ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
67
познания смотрели как на ценность, полученную в дар от богов в знак особого их расположения к
данному народу.
В логике, однако, при проведении аналогии не ограничиваются указанием на сходство. Оно стано-
вится основой для получения новых выводов о таких объектах, познание которых по каким-либо
причинам затруднено. В таких случаях бывает полезно обратиться к другим, похожим в каком-либо
отношении на интересующий нас. Когда у двух явлений (пусть даже природа того и другого сущест-
венно различна) имеется несколько подобных признаков, то тогда можно предположить, что сходст-
во распространяется и дальше, на другие признаки, которые есть у одного, но пока не обнаружены у
другого, однако со временем может быть все-таки откроются. Так, свойства колебательных движе-
ний сначала были изучены физикой только на примере волн, распространяющихся по поверхности
воды. Потом, когда стало выясняться, что звук и свет тоже представляют собой колебания, то было
естественно предположить, что у них тоже должна наблюдаться так называемая дифракция (огиба-
ние препятствий), причем формулы для ее расчета могут быть получены по аналогии с формулами
для поверхностных волн. В дальнейшем это предположение полностью подтвердилось; проведенное
уподобление одних волн другим оказалось, следовательно, эвристически продуктивным.
Аналогия представляет собой вид умозаключения, в котором знания об одном предмете переносятся
на предмет другой природы на основании наличия сходства между ними.
Говоря формально, умозаключение по аналогии строится следующим образом: два предмета обла-
дают рядом сходных признаков a, b, c, причем один из них имеет еще и признак d. Тогда можно сде-
лать предположение, что и у второго тоже есть этот признак. Следует помнить, что данный вид умо-
заключения не всегда приводит к обоснованным выводам. Как правило, они являются лишь более
или менее предположительными; к ним, поэтому чаще всего прибегают как к первоначальным ори-
ентировочным рабочим гипотезам, когда еще нет более надежных способов получить ответы на ин-
тересующие нас вопросы. Они могут служить методологическими ориентирами в научных исследо-
ваниях, суживают зону поиска. Полученные с помощью аналогии результаты потом обычно прове-
ряют другими методами. Выдающийся английский мыслитель Ф. Бэкон предположил, что Земля,
Луна и другие планеты притягивают все предметы на расстоянии подобно тому, как магнит притяги-
вает железо. Догадка основывалась на том, что в открытых морях при появлении над ними Луны, как
замечали моряки, начинается прилив, как будто этот естественный спутник нашей планеты притяги-
вает к себе воду. Однако наделение планет свойствами, аналогичными магнитным, из-за некоторого
сходства с магнитом могло быть, конечно, только гипотетическим и нуждалось в проверке. Так и
волновые свойства света стали неоспоримой научной истиной только после их экспериментального
подтверждения.
Привычка к аналогии, надо сказать, является настолько укорененной в нашем мышлении, что скорее
следует предостерегать против чрезмерного увлечения ею, чем пропагандировать ее использование.
Поверхностные, плохо проверенные аналогии довольно часто мелькают и в разговорах, и в письмен-
ных текстах. Вместо того, чтобы служить отправной точкой для последующего изучения, на резуль-
таты таких сопоставлений смотрят как на бесспорно доказанные положения. Очень часто, например,
человеческое общество сравнивают с живым организмом и делают это не ради образной характери-
стики, а на полном серьезе проводят параллели между присущими обществу структурными элемен-
тами и органами животного: правительство уподобляют головному мозгу, экономику - системе кро-
вообращения и обмена, производственный коллектив или семейную ячейку - клетке. Иногда доходят
до того, что делят общества по половым признакам. Конечно, усмотреть наличие сходства между
сообществами людей и организмами нетрудно. Но дает ли оно основание для доказанных выводов об
одинаковых законах функционирования у того и другого? Очень многие искренне полагают, что
биологические законы можно переносить на человеческое общество и что, в частности, в нем дейст-
вует естественный отбор и даже именно благодаря ему осуществляется прогресс, ибо борьба, в ка-
кой-то мере похожая на борьбу в животном мире, ведется и среди людей тоже. Сталкиваться с таки-
ми убеждениями приходится довольно часто, особенно в студенческих аудиториях.
