Современная русская литература. Попова И.М - 13 стр.

UptoLike

6. Охарактеризуйте грамматические конструкции, характерные для произведений Петрушевской.
7. Из чего состоят авторские характеристики героев?
8. С какой целью имитируются интонации разговорной речи в рассказе о герое?
9. Почему книги Л. Петрушевской требуют от читателя напряжения?
10. Каковы особенности сказок Л. Петрушевской?
11. Почему Л. Петрушевская прибегает к жанру сказки, размышляя о смысле и предназначении человече-
ской жизни?
12. Какие общечеловеческие проблемы затрагивает автор в "Сказке о часах"?
13. Проследите по тексту антиномии "жизньсмерть", "деньночь".
14. Почему сказка заканчивается словами: "Ну что же, пока мир остался жив"? Какое слово в этой фразе не-
сет основную смысловую нагрузку?
2.2. АВТОРСКИЕ ЖАНРЫ ТАТЬЯНЫ ТОЛСТОЙ
Татьяна Никитична Толстая (1951) завоевала признание современников как талантливый прозаик. Начало
литературной деятельности Т.Н. Толстой приходится на 1970-е годы. Первая книга рассказов "На золотом
крыльце сидели..." (1987) принесла ей широкую известность, которую утвердили последующие сборники расска-
зов "Любишьне любишь" (1997), "Сестры" (1998), "Река Оккервиль" (1999).
Наиболее интересные сборники прозы и эссеистики Татьяны Толстой "Ночь" (2002), "День" (2002), "Изюм"
(2002), "Двое" (2002), "Круг" (2003), "Белые стены" (2004), "Кысь" (2000), "Не Кысь" (2004) доказывают яркую
поэтическую индивидуальность писательницы.
Татьяна Толстая обращается в художественной публицистике к "вечным" проблемам добра и зла, жизни и
смерти. Авторская позиция Татьяны Толстой выражается в своеобразном "своеволии". Оно заложено в основу ее
творчества и активно проявляется в особой литературно-сказочной метафоричности стиля, поэтике неомифоло-
гизма, в выборе героев-рассказчиков и парадоксальности точек зрения на мир. В художественном творчестве
Татьяны Толстой в сатирическом свете демонстрируется абсурдность многих сторон жизни, но и также показы-
вается высота нравственных идеалов русского народа (эссе "Квадрат", "Главный труп", "Русский мир", "Неугод-
ные лица", роман "Кысь", рассказы "Ночь", "Соня", "Круг").
Рассказы Татьяны Толстой представляют собой "сгущенные" романы, объединенные в циклы.
Рассказ "Милая Шура" построен на контрасте: это и символика деталей, и образная система, и сюжет. Глав-
ная героиня Александра Эрнестовна появляется впервые "вся залитая розовым мартовским светом", чтобы в кон-
це рассказа уйти во тьму небытия. Тьма смерти в финале побеждается на секунду светом любви Ивана Николае-
вича, о котором она вспомнила в этот момент. "Солнечный воздух", "солнечное счастье" связаны с возлюблен-
ным, к которому она так и не смогла уехать. Свет любви противопоставлен черному одеянию героини и "мерт-
вым фруктам" на ее светлой шляпе.
Контрастна сцена воспоминаний героини о смерти ее мужа, к которому она в час ухода из жизни пригласила
цыган, чтобы было "весело умирать". Оксюморонность этого эпизода кажется Александре Эрнестовне нормаль-
ной, потому что она признает только "свет" жизни и хочет развеять светлым весельем "тьму" смерти. В юности
глаза героини были наполнены ярким синим светом, а в старости стали "бесцветными".
Свет убывает в жизни милой Шуры с течением времени: "Третий муж все ныл, ныл... Коридор длинный.
Свет тусклый. Окна во двор. Все позади. Умерли нарядные гости. Засохли цветы. Дождь барабанит в стекла".
Символично, что ярко-белое одеяние милой Шуры и белизна писем о любви после ее смерти превратились в "чер-
ную банановую слизь", то есть тьма победила свет окончательно.
Герой рассказа "Круг" тоже не сумел сберечь свет в своей душе. Василий Михайловичмечтатель. Скука
жизни душит его. Тьма его бытия связаны с отсутствием высокой любви. Романы с женщинами были случайны-
ми. "Задыхаясь во мраке", герой послал свою душу "по сверкающей дуге к Изольде.
"Нетронутая белизна", "розовый свет" связаны с обликом "серебряной" Изольды, но герою вновь стало скуч-
но: романтику мечты победил быт.
Встретив через двадцать лет спившуюся Изольду, Василий Михайлович почувствовал, что "к сердцу подсту-
пала тьма. Пробил час уходить".
Герой уходит во тьму смерти, озлобленно отрицая "Свет" – такая мрачная картина предстает в финале рас-
сказа "Круг".
В рассказе "Ночь" антиномия "светтьма" концептуализирована в особенно острой трагической форме.
Главный герой "дебил" Алексей Петрович воспринимает мир как свет. Его ограниченное сознание не мешает ему
видеть добро: "Новое утро прыщет в окно, кактусы блещут... захлопнулись ворота ночного царства... жизнь тор-
жествует... новый день! Новый день!".
Но свет в душе инвалида меркнет, когда появляется зло. "Ночь" символизирует для него зло в душах людей.
Рассказ "Пламень небесный" представляет еще одну интерпретацию антиномии "светтьма". Смертельно
больной Коробейников одинок. Он тянется к людям, живущим на даче, но хорошее отношение (свет) сменяется