ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
К.К. женат и у него есть маленький сын. Через пять лет мне будет восемнадцать, а ему тридцать восемь. Но пусть это будет
его проблемой. А молодость еще никогда и никому не мешала.
Рита сказала, что К.К. – карьерист. Неизвестно, отрицательная это черта или положительная. Мой папа, например, не
карьерист, но что-то большого счастья на его лице я не вижу. У него нет жизненного стимула и маленькая зарплата. Недавно
я на классном часе докладывала политическую ситуацию. Честно сказать, какое мне дело до политики, но Марья Ефремовна
сказала, что не активных не будут переводить в девятый класс. Я подготовилась как миленькая и провела политинформацию.
***
? Что девочка услышала о счастье по радио? Приведите цитату. Как она корректирует этот тезис?
? Назовите желания героини. Почему желания «перейти в девятый класс» и «иметь дубленку», «поступить в МГУ» и
«познакомиться с артистом» для нее становятся равнозначными? Какие из них для нее более реальны?
? Как вы думаете, зачем девушка хочет познакомиться с артистом К.К.? Действительно ли она влюблена в него? Что
ей нравится в образе Д′Артаньяна?
? Почему, размышляя о счастье, героиня говорит о карьере? Как изменилось ее отношение к К.К.? Зачем она сравни-
вает папу и артиста? О ком из них она говорит, что «у него нет жизненного стимула и маленькая зарплата»?
? Можно ли сказать, что девочка проводила политинформацию только ради своей карьеры?
? Что поняла школьница, размышляя о счастье и карьере?
3. Ленка Коновалова перевернула страницу – исписала уже половину тетради. А я все сижу и ищу в памяти своей са-
мый счастливый день.
Вообще, если честно, мои самые счастливые дни – это когда я возвращаюсь из школы и никого нет дома. Я люблю свою
маму. Она на меня не давит, не заставляет заниматься музыкой и есть с хлебом. При ней я могу делать то же самое, что и без
нее. Но все-таки это – не то.
Когда ее нет дома, в дверях записка: «Ключи под ковриком. Еда на плите. Буду в шесть. Целую, мама». Я читала в газе-
те, что Москва занимает последнее место в мире по проценту преступности. То есть Москва – самая спокойная столица в
мире. И это правда. Я убедилась на собственном опыте. Если бы самый плохонький воришка-дилетант прочитал мамину за-
писку, то получил бы точную инструкцию, что ключи под ковриком. Открывай дверь и заходи. Еда на плите – разогревай и
обедай. А хозяева явятся в шесть. Так что можно не торопиться и даже отдохнуть в кресле с газетой, а около шести – уйти,
прихватив папины джинсы, кожаный пиджак и мамину дубленку. Больше ничего ценного в нашем доме нет, потому что мы
– интеллигенция и живем только на то, что зарабатываем.
Мама говорит: когда человек боится, что его обворуют, его обязательно обворуют. В жизни всегда случается именно то,
чего человек боится. Поэтому никогда не надо бояться. И это точно. Если я боюсь, что меня спросят, меня обязательно
спрашивают.
Когда я выхожу из лифта и вижу записку, я радуюсь возможности жить как хочу и ни к кому не приспосабливаться. Я
вхожу в дом. Ничего не разогреваю, а ем прямо со сковородки. Потом я включаю музыку на полную мощность и зову в гости
Ленку Коновалову. Мы с ней вынимаем из шкафа все мамины платья, начинаем мерить их и танцевать. Мы танцуем в длин-
ных платьях, а ансамбль «Синяя птица» надрывается: «Не о-би-жайся на меня, не обижайся, и не жалей, и не зови, не досту-
чишься до любви». А в окно хлещет солнце.
Потом Ленка уходит. Я сажусь в кресло, закутываюсь в плед и читаю. Сейчас я читаю две книги: рассказы Хулио Кор-
тасара и пьесы Александра Вампилова. Я читаю и вижу перед глазами К.К., и мне бывает грустно. У Кортасара в рассказе
«Конец игры» есть слова «невыразимо прекрасно». Они так действуют на меня, что я поднимаю глаза и думаю. Иногда мне
кажется, что жить – невыразимо прекрасно. А иногда мне становится все неинтересно, и я спрашиваю у мамы: «А зачем лю-
ди живут?» Она говорит: «Для страданий. Страдания – это норма». А папа говорит: «Это норма для дураков. Человек создан
для счастья». Мама говорит: «Ты забыл добавить: как птица для полета. И еще можешь сказать – жалость унижает челове-
ка». Папа говорит: «Конечно, унижает, потому что на жалость рассчитывают только дураки и дуры. Умные рассчитывают на
себя». А мама говорит, что жалость – это сострадание, соучастие в страдании, и на нем держится мир, и это тоже талант, ко-
торый доступен немногим, даже умным.
***
? Что вы узнали о семье девочки? Как вы поняли выражение: «мы интеллигенция и живем только на то, что зарабаты-
ваем»? Как относится девочка к «воришкам-дилетантам»? Чем можно объяснить ее иронию?
? Почему девочке кажутся счастливыми дни, когда «никого нет дома»? Приведите цитату. Что значит для нее «жить
как хочу»? Чем она занимается? В это время солнце не светит, а «хлещет», ансамбль не поет, а «надрывается». Что передает
такая гипербола (преувеличение)?
? О чем мечтает и размышляет девочка во время чтения? Как она понимает слова «невыразимо прекрасно»? Права ли
она, по вашему мнению?
? О чем спорят родители девочки? Объясните их позиции.
4. Но спорят они редко, потому что редко видятся. Когда папа вечерами дома, мамы нет. И наоборот. Если мамы нет –
папа читает газеты и смотрит по телевизору хоккей. Прочитав газеты, папа требует мой ученический дневник и начинает кри-
чать на меня. Мне хочется попросить: «Не кричи, пожалуйста, говори спокойно». Но я молчу и только моргаю глазами.
Иногда мама приходит довольно поздно, однако раньше отца. Она видит, что его дубленки нет на вешалке, и ужасно
радуется. Быстро переодевается в пижаму, и мы с ней начинаем танцевать на ковре посреди комнаты, вскидывая ноги, как
ненормальные, обе в пижамах и босиком. Мы ликуем, и нам бывает невыразимо прекрасно. А когда у мамы библиотечные дни
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 34
- 35
- 36
- 37
- 38
- …
- следующая ›
- последняя »