Есть, однако, много причин доказывать, что такие убеждения имеют очень шаткую почву. Начнем с
того, что течение эволюционного процесса происходит по-разному для разных организмов, потому
что время эволюции измеряется не числом лет, а числом поколений, между тем человек - один из
долгожителей в царстве животных. Некоторые бактерии, как известно, действительно успели за не-
сколько десятков лет приспособиться к новым лекарственным препаратам, изобретенным в двадца-
том веке, иными словами, претерпели определенную эволюцию. Все это так. Но ведь у этих организ-
познания смотрели как на ценность, полученную в дар от богов в знак особого их расположения к данному народу. В логике, однако, при проведении аналогии не ограничиваются указанием на сходство. Оно стано- вится основой для получения новых выводов о таких объектах, познание которых по каким-либо причинам затруднено. В таких случаях бывает полезно обратиться к другим, похожим в каком-либо отношении на интересующий нас. Когда у двух явлений (пусть даже природа того и другого сущест- венно различна) имеется несколько подобных признаков, то тогда можно предположить, что сходст- во распространяется и дальше, на другие признаки, которые есть у одного, но пока не обнаружены у другого, однако со временем может быть все-таки откроются. Так, свойства колебательных движе- ний сначала были изучены физикой только на примере волн, распространяющихся по поверхности воды. Потом, когда стало выясняться, что звук и свет тоже представляют собой колебания, то было естественно предположить, что у них тоже должна наблюдаться так называемая дифракция (огиба- ние препятствий), причем формулы для ее расчета могут быть получены по аналогии с формулами для поверхностных волн. В дальнейшем это предположение полностью подтвердилось; проведенное уподобление одних волн другим оказалось, следовательно, эвристически продуктивным. Аналогия представляет собой вид умозаключения, в котором знания об одном предмете переносятся на предмет другой природы на основании наличия сходства между ними. Говоря формально, умозаключение по аналогии строится следующим образом: два предмета обла- дают рядом сходных признаков a, b, c, причем один из них имеет еще и признак d. Тогда можно сде- лать предположение, что и у второго тоже есть этот признак. Следует помнить, что данный вид умо- заключения не всегда приводит к обоснованным выводам. Как правило, они являются лишь более или менее предположительными; к ним, поэтому чаще всего прибегают как к первоначальным ори- ентировочным рабочим гипотезам, когда еще нет более надежных способов получить ответы на ин- тересующие нас вопросы. Они могут служить методологическими ориентирами в научных исследо- ваниях, суживают зону поиска. Полученные с помощью аналогии результаты потом обычно прове- ряют другими методами. Выдающийся английский мыслитель Ф. Бэкон предположил, что Земля, Луна и другие планеты притягивают все предметы на расстоянии подобно тому, как магнит притяги- вает железо. Догадка основывалась на том, что в открытых морях при появлении над ними Луны, как замечали моряки, начинается прилив, как будто этот естественный спутник нашей планеты притяги- вает к себе воду. Однако наделение планет свойствами, аналогичными магнитным, из-за некоторого сходства с магнитом могло быть, конечно, только гипотетическим и нуждалось в проверке. Так и волновые свойства света стали неоспоримой научной истиной только после их экспериментального подтверждения. Привычка к аналогии, надо сказать, является настолько укорененной в нашем мышлении, что скорее следует предостерегать против чрезмерного увлечения ею, чем пропагандировать ее использование. Поверхностные, плохо проверенные аналогии довольно часто мелькают и в разговорах, и в письмен- ных текстах. Вместо того, чтобы служить отправной точкой для последующего изучения, на резуль- таты таких сопоставлений смотрят как на бесспорно доказанные положения. Очень часто, например, человеческое общество сравнивают с живым организмом и делают это не ради образной характери- стики, а на полном серьезе проводят параллели между присущими обществу структурными элемен- тами и органами животного: правительство уподобляют головному мозгу, экономику - системе кро- вообращения и обмена, производственный коллектив или семейную ячейку - клетке. Иногда доходят до того, что делят общества по половым признакам. Конечно, усмотреть наличие сходства между сообществами людей и организмами нетрудно. Но дает ли оно основание для доказанных выводов об одинаковых законах функционирования у того и другого? Очень многие искренне полагают, что биологические законы можно переносить на человеческое общество и что, в частности, в нем дейст- вует естественный отбор и даже именно благодаря ему осуществляется прогресс, ибо борьба, в ка- кой-то мере похожая на борьбу в животном мире, ведется и среди людей тоже. Сталкиваться с таки- ми убеждениями приходится довольно часто, особенно в студенческих аудиториях. Есть, однако, много причин доказывать, что такие убеждения имеют очень шаткую почву. Начнем с того, что течение эволюционного процесса происходит по-разному для разных организмов, потому что время эволюции измеряется не числом лет, а числом поколений, между тем человек - один из долгожителей в царстве животных. Некоторые бактерии, как известно, действительно успели за не- сколько десятков лет приспособиться к новым лекарственным препаратам, изобретенным в двадца- том веке, иными словами, претерпели определенную эволюцию. Все это так. Но ведь у этих организ- 67
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 65
- 66
- 67
- 68
- 69
- …
- следующая ›
- последняя »