Логика. Ч.1. Попов Ю.П. - 68 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

68
мов новое поколение появляется ежечасно, так что 40-50 лет означают для них историю длинной в
40-50 тысяч поколений. У человека с его не менее чем двадцатилетним периодом смены поколений
на эволюционные изменения аналогичного порядка потребовались бы сотни тысяч, если не миллион
лет. Не надо забывать, что время существования цивилизации - не более чем мгновение в многомил-
лиардной истории жизни на Земле, и человек как один из долгоживущих животных организмов дол-
жен относиться к числу самых медленно изменяемых видов при прочих равных условиях.
Сказанное, однако, не означает, будто отбора в обществе вообще нет. Наоборот, выдвижение луч-
ших, наиболее даровитых, прозорливых, результативных с одновременным отсевом бесталанных -
наипервейшее условие прогресса. Механизмы, обеспечивающие такой отбор во всех областях дея-
тельности, во всех профессиях, играют куда более важную роль, чем пресловутый материальный ин-
терес. Но в силу скоротечности цивилизации, появившейся всего примерно десять тысяч лет назад, с
ее последующими многократными потрясениями и зигзагами результаты такого отбора не успевают
закрепиться генетически и не наследуются потомками с такой же надежностью, как, скажем, расовые
признаки, прямохождение, речь. Достаточно сказать, что дети подавляющего большинства гениаль-
ных мыслителей и деятелей культуры ничем не выделяются среди других людей. К тому же и сами
общественные институты мешают генетическому закреплению признаков, повышающих жизнеспо-
собность в обществе: если бы самые сильные и быстрые волки оставляли своим волчатам готовую
крепкую нору с тучным стадом поблизости, то, скорее всего их вид деградировал бы очень быстро.
Выдвижение наиболее достойных среди людей не представляет собой тот биологический отбор, ко-
торый описан в учении Дарвина и называется естественным отбором. Перенесение этого учения по
аналогии на человеческое общество должно быть осторожным. Помимо приведенных соображений
основанием для такого утверждения является еще и то, что среди животных идет борьба на выжива-
ние, в то время как в обществе достаточно смещать слабо подготовленных и бездарных с руководя-
щих постов (в любом занятии и любой профессии), где они определяют и направляют жизнь других
людей, на второстепенные. Представляется очевидным, что первым признаком демократии должно
считаться положение, когда бездарность долго не правит. В политике, прежде всего, должен дейст-
вовать принцип ответственности за свой пост; руководящий слой должен выдвигаться только при
наличии программы преобразований и оставаться у кормила власти только до тех пор, пока дела
идут в соответствии с их ожиданиями и обещаниями. В ином случае их неукоснительной обязанно-
стью является критически отнестись к своим просчетам и уйти в отставку, дав место более дарови-
тым; где-то на другом поприще тот же деятель окажется полезным и может быть даже единственно
полезным, потому что многое говорит о том, что природа не создавала лишних и ненужных людей.
Просто большинству из нас трудно найти то дело, к которому мы относились бы как к призванию, и,
к сожалению, в его поисках порой проходит вся жизнь.
Те, кто по аналогии переносит на человека законы эволюционной борьбы за существование, часто
так же неправомерно усматривают в ней неизбежную тяжкую плату за восхождение вверх: она бес-
пощадна к слабым, но без этого не смогут выдвинуться лучшие и не будет прогресса. В действитель-
ности, однако, естественный отбор вовсе не обеспечивает прогресс, как это не раз специально под-
черкивал Дарвин, вернее, он обеспечивает как прогресс, так и регресс, все зависит от условий. Вер-
но, что в результате борьбы за существование побеждают сильнейшие, но, заметьте, не сильнейшие
вообще, а сильнейшие только применительно к данным условиям. Это значит, сменятся условия - и
те, кто сейчас одолевает, начнут проигрывать, их жизнеспособность снизится, они перейдут в разряд
слабых. Так, далекие предки нынешних китов обитали на суше, но их оттеснили более сильные осо-
би сначала в прибрежные воды, а затем и в открытый океан. Стали ли в процессе такой эволюции
киты сильнее? Вопрос бессмысленный. Логика естественного отбора не допускает ответа на него.
Учение Дарвина всего лишь вскрыло механизм заполнения живым веществом новых экологических
ниш и освобождения тех, которые по каким-либо причинам исчезают. При этом происходит как раз-
витие вверх, так и деградация. И осуществляется как то, так и другое через одну и ту же борьбу и
победу сильнейших (для данных условий жизни).
