Современная русская литература. Попова И.М - 17 стр.

UptoLike

голову, оттянув красное веко, Александра Эрнестовна закапывает в глаз желтые капли. Розовым воздушным ша-
риком просвечивает голова через тонкую паутину. Этот ли мышиный хвостик шестьдесят лет назад черным пав-
линьим хвостом окутывал плечи? В этих ли глазах утонулраз и навсегданастойчивый, но небогатый Иван
Николаевич? Александра Эрнестовна кряхтит и нашаривает узловатыми ступнями тапки.
Сейчас будем пить чай. Без чая никуда не отпущу. Ни-ни-ни. Даже и не думайте.
Да я никуда и не ухожу. Я затем и пришлапить чай. И принесла пирожных. Я сейчас поставлю чайник, не
беспокойтесь. А она пока достанет бархатный альбом и старые письма.
В кухню надо идти далеко, в другой город, по бесконечному блестящему полу, натертому так, что два дня на
подошвах остаются следы красной мастики. В конце коридорного туннеля, как огонек в дремучем разбойном ле-
су, светится пятнышко кухонного окна. Двадцать три соседа молчат за белыми чистыми дверьми. На полпути
телефон на стене. Белеет записка, приколотая некогда Александрой Эрнестовной: "Пожар – 01. Скорая – 03. В
случае моей смерти звонить Елизавете Осиповне". Елизаветы Осиповны самой давно нет на свете. Ничего. Алек-
сандра Эрнестовна забыла.
В кухнеболезненная, безжизненная чистота. На одной из плит сами с собой разговаривают чьи-то щи. В
углу еще стоит кудрявый конус запаха после покурившего "Беломор" соседа. Курица в авоське висит за окном,
как наказанная, мотается на черном ветру. Голое мокрое дерево поникло от горя. Пьяница расстегивает пальто,
опершись лицом о забор. Грустные обстоятельства места, времени и образа действия. А если бы Александра Эр-
нестовна согласилась тогда все бросить и бежать на юг к Ивану Николаевичу? Где была бы она теперь? Она уже
послала телеграмму (еду, встречай), уложила вещи, спрятала билет подальше, в потайное отделение портмоне,
высоко заколола павлиньи волосы и села в кресло, к окнуждать. И далеко на юге Иван Николаевич, всполо-
шившись, не веря счастью, кинулся на железнодорожную станциюбегать, беспокоиться, волноваться, распоря-
жаться, нанимать, договариваться, сходить с ума, вглядываться в обложенный тусклой жарой горизонт. А потом?
Она прождала в кресле до вечера, до первых чистых звезд. А потом? Она вытащила из волос шпильки, тряхнула
головой... А потом? Ну чтопотом, потом! Жизнь прошла, вот что потом.
Чайник вскипел. Заварю покрепче. Несложная пьеска на чайном ксилофоне: крышечка, крышечка, ложечка,
крышечка, тряпочка, крышечка, тряпочка, тряпочка, ложечка, ручка, ручка. Длинен путь назад по темному кори-
дору с двумя чайниками в руках. Двадцать три соседа за белыми дверьми прислушиваются: не капнет ли своим
поганым чаем на наш чистый пол? Не капнула, не волнуйтесь. Ногой отворяю готические дверные створки. Я
вечность отсутствовала, но Александра Эрнестовна меня еще помнит.
Достала малиновые надтреснутые чашки, украсила стол какими-то кружавчиками, копается в темном гробу
буфета, колыша хлебный, сухарный запах, выползающий из-за его деревянных щек. Не лезь, запах! Поймать его
и прищемить стеклянными гранеными дверцами; вот так; сиди под замком.
Александра Эрнестовна достает чудное варенье, ей подарили, вы только попробуйте, нет, нет, вы попробуй-
те, ах, ах, ах, нет слов, да, это что-то необыкновенное, правда же, удивительное? правда, правда, сколько на свете
живу, никогда такого... ну, как я рада, я знала, что вам понравится, возьмите еще, берите, берите, я вас умоляю!
(О, черт, опять у меня будут болеть зубы!).
Вы мне нравитесь, Александра Эрнестовна, вы мне очень нравитесь, особенно вон на той фотографии, где у
вас такой овал лица, и на этой, где вы откинули голову и смеетесь изумительными зубами, и на этой, где вы при-
творяетесь капризной, а руку забросили куда-то на затылок, чтобы резные фестончики нарочно сползли с локтя.
Мне нравится ваша никому больше не интересная, где-то там отшумевшая жизнь, бегом убежавшая молодость,
ваши истлевшие поклонники, мужья, проследовавшие торжественной вереницей, все, все, кто окликнул вас и ко-
го позвали вы, каждый, кто прошел и скрылся за высокой горой. Я буду приходить к вам и приносить и сливки, и
очень полезную для глаз морковку, а вы, пожалуйста, раскрывайте давно не проветривавшиеся бархатные коричне-
вые альбомыпусть подышат хорошенькие гимназистки, пусть разомнутся усатые господа, пусть улыбнется бра-
вый Иван Николаевич. Ничего, ничего, он вас не видит, ну что вы, Александра Эрнестовна!.. Надо было решиться
тогда. Надо было. Да она уже решилась. Вот онрядом, – руку протяни! Вот, возьми его в руки, держи, вот он,
плоский, холодный, глянцевый, с золотым обрезом, чуть пожелтевший Иван Николаевич! Эй, вы слышите, она
решилась, да, она едет, встречайте, всё, она больше не колеблется, встречайте, где вы, ау!
Тысячи лет, тысячи дней, тысячи прозрачных непроницаемых занавесей пали с небес, сгустились, сомкнулись
плотными стенами, завалили дороги, не пускают Александру Эрнестовну к ее затерянному в веках возлюбленно-
му. Он остался там, по ту сторону лет, один, на пыльной южной станции, он бродит по заплеванному семечками
перрону, он смотрит на часы, отбрасывает носком сапога пыльные веретена кукурузных обглодышей, нетерпели-
во обрывает сизые кипарисные шишечки, ждет, ждет, ждет паровоза из горячей утренней дали. Она не приехала.
Она не приедет. Она обманула. Да нет, нет, она же хотела! Она готова, и саквояжи уложены! Белые полупрозрач-
ные платья поджали колени в тесной темноте сундука, несессер скрипит кожей, посверкивает серебром, бесстыд-
ные купальные костюмы, чуть прикрывающие колениа руки-то голые до плеч! – ждут своего часа, зажмурились,
предвкушая... В шляпной коробкеневозможная, упоительная, невесомая... ах, нет словбелый зефир, чудо из чу-
дес! На самом дне, запрокинувшись на спину, подняв лапки, спит шкатулкашпильки, гребенки, шелковые шнур-
ки, алмазный песочек, наклеенный на картонные шпателидля нежных ногтей; мелкие пустячки. Жасминовый