). Для другой операторами служат: "отстаивает" ("убежден"), "сомневается", "отвергает".
                                     Глава 4. Умозаключение
Из суждений составляется более сложная и важная в теоретическом отношении форма логического
мышления - умозаключение. Иногда к ним прилагают название "силлогизм", хотя, строго говоря,
силлогизм - только одна из разновидностей умозаключения, правда, наисложнейшая и, пожалуй, са-
мая распространенная. С помощью умозаключения мысли, выражаемые через суждения, связывают-
ся между собой, образуя новую мысль, которую можно рассматривать результатом их сцепления,
взаимодействия. Возьмем для наглядности такое рассуждение:

Если число 64 делится на 3 и на 4, то оно делится на 12.
Число 64 не делится на 12.


                                                 43