Как это ни парадоксально, но совершенно не имеют оправдания довольно распространенные взгля-
ды, будто тяжелые условия жизни улучшают породу людей, хотя и верно, что выживают в них толь-
ко крепкие и здоровые. Возьмите Ленинградскую блокаду. Ее первыми жертвами действительно
стали больные, которые, естественно, погибали раньше всех. Самые здоровые смогли выжить. Но не
надо забывать, что вместе с тем многие из них успели приобрести тяжелые, необратимые изменения
в организме. Спрашивается: как это сказалось на их наследственности? Суровые условия вовсе не
мов новое поколение появляется ежечасно, так что 40-50 лет означают для них историю длинной в
40-50 тысяч поколений. У человека с его не менее чем двадцатилетним периодом смены поколений
на эволюционные изменения аналогичного порядка потребовались бы сотни тысяч, если не миллион
лет. Не надо забывать, что время существования цивилизации - не более чем мгновение в многомил-
лиардной истории жизни на Земле, и человек как один из долгоживущих животных организмов дол-
жен относиться к числу самых медленно изменяемых видов при прочих равных условиях.
Сказанное, однако, не означает, будто отбора в обществе вообще нет. Наоборот, выдвижение луч-
ших, наиболее даровитых, прозорливых, результативных с одновременным отсевом бесталанных -
наипервейшее условие прогресса. Механизмы, обеспечивающие такой отбор во всех областях дея-
тельности, во всех профессиях, играют куда более важную роль, чем пресловутый материальный ин-
терес. Но в силу скоротечности цивилизации, появившейся всего примерно десять тысяч лет назад, с
ее последующими многократными потрясениями и зигзагами результаты такого отбора не успевают
закрепиться генетически и не наследуются потомками с такой же надежностью, как, скажем, расовые
признаки, прямохождение, речь. Достаточно сказать, что дети подавляющего большинства гениаль-
ных мыслителей и деятелей культуры ничем не выделяются среди других людей. К тому же и сами
общественные институты мешают генетическому закреплению признаков, повышающих жизнеспо-
собность в обществе: если бы самые сильные и быстрые волки оставляли своим волчатам готовую
крепкую нору с тучным стадом поблизости, то, скорее всего их вид деградировал бы очень быстро.
Выдвижение наиболее достойных среди людей не представляет собой тот биологический отбор, ко-
торый описан в учении Дарвина и называется естественным отбором. Перенесение этого учения по
аналогии на человеческое общество должно быть осторожным. Помимо приведенных соображений
основанием для такого утверждения является еще и то, что среди животных идет борьба на выжива-
ние, в то время как в обществе достаточно смещать слабо подготовленных и бездарных с руководя-
щих постов (в любом занятии и любой профессии), где они определяют и направляют жизнь других
людей, на второстепенные. Представляется очевидным, что первым признаком демократии должно
считаться положение, когда бездарность долго не правит. В политике, прежде всего, должен дейст-
вовать принцип ответственности за свой пост; руководящий слой должен выдвигаться только при
наличии программы преобразований и оставаться у кормила власти только до тех пор, пока дела
идут в соответствии с их ожиданиями и обещаниями. В ином случае их неукоснительной обязанно-
стью является критически отнестись к своим просчетам и уйти в отставку, дав место более дарови-
тым; где-то на другом поприще тот же деятель окажется полезным и может быть даже единственно
полезным, потому что многое говорит о том, что природа не создавала лишних и ненужных людей.
Просто большинству из нас трудно найти то дело, к которому мы относились бы как к призванию, и,
к сожалению, в его поисках порой проходит вся жизнь.
Те, кто по аналогии переносит на человека законы эволюционной борьбы за существование, часто
так же неправомерно усматривают в ней неизбежную тяжкую плату за восхождение вверх: она бес-
пощадна к слабым, но без этого не смогут выдвинуться лучшие и не будет прогресса. В действитель-
ности, однако, естественный отбор вовсе не обеспечивает прогресс, как это не раз специально под-
черкивал Дарвин, вернее, он обеспечивает как прогресс, так и регресс, все зависит от условий. Вер-
но, что в результате борьбы за существование побеждают сильнейшие, но, заметьте, не сильнейшие
вообще, а сильнейшие только применительно к данным условиям. Это значит, сменятся условия - и
те, кто сейчас одолевает, начнут проигрывать, их жизнеспособность снизится, они перейдут в разряд
слабых. Так, далекие предки нынешних китов обитали на суше, но их оттеснили более сильные осо-
би сначала в прибрежные воды, а затем и в открытый океан. Стали ли в процессе такой эволюции
киты сильнее? Вопрос бессмысленный. Логика естественного отбора не допускает ответа на него.
Учение Дарвина всего лишь вскрыло механизм заполнения живым веществом новых экологических
ниш и освобождения тех, которые по каким-либо причинам исчезают. При этом происходит как раз-
витие вверх, так и деградация. И осуществляется как то, так и другое через одну и ту же борьбу и
победу сильнейших (для данных условий жизни).
Как это ни парадоксально, но совершенно не имеют оправдания довольно распространенные взгля-
ды, будто тяжелые условия жизни улучшают породу людей, хотя и верно, что выживают в них толь-
ко крепкие и здоровые. Возьмите Ленинградскую блокаду. Ее первыми жертвами действительно
стали больные, которые, естественно, погибали раньше всех. Самые здоровые смогли выжить. Но не
надо забывать, что вместе с тем многие из них успели приобрести тяжелые, необратимые изменения
в организме. Спрашивается: как это сказалось на их наследственности? Суровые условия вовсе не


                                